Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
консультация на тему

В статье даны рекомендации родителям о развитии речи ребенка через коррекцию артикуляционной моторики, дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста

I. Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений. Сверстники замечают дефекты речи, взрослые делают замечания. Ребенок начинает стесняться рассказывать стихотворения, общаться с детьми и взрослыми. Ребенку нужно умело и вовремя помочь.

На начальном этапе рекомендуется  артикуляционная гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

При выполнении  артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

- каждое движение выполняйте перед зеркалом.

- движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

- чаще сравнивайте свои действия с действиями ребенка.

- выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Статические упражнения для языка:

«Лопаточка». Рот  открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Жало». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«Киска сердится». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт.  Боковые края языка загнуты вверх.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Динамические упражнения для языка:

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«Почистить зубки». Рот приоткрыт.  Кончиком языка провести по нижним и верхним зубам.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Упражнения для губ:

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены  и чуть выдвинуты вперед.

Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик»; «Улыбка» - «Трубочка»[4].

    II. Нарушение речевого дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у ребенка умения правильно дышать в процессе речи. Для тренировки вдоха и выдоха через рот закройте ноздри ребенка и просите его: «Давай подышим, как собачка». Для тренировки носового вдоха и выдоха закройте рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами, попросите его: «Давай понюхаем цветочек». Учите ребенка различать ротовой – носовой вдох и выдох. Делайте вместе с ребенком дыхательные упражнения: вдох через нос – выдох через рот; вдох через рот – выдох через нос.

Часто у детей сформирован короткий выдох, и  родители могут в игровой форме заняться развитием длительного, плавного выдоха.

Игры, направленные на развитие речевого дыхания:

«Бабочка, лети!».

Можно сделать своими руками  бумажную бабочку и привязать нитку. Предложите ребенку подуть. Таким образом, у  ребенка будет вырабатываться длительный выдох.

Играйте с ребенком на детских музыкальных инструментах – дудочках, трубах, губных гармошках.

«Пускание корабликов».

 Сделайте бумажный кораблик и приготовьте таз с водой. Предложите ребенку подуть на кораблик, произнося звук «ф». Но вот налетел порывистый ветер. «П-п-п…» - дует ребенок.

«Птицеферма».

Подберите звучащие игрушки: курицу, утку, гуся, цыпленка.  Учите ребенка произносить на  одном выдохе 3-4 слога (н/р: ко-ко-ко).

Для развития длительного, плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать ребенку говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (н/р: порядковый счет с загибанием пальцев). Необходимо приучить ребенка говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой.

III. Игры, направленные на развитие высоты, силы и тембра голоса.

Вырабатывайте у ребенка умения  пользоваться громким голосом, изменять силу голоса от громкого до тихого и наоборот.

«Громко-тихо».

 Подбираете маленькую и большую машины. Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би», а маленькая – тихо. Как подает сигнал большая машина? Как сигналит маленькая машина?

«Вьюга».

По сигналу «вьюга начинается» ребенок тихо говорит «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорит: «ууу…», по сигналу «вьюга кончается» говорит тише[3].

Для развития голоса полезно использовать чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса:

В лесу кричу: «Ау! Ау!» (громко)

А мне в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)

Горе кричу: «Ау! Ау!» (громко)

Гора в ответ: «Ау! Ау!» (тихо)

Читайте сказки  и учите ребенка подражать голосам героев сказок. Например, при чтении сказки «Три медведя» подражаете голосу  Михайла Ивановича (голос низкий, грубый); голосу Настасьи Петровны (голос средней высоты, мягкий, ласковый);  Мишутки (голос высокий, тоненький) [1].

IV. Для совершенствования  работы голосового аппарата могут быть использованы скороговорки, а также для выработки умения пользоваться различным темпом (медленно, умеренно, быстро), для системной работы над интонационной выразительностью речи детей: логическим ударением, вопросительными, повествовательными  и восклицательными интонациями .

1. Читайте скороговорки, как реплики в диалоге:

а)  реплика:

    вопрос – сомнение.

От топота копыт пыль по полю летит?

б)  ответная реплика:

    утверждение.

(Да, действительно так!)

От топота копыт пыль по полю летит.

2.Выберите скороговорки и разыгрывайте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.  

Совместно проговаривайте с ребенком стихи и тексты с нужной интонацией:

Сказала тетя:      (повествовательно)

«Фи, футбол!»    (восклицательно, с пренебрежением)

Сказала мама:     (повествовательно)

«Фу, футбол!»    (восклицательно, с отвращением)

Сестра сказала:  (повествовательно)

«Ну, футбол!»    (восклицательно, с разочарованием)

А я ответил:        (повествовательно)

«Во, футбол!»     (восклицательно, с радостью)[2].

V. Для нормализации темпа и ритма речи выполняются специальные упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений.

Упражнения необходимо выполнять

- с четкой артикуляцией;

- равномерным распределением выдоха;

- соблюдая умеренный темп;

- синхронизируя произнесение и движение.

Упражнение 1. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом.

Упражнение 2. Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно в процессе произнесения.

Упражнение 3. Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.

Упражнение 4.  Воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.

Упражнение 5. Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячем.  

 

VI. Речевой материал, направленный на автоматизацию звука: сначала звук автоматизируется в слогах (прямых, обратных), словах (начале, конце, середине), затем в словосочетаниях, предложениях (предложите ребенку самостоятельно составить предложение), чистоговорках, скороговорках (заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном темпе, при этом желательно четко произносить все звуки в словах), стихотворениях, связной речи.

VII. Для того чтобы ребенок различал звуки и в дальнейшем их не заменял, можно использовать игры:

  «Хлопни в ладоши».

Ребенок услышит звук, хлопнет в ладоши. Из потока звуков (слогов, слов) должен выделить заданный звук.

«Магазин».

Подбираете игрушки с определенными звуками (н/р: [с-ш]) и предлагаете ребенку «купить» игрушки в названии которых есть конкретный звук (н/р: [с]).

VIII. В дальнейшем ребенок учится различать звуки на материале слогов (н/р: отраженное повторение слогов: са-ша; са-ша-са; ша–са- ша; шас; саш и т.д.), произнесение слов. Можно произносить слова парами (сок-шок). Придумывает предложения, в которых были бы слова с дифференцируемыми звуками.  Отрабатывается произношение дифференцируемых звуков в чистоговорках, скороговорках,  стихотворениях, а затем в связной речи. Конечным этапом дифференциации звуков может считаться, если ребенок правильно произносит звуки в свободной речи.

Преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе. В работе необходима последовательность: не предлагайте ребенку вначале для выполнения  трудных заданий, постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого к сложному. Тщательно закрепляйте изученный материал. Основная задача – включить ребенка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении Вы сможете выработать умение ребенком отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль над собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, учить различать звуки на слух, сформировать речедвигательные навыки.

Список литературы.

1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М. Издательский центр «Академия», 2001 г.-192 с.

2. Поварова И.А. Учимся говорить правильно и красиво. СПб.,1999г.-128 с.                                                                                          

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного       произношения. М., «Просвещение», 1981 г. – 240 с.  

4. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [г],[г][х][х]. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов родителей. Я.: Академия развития: Академия, К:Академия Холдинг, - 2001 г. 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Основные направления логопедической работы по коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией....

Коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация. Коррекция просодической стороны речи....

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Формирование произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ДЦП.

ДЦП - заболевание центральной нервной системы. У детей с ДЦП встречаются различные речевые нарушения, наиболее часто - дизартрия. Главная цель логопедической коррекции с детьми с ДЦП-развитие речевой ...

«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »

Отчет по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме:«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста », и к...

Развитие просодической стороны речи у детей с дизартрией

В презентации дается понятие дизартрии, рассматривается игровое упражнение "На ладошку дождик кап". Данный материал будет полезен как педагогам, так и родителям....

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...