Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
консультация на тему
В статье даны рекомендации родителям о развитии речи ребенка через коррекцию артикуляционной моторики, дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста
I. Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений. Сверстники замечают дефекты речи, взрослые делают замечания. Ребенок начинает стесняться рассказывать стихотворения, общаться с детьми и взрослыми. Ребенку нужно умело и вовремя помочь.
На начальном этапе рекомендуется артикуляционная гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
- каждое движение выполняйте перед зеркалом.
- движения проводите неторопливо, ритмично, четко.
- чаще сравнивайте свои действия с действиями ребенка.
- выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.
Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Статические упражнения для языка:
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Жало». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Динамические упражнения для языка:
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
«Почистить зубки». Рот приоткрыт. Кончиком языка провести по нижним и верхним зубам.
«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Упражнения для губ:
«Улыбка». Удерживание губ в улыбке.
«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед.
Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик»; «Улыбка» - «Трубочка»[4].
II. Нарушение речевого дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у ребенка умения правильно дышать в процессе речи. Для тренировки вдоха и выдоха через рот закройте ноздри ребенка и просите его: «Давай подышим, как собачка». Для тренировки носового вдоха и выдоха закройте рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами, попросите его: «Давай понюхаем цветочек». Учите ребенка различать ротовой – носовой вдох и выдох. Делайте вместе с ребенком дыхательные упражнения: вдох через нос – выдох через рот; вдох через рот – выдох через нос.
Часто у детей сформирован короткий выдох, и родители могут в игровой форме заняться развитием длительного, плавного выдоха.
Игры, направленные на развитие речевого дыхания:
«Бабочка, лети!».
Можно сделать своими руками бумажную бабочку и привязать нитку. Предложите ребенку подуть. Таким образом, у ребенка будет вырабатываться длительный выдох.
Играйте с ребенком на детских музыкальных инструментах – дудочках, трубах, губных гармошках.
«Пускание корабликов».
Сделайте бумажный кораблик и приготовьте таз с водой. Предложите ребенку подуть на кораблик, произнося звук «ф». Но вот налетел порывистый ветер. «П-п-п…» - дует ребенок.
«Птицеферма».
Подберите звучащие игрушки: курицу, утку, гуся, цыпленка. Учите ребенка произносить на одном выдохе 3-4 слога (н/р: ко-ко-ко).
Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать ребенку говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (н/р: порядковый счет с загибанием пальцев). Необходимо приучить ребенка говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой.
III. Игры, направленные на развитие высоты, силы и тембра голоса.
Вырабатывайте у ребенка умения пользоваться громким голосом, изменять силу голоса от громкого до тихого и наоборот.
«Громко-тихо».
Подбираете маленькую и большую машины. Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би», а маленькая – тихо. Как подает сигнал большая машина? Как сигналит маленькая машина?
«Вьюга».
По сигналу «вьюга начинается» ребенок тихо говорит «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорит: «ууу…», по сигналу «вьюга кончается» говорит тише[3].
Для развития голоса полезно использовать чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса:
В лесу кричу: «Ау! Ау!» (громко)
А мне в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)
Горе кричу: «Ау! Ау!» (громко)
Гора в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)
Читайте сказки и учите ребенка подражать голосам героев сказок. Например, при чтении сказки «Три медведя» подражаете голосу Михайла Ивановича (голос низкий, грубый); голосу Настасьи Петровны (голос средней высоты, мягкий, ласковый); Мишутки (голос высокий, тоненький) [1].
IV. Для совершенствования работы голосового аппарата могут быть использованы скороговорки, а также для выработки умения пользоваться различным темпом (медленно, умеренно, быстро), для системной работы над интонационной выразительностью речи детей: логическим ударением, вопросительными, повествовательными и восклицательными интонациями .
1. Читайте скороговорки, как реплики в диалоге:
а) реплика:
вопрос – сомнение.
От топота копыт пыль по полю летит?
б) ответная реплика:
утверждение.
(Да, действительно так!)
От топота копыт пыль по полю летит.
2.Выберите скороговорки и разыгрывайте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.
Совместно проговаривайте с ребенком стихи и тексты с нужной интонацией:
Сказала тетя: (повествовательно)
«Фи, футбол!» (восклицательно, с пренебрежением)
Сказала мама: (повествовательно)
«Фу, футбол!» (восклицательно, с отвращением)
Сестра сказала: (повествовательно)
«Ну, футбол!» (восклицательно, с разочарованием)
А я ответил: (повествовательно)
«Во, футбол!» (восклицательно, с радостью)[2].
V. Для нормализации темпа и ритма речи выполняются специальные упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений.
Упражнения необходимо выполнять
- с четкой артикуляцией;
- равномерным распределением выдоха;
- соблюдая умеренный темп;
- синхронизируя произнесение и движение.
Упражнение 1. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом.
Упражнение 2. Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения.
Упражнение 3. Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
Упражнение 4. Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Упражнение 5. Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячем.
VI. Речевой материал, направленный на автоматизацию звука: сначала звук автоматизируется в слогах (прямых, обратных), словах (начале, конце, середине), затем в словосочетаниях, предложениях (предложите ребенку самостоятельно составить предложение), чистоговорках, скороговорках (заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном темпе, при этом желательно четко произносить все звуки в словах), стихотворениях, связной речи.
VII. Для того чтобы ребенок различал звуки и в дальнейшем их не заменял, можно использовать игры:
«Хлопни в ладоши».
Ребенок услышит звук, хлопнет в ладоши. Из потока звуков (слогов, слов) должен выделить заданный звук.
«Магазин».
Подбираете игрушки с определенными звуками (н/р: [с-ш]) и предлагаете ребенку «купить» игрушки в названии которых есть конкретный звук (н/р: [с]).
VIII. В дальнейшем ребенок учится различать звуки на материале слогов (н/р: отраженное повторение слогов: са-ша; са-ша-са; ша–са- ша; шас; саш и т.д.), произнесение слов. Можно произносить слова парами (сок-шок). Придумывает предложения, в которых были бы слова с дифференцируемыми звуками. Отрабатывается произношение дифференцируемых звуков в чистоговорках, скороговорках, стихотворениях, а затем в связной речи. Конечным этапом дифференциации звуков может считаться, если ребенок правильно произносит звуки в свободной речи.
Преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе. В работе необходима последовательность: не предлагайте ребенку вначале для выполнения трудных заданий, постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная задача – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении Вы сможете выработать умение ребенком отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль над собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух, сформировать речедвигательные навыки.
Список литературы.
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М. Издательский центр «Академия», 2001 г.-192 с.
2. Поварова И.А. Учимся говорить правильно и красиво. СПб.,1999г.-128 с.
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1981 г. – 240 с.
4. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [г],[г][х][х]. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов родителей. Я.: Академия развития: Академия, К:Академия Холдинг, - 2001 г. 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....
Коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией.
Презентация. Коррекция просодической стороны речи....
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Формирование произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ДЦП.
ДЦП - заболевание центральной нервной системы. У детей с ДЦП встречаются различные речевые нарушения, наиболее часто - дизартрия. Главная цель логопедической коррекции с детьми с ДЦП-развитие речевой ...
«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »
Отчет по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме:«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста », и к...
Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией
В презентации дается понятие дизартрии, рассматривается игровое упражнение "На ладошку дождик кап". Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...