ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»
рабочая программа
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»
Возраст детей: от 10 до 15 лет. Срок реализации программы: 3 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях. Знание законов поможет конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Данная программа рассчитана на учащихся школы с 10 до 15 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры учащихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.
К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.
Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Именно на решение этих задач и направлена данная программа.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: правовое просвещение учащихся
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
2. Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.
3. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
4. Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
5. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Проводится занятия - один раз в неделю, по одному учебному часу. По плану на некоторые темы предусмотрено по два учебных часа на занятие.
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(первый год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) | 1 |
|
2 | Что такое вина? Что такое ответственность? | 1 |
|
3 | Виды юридической ответственности. | 1 |
|
4 | «Я - игра» (по подгруппам). | 1 |
|
5 | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» . | 1 |
|
6 | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» . | 1 |
|
7 | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 1 |
|
8 | УК РФ и Административный Кодекс (Основные понятия) | 1 |
|
9 | Взыскания и наказания. | 1 |
|
10 | Встреча с участковым. Обзор событий в районе. | 1 |
|
11 | Викторина «Я - гражданин». | 1 |
|
12 | Викторина «Я - гражданин». | 1 |
|
13 | Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда. | 1 |
|
14 | Правовая игра «Большой круг» | 1 |
|
15 | Встреча с социальным педагогом. | 1 |
|
16 | «Дети и терроризм» - беседа. | 1 |
|
17 | Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 |
|
18 | Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 |
|
19 | Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ. | 1 |
|
20 | Конкурс газет: «Есть выбор - жизнь без наркотиков». | 1 |
|
21 | Конференция «О наркотиках с разных сторон» . | 1 |
|
22 | Конференция «О наркотиках с разных сторон» . В гостях врач – психотерапевт. | 1 |
|
23 | Кто я? Какие мы? | 1 |
|
24 | О человеческом счастье. | 1 |
|
25 | Человек – кузнец своего счастья. | 1 |
|
26 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». | 1 |
|
27 | Царство Закон. | 1 |
|
28 | Царство беззаконие. | 1 |
|
29 | Закон для нас. Закон внутри нас. | 1 |
|
30 | Я и мы. | 1 |
|
31 | Я и мы. | 1 |
|
32 | Жизнь дается один раз. | 1 |
|
33 | Итоговое занятие - практикум «Защити свои права». | 1 |
|
34 | Итоговое занятие - практикум «Защити свои права». | 1 |
|
Всего 34 часа.
Ожидаемый результат.
За первый год занятий кружка учащиеся должны:
- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(второй год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Анкетирование. | 1 |
|
2 | «Власть и порядок в обществе». | 1 |
|
3 | «Гражданин и собственность» (о гражданском праве). | 1 |
|
4 | Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5». | 1 |
|
5 | Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5». | 1 |
|
6 | «Преступления и наказания» (Об уголовном праве). | 1 |
|
7 | Викторина «Знаем ли мы законы?» . | 1 |
|
8 | Викторина «Знаем ли мы законы?» . | 1 |
|
9 | Экскурсия в РОВД. | 1 |
|
10 | Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др. | 1 |
|
11 | Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия). | 1 |
|
12 | Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей». | 1 |
|
13 | Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей». | 1 |
|
14 | Встреча с инспектором по охране прав детства «Социальная защита и социальное обеспечение детей - инвалидов». | 1 |
|
15 | «Жилищный кодекс РФ» - основные статьи. | 1 |
|
16 | Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи». | 1 |
|
17 | Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи». | 1 |
|
18 | Конвенция ООН о правах ребенка. Основные статьи. | 1 |
|
19 | «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка). | 1 |
|
20 | «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка). | 1 |
|
21 | Жизнь в неволе (рабство). | 1 |
|
22 | Закон – один для всех. | 1 |
|
23 | Мой дом – моя крепость. | 1 |
|
24 | Честь и репутация. | 1 |
|
25 | Свобода выбора: где жить и с кем жить. | 1 |
|
26 | Дети под защитой государства. | 1 |
|
27 | Дом, в котором я живу. | 1 |
|
28 | Беда может случиться с каждым. | 1 |
|
29 | Охрана здоровья. | 1 |
|
30 | Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» | 1 |
|
31 | «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу. | 1 |
|
32 | «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу. | 1 |
|
33 | Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие). | 1 |
|
34 | Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие). | 1 |
|
Всего 34 часа.
Ожидаемый результат.
За второй год занятий в кружке учащиеся должны:
- знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;
- объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;
- уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(третий год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | «Могут ли быть права без обязанностей» - круглый стол. | 1 |
|
2 | «Уголовная ответственность несовершеннолетних» - беседа. | 1 |
|
3 | Деловая игра «Квартет». | 1 |
|
4 | Декларация ООН о правах человека. | 1 |
|
5 | «Свободный человек в свободном мире» - диспут. | 1 |
|
6 | «Свободный человек в свободном мире» - диспут. | 1 |
|
7 | «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних. | 1 |
|
8 | «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних. | 1 |
|
9 | Конституция - договор между гражданами. Основные статьи. | 1 |
|
10 | «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). | 1 |
|
11 | «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). | 1 |
|
12 | Правительство. Структура власти. Структура государства. | 1 |
|
13 | Деловая игра «Мы - законодатели». | 1 |
|
14 | Трудовой кодекс РФ. Основные статьи. | 1 |
|
15 | Дискуссия «Право на труд: миф и реальность». | 1 |
|
16 | Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека). | 1 |
|
17 | Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека). | 1 |
|
18 | Основы правовой культуры – тренинг. | 1 |
|
19 | Учебная игра «Правовой статус ребенка». | 1 |
|
20 | Практикум «Мы устаиваемся на работу» . | 1 |
|
21 | Устный журнал «Права и дети». | 1 |
|
22 | Устный журнал «Права и дети». | 1 |
|
23 | Нужны ли любовь и внимание. | 1 |
|
24 | Право на семью. | 1 |
|
25 | Дети нуждаются первоочередной помощи. | 1 |
|
26 | Давайте понимать друг друга с полуслова. | 1 |
|
27 | Один за всех и все за одного. | 1 |
|
28 | Как научиться быть ответственным за свои поступки. | 1 |
|
29 | Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов). | 1 |
|
30 | Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов). | 1 |
|
31 | Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении. | 1 |
|
32 | Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении. | 1 |
|
33 | «Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие). | 1 |
|
34 | «Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие). | 1 |
|
Всего 34 часа.
Ожидаемый результат
В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания: формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения.
Учащиеся должны:
1. Знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы гражданского, семейного, уголовного, административного права; основные юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;
2. Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)
3. Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение;
4. Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
5. Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;
6. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
7. Повышение уровня правовой культуры воспитанников.
Список литературы
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Гражданский Кодекс РФ
4. Семейный Кодекс РФ.
5. Уголовный Кодекс РФ.
6. УПК РФ.
7. Трудовой Кодекс РФ.
8. Граждановедение (7-9 кл., под ред. Я.В. Соколова.). - М., 2002.
9. Журнал «ОБЖ» № 5 - 2001, № 3 - 2002; № 4 - 2000; № 5 - 2005.
10. Журнал «Учитель»: № 1,3,4,5- 2000; № 2 - 2002; №1,2- 2004; № 3 - 2003.
11. Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.
12. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2002.
13. Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних (справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998).
14. Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.
15. Колесов Д. «Предупреждение вредных привычек у школьников». - М., 1984.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovye_znaniyaprogramma_kruzhka.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»
Возраст детей: от 10 до 15 лет. Срок реализации программы: 3 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Данная программа рассчитана на учащихся школы с 10 до 15 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры учащихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.
К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.
Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Именно на решение этих задач и направлена данная программа.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель: правовое просвещение учащихся коррекционной школы – интернат VIII вида.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
2. Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.
3. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
4. Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
5. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Проводится занятия - один раз в неделю, по одному учебному часу. По плану на некоторые темы предусмотрено по два учебных часа на занятие.
Занятия кружка проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(первый год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) | 1 |
|
2 | Что такое вина? Что такое ответственность? | 1 |
|
3 | Виды юридической ответственности. | 1 |
|
4 | «Я - игра» (по подгруппам). | 1 |
|
5 | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» . | 1 |
|
6 | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» . | 1 |
|
7 | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 1 |
|
8 | УК РФ и Административный Кодекс (Основные понятия) | 1 |
|
9 | Взыскания и наказания. | 1 |
|
10 | Встреча с участковым. Обзор событий в районе. | 1 |
|
11 | Викторина «Я - гражданин». | 1 |
|
12 | Викторина «Я - гражданин». | 1 |
|
13 | Судебное разбирательство. Разгадывание кроссворда. | 1 |
|
14 | Правовая игра «Большой круг» | 1 |
|
15 | Встреча с социальным педагогом. | 1 |
|
16 | «Дети и терроризм» - беседа. | 1 |
|
17 | Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 |
|
18 | Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 |
|
19 | Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ. | 1 |
|
20 | Конкурс газет: «Есть выбор - жизнь без наркотиков». | 1 |
|
21 | Конференция «О наркотиках с разных сторон» . | 1 |
|
22 | Конференция «О наркотиках с разных сторон» . В гостях врач – психотерапевт. | 1 |
|
23 | Кто я? Какие мы? | 1 |
|
24 | О человеческом счастье. | 1 |
|
25 | Человек – кузнец своего счастья. | 1 |
|
26 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо». | 1 |
|
27 | Царство Закон. | 1 |
|
28 | Царство беззаконие. | 1 |
|
29 | Закон для нас. Закон внутри нас. | 1 |
|
30 | Я и мы. | 1 |
|
31 | Я и мы. | 1 |
|
32 | Жизнь дается один раз. | 1 |
|
33 | Итоговое занятие - практикум «Защити свои права». | 1 |
|
34 | Итоговое занятие - практикум «Защити свои права». | 1 |
|
Всего 34 часа.
Ожидаемый результат.
За первый год занятий кружка учащиеся должны:
- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(второй год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Анкетирование. | 1 |
|
2 | «Власть и порядок в обществе». | 1 |
|
3 | «Гражданин и собственность» (о гражданском праве). | 1 |
|
4 | Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5». | 1 |
|
5 | Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5». | 1 |
|
6 | «Преступления и наказания» (Об уголовном праве). | 1 |
|
7 | Викторина «Знаем ли мы законы?» . | 1 |
|
8 | Викторина «Знаем ли мы законы?» . | 1 |
|
9 | Экскурсия в РОВД. | 1 |
|
10 | Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др. | 1 |
|
11 | Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия). | 1 |
|
12 | Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей». | 1 |
|
13 | Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей». | 1 |
|
14 | Встреча с инспектором по охране прав детства «Социальная защита и социальное обеспечение детей - инвалидов». | 1 |
|
15 | «Жилищный кодекс РФ» - основные статьи. | 1 |
|
16 | Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи». | 1 |
|
17 | Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи». | 1 |
|
18 | Конвенция ООН о правах ребенка. Основные статьи. | 1 |
|
19 | «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка). | 1 |
|
20 | «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка). | 1 |
|
21 | Жизнь в неволе (рабство). | 1 |
|
22 | Закон – один для всех. | 1 |
|
23 | Мой дом – моя крепость. | 1 |
|
24 | Честь и репутация. | 1 |
|
25 | Свобода выбора: где жить и с кем жить. | 1 |
|
26 | Дети под защитой государства. | 1 |
|
27 | Дом, в котором я живу. | 1 |
|
28 | Беда может случиться с каждым. | 1 |
|
29 | Охрана здоровья. | 1 |
|
30 | Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» | 1 |
|
31 | «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу. | 1 |
|
32 | «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу. | 1 |
|
33 | Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие). | 1 |
|
34 | Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие). | 1 |
|
Всего 34 часа.
Ожидаемый результат.
За второй год занятий в кружке учащиеся должны:
- знать современные правовые системы, понятие и принципы правосудия, органы и способы международно-правовой защиты прав человека; общие правила применения права; содержание юридической деятельности; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности правоохранительных органов, судебной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; основные юридические профессии; формы социальной защиты и социального обеспечения;
- объяснять взаимосвязь государства и права, условия наступления юридической ответственности, понятие прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты, особенности семейных правоотношений; значение юридических терминов и понятий;
- уметь приводить примеры различных видов правоотношений, ответственности, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; различать имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(третий год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | «Могут ли быть права без обязанностей» - круглый стол. | 1 |
|
2 | «Уголовная ответственность несовершеннолетних» - беседа. | 1 |
|
3 | Деловая игра «Квартет». | 1 |
|
4 | Декларация ООН о правах человека. | 1 |
|
5 | «Свободный человек в свободном мире» - диспут. | 1 |
|
6 | «Свободный человек в свободном мире» - диспут. | 1 |
|
7 | «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних. | 1 |
|
8 | «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних. | 1 |
|
9 | Конституция - договор между гражданами. Основные статьи. | 1 |
|
10 | «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). | 1 |
|
11 | «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). | 1 |
|
12 | Правительство. Структура власти. Структура государства. | 1 |
|
13 | Деловая игра «Мы - законодатели». | 1 |
|
14 | Трудовой кодекс РФ. Основные статьи. | 1 |
|
15 | Дискуссия «Право на труд: миф и реальность». | 1 |
|
16 | Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека). | 1 |
|
17 | Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека). | 1 |
|
18 | Основы правовой культуры – тренинг. | 1 |
|
19 | Учебная игра «Правовой статус ребенка». | 1 |
|
20 | Практикум «Мы устаиваемся на работу» . | 1 |
|
21 | Устный журнал «Права и дети». | 1 |
|
22 | Устный журнал «Права и дети». | 1 |
|
23 | Нужны ли любовь и внимание. | 1 |
|
24 | Право на семью. | 1 |
|
25 | Дети нуждаются первоочередной помощи. | 1 |
|
26 | Давайте понимать друг друга с полуслова. | 1 |
|
27 | Один за всех и все за одного. | 1 |
|
28 | Как научиться быть ответственным за свои поступки. | 1 |
|
29 | Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов). | 1 |
|
30 | Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов). | 1 |
|
31 | Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении. | 1 |
|
32 | Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении. | 1 |
|
33 | «Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие). | 1 |
|
34 | «Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие). | 1 |
|
Всего 34 часа.
Ожидаемый результат
В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания: формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения.
Учащиеся должны:
1. Знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы гражданского, семейного, уголовного, административного права; основные юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;
2. Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)
3. Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение;
4. Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
5. Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;
6. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
7. Повышение уровня правовой культуры воспитанников.
Список литературы
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Гражданский Кодекс РФ
4. Семейный Кодекс РФ.
5. Уголовный Кодекс РФ.
6. УПК РФ.
7. Трудовой Кодекс РФ.
8. Граждановедение (7-9 кл., под ред. Я.В. Соколова.). - М., 2002.
9. Журнал «ОБЖ» № 5 - 2001, № 3 - 2002; № 4 - 2000; № 5 - 2005.
10. Журнал «Учитель»: № 1,3,4,5- 2000; № 2 - 2002; №1,2- 2004; № 3 - 2003.
11. Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2001.
12. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2002.
13. Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних (справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998).
14. Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2000.
15. Колесов Д. «Предупреждение вредных привычек у школьников». - М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...
Программа кружка «Правовое просвещение»
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образова...
Рабочая программа "Основы правовых знаний"
Рабочая программа "Основы правовых знаний" 8-9 класс.Содержание курса составлено с указанием видов и форм деятельности....
Рабочая программа кружка «Основы экономики и правовых знаний»
Рабочая программа курса ориентирована на учащихся 9 класса. В настоящее время для нашей страны подобный широкий взгляд на систему экономического образования необходим. Данный подход является наиболее ...
Рабочая программа "Основы правовых знаний"
Рабочая программа "Основы правовых знаний"...
Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»
Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»
ПРОГРАММА КРУЖКА «ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ»На 2017 - 2018 учебный годСрок реализации программы: 3 года.Классы: 7,8,9Группа: 10-15 обучающихся ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание правового образова...