Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса
рабочая программа по природоведению (7 класс) по теме
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Эффективными средствами достижения новых целей образования наряду с основными образовательными программами по предметам являются программы внеурочной деятельности. Предлагаемая программа факультативного курса «Основы правовых знаний» рассчитана на обучающихся 7 класса.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов пгт. Санчурск Кировской области
Рассмотрено и согласовано Утверждаю:
на заседании методического Директор школы
совета «__ » ______ 20__г. _______/____________ /
Протокол № ______ «__» _________ 20__ г.
Дополнительная образовательная программа
«Основы правовых знаний»
для 7 класса
на 20___/ 20___ учебный год
Составители программы:
Смирнова Светлана Ивановна,
учитель истории и обществознания;
Помаскина Светлана Анатольевна,
учитель истории и обществознания;
Санчурск
2012 год
Пояснительная записка
В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес, и это не случайно, ведь человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Эффективными средствами достижения новых целей образования наряду с основными образовательными программами по предметам являются программы внеурочной деятельности.
Данная программа рассчитана на обучающихся 7 класса. Выбор темы элективного курса «Основы правовых знаний» определяется следующим. Поскольку изучение вопросов права в курсе обществознания 7 класса, с одной стороны, вызывает у учащихся повышенный интерес, а с другой стороны, предусматривает рассмотрение наиболее общих вопросов права за незначительное количество учебного времени, возвращение к этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в рамках факультативного курса является целесообразным.
Факультативный курс «Основы правовых знаний» построен таким образом, чтобы помочь учащимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления.
Цель курса – воспитание у учащихся правовой культуры, уважения к закону; формирование элементарных знаний о праве, и прежде всего, о тех нормах права, с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора.
Задачи курса:
Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы.
Приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем.
Формирование у учащихся практических навыков поведения в различных ситуациях.
Обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные государственные органы, общение с должностными лицами, работниками правоохранительных органов).
Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Данная программы составлена с использованием программы курса «Основы правовых знаний» для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы /Авторы – составители: В.В.Спасская, С.И.Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г.
Новизна настоящей программы заключается в постановке целей и задач ее реализации в условиях перехода на новые ФГОС с учетом интересов и возможностей участников образовательного процесса и социального заказа родителей обучающихся; отборе содержания по темам «Права детей», «Кто охраняет закон», определении активных методов, форм проведения занятий и разработке развернутого учебно-тематического плана.
Курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с правовыми источниками, различными юридическими документами; разбор конкретных правовых ситуаций.
Ожидаемые результаты: предполагается, что к завершению курса ученики будут: знать основные термины и понятия, свои права и возможности их реализации; уметь анализировать ситуации и высказывать свое суждение, вести конструктивную дискуссию; проводить исследования в области права, оформлять и представлять результаты; работать с текстами правовых документов. Приобретут опыт: участия в групповой работе; планирования при проведении индивидуального или группового исследования; устной или компьютерной презентации; рефлексии; юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека.
Изучение курса спланировано на 34 часа учебного времени, т.е. по 1 часу в неделю.
Учебно-методическое обеспечение:
Программы курса "Основы правовых знаний" для 7-11 кл., /Авторы – составители: В.В. Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г/.
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина С.И., Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс. – М: Новый учебник, 2004.
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право . Занимательная энциклопедия практического права. - СПб, 2000
Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права /сост.: Е.А. Мавлютова; - Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.
Тексты нормативно-правовых документов.
Учебный план
Разделы | Всего часов | Теоретические занятия (часы) | Практические занятия (часы) | Контроль ( часы) |
1.Обычай. Мораль. Право | 6 | 2 | 3 | 1 |
2.Право и справедливость | 6 | 2 | 3 | 1 |
3.Основной закон государства | 4 | 1 | 2 | 1 |
4.Права детей | 4 | 0,5 | 3 | 0,5 |
5. «Ловушка» для подростков | 5 | 1 | 3 | 1 |
6. Кто охраняет закон | 5 | 1 | 3 | 1 |
7.Готовы ли вы защитить свои права | 2 | 2 | ||
Повторение - обобщение | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов | 34 | 7,5 | 18 | 8,5 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во час | Основные понятия и термины | Формы занятий | Измерительные формы контроля | Дата прове-дения |
Обычай. Мораль. Право | 6 | |||||
1 | Введение | 1 | Правоведение | Интерактивная лекция | Тезисы | |
2 | Как появились обычаи | 1 | Социальные нормы. Обычай. | Путешествие | Фронтальная беседа для закрепления | |
3 | Как зародилось государство | 1 | Власть. Государство. | Дискуссия по проблеме: Может ли существовать общество без государства? | Предъявление, аргументация точек зрения | |
4 | Что такое право | 1 | Право. Закон | Практикум. Работа с источниками | Фронтальная беседа для закрепления. Словарь терминов | |
5-6 | Право и мораль | 2 | Мораль | Практикум. Анализ ситуаций | Предъявление результатов анализа ситуаций; аргументация выводов с опорой на источники. Таблица | |
Право и справедли-вость | 6 | |||||
7 | Права человека | 1 | Права человека. Правовой статус. Всеобщая декларация прав человека | Практикум. Работа с правовыми источниками | Тест для закрепления | |
8-9 | Право человека на жизнь | 2 | Основные (естественные) права человека. Международ-ное гуманитарное право. | Интерактивная лекция. Диспут по проблеме: Смертная казнь и право на жизнь. | Тезисы. Предъявление, аргументация точек зрения | |
10 | Свобода и закон | 1 | Свобода. | Проектирова-ние специального номера школьной газеты | Печатное издание | |
11 | Юридичес-кое равенство | 1 | Юридическое равенство | Проблемная лекция | Конспект | |
12 | Когда государство становится правовым | 1 | Демократия. Правовое государство. | Групповая дискуссия | Проблемные задачи | |
Основной закон государства | 4 | |||||
13 | Что закреплено Конститу-цией | 1 | Конституция. Социальное государство. Светское государство. | Практикум | Кластер | |
14 | Как устроено наше государство | 1 | Республика. Демократический режим. Федерация. Субъекты федерации. Органы государственной власти. | Практикум | Кластер | |
15 | Гражданин и гражданство | 1 | Гражданин. Гражданство | Интерактивная лекция | Презентация | |
16 | Зачем изучать закон | 1 | Правовая культура. Правовое сознание | Обзор фактов | Эссе | |
Права детей | 4 | |||||
17 | Международные документы о правах ребенка | 1 | Права детей. Декларация. Конвенция. | Интерактивная лекция | Тест | |
18 | Права детей по гражданско-му законодательству | 1 | Гражданский кодекс. | Практикум | Таблица. Задачи практической направленности | |
19 | Права детей по семейному законодательству | 1 | Семья. Семейный кодекс. Опека. Попечительство. | Практикум | Таблица. Задачи практической направленности | |
20 | Права детей по трудовому законодательству | 1 | Трудовой кодекс. Трудовой договор | Практикум | Таблица. Задачи практической направленности | |
«Ловушки» для подростков | 5 | |||||
21-22 | Вовлечение детей в преступную деятельность | 2 | Преступление. Преступная группа. | Пресс-конференция. Групповая дискуссия | Составление вопросов. Предъявление результатов анализа жизненных ситуаций; аргументация выводов с опорой на источники. | |
23 | Осторожно: наркотики! | 1 | Наркомания. | Коллективный проект. | Составление информационных бюллетеней | |
24 | Когда подросток нарушает закон | 1 | Правонарушение. Правовая ответственность | Практикум | Составление и объяснение схемы | |
25 | Если вас задержала полиция | 1 | Полиция. Права задержанного. Допрос. Личный досмотр. Протокол задержания. | Игра «Правовой лабиринт» | Правовые задачи, ситуации | |
Кто охраняет закон | 5 | |||||
26 | Суд | 1 | Суд. Правосудие. Судья. | Экскурсия | Эссе | |
27 | Адвокат | 1 | Адвокат. Юридическая помощь. | Ролевая игра | Правовые задачи, ситуации | |
28 | Прокуратура | 1 | Прокуратура. | Консультация | Составление кроссворда «Правоохранительные органы» | |
29 | Полиция | 1 | Полиция. Подразделе-ния полиции. | Экскурсия | Составление кроссворда «Правоохранительные органы» | |
30 | Нотариус | 1 | Нотариус. Нотариальные действия. | Деловая игра | Правовые задачи, ситуации | |
Готовы ли вы защитить свои права | 2 | |||||
31 | Ваш выбор: право или бесправие | 1 | Правопорядок. Позиция гражданина | Круглый стол | Обсуждение позиций | |
32 | Ваше личное участие в создании справедливого государства и общества | 1 | Политическая и правовая культура избирателя. Выборные должности. Социальная ответствен-ность. | Тренинг | Обобщающая беседа | |
33-34 | Обобщаю-щие занятия | 2 | Презентация творческих работ | Проект, исследование, реферат |
Тема 1. Обычай. Мораль. Право (6 ч)
Обычай — правило поведения людей, принадлежащих к опре деленной группе. Как возникали обычаи. Как исполнялись обычаи. Законы - единые правила поведения. Почему стали необходимы законы.
Первые древние государства. Закон - средство регулирования отношений в обществе. Древние законы.
Право - естественное право человека. Принцип верховен ства права над государством. Право - правила, регулирующие отношения людей между собой и между ними и государством.
Мораль - неписаные правила поведения, сформулированные в абстрактной форме. Соотношение права и морали.
Тема 2. Право и справедливость (6 ч)
Справедливость. Понятие прав человека. Правовое положение человека в древнем государстве. История борьбы за признание прав человека. Документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
Право на жизнь - основное право человека. Естественность и неотъемлемость права на жизнь. Смертная казнь и право на жизнь. Отмена смертной казни в цивилизованных государствах. Между народное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в усло виях войны и вооруженных конфликтов.
Закон определяет границы свободы. Юридическое равенство. Равенство в правах и обязанностях. Юридическое равенство и фактическое неравенство.
Равенство прав вне зависимости от расы, национальности, иола, религиозных и политических взглядов. Основные признаки демократического, правового государства. Верховенство закона.
Тема 3. Основной закон государства (4 ч)
Конституция - основной закон государства. Основные положе ния, закрепленные в Конституции. Основные права и свободы че ловека, закрепленные Конституцией. Защита прав и свобод. Поня тия «социальное государство» и «светское государство». Конститу ция - документ прямого действия.
Россия - федеративное государство. Субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти.
Гражданство. Права и обязанности гражданина. Основания приобретения гражданства. Принцип «крови», принцип «почвы». Выход из гражданства.
Правовая культура - часть общей культуры человека. Ис полнение и соблюдение законов - обязанности граждан и государства.
Тема 4. Права детей (4 ч)
Права детей, закрепленные в международных документах. Об щепризнанные права человека. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей.
Права детей в соответствии с российским законодательством. Права детей по Гражданскому кодексу. Права ребенка в возра сте от 6 до 14 лет. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет.
Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Госу дарственная защита прав детей. Опека и попечительство.
Права и обязанности работающего подростка. Порядок и усло вия приема на работу 14-летних. Запрет на использование труда подростка. Льготы работающим подросткам.
Институт уполномоченных по правам ребенка в России.
Тема 5. «Ловушки» для подростка (5 ч)
Причины вовлечения детей в преступную деятельность. При емы, используемые преступниками для вовлечения детей в пре ступную деятельность. Ответственность за это преступление.
Наркотики и наркомания. Социальная, психологическая и физиологическая опасность употребления наркотиков. Условия, способствующие приобщению взрослых и несовершеннолетних к употреблению наркотиков. Ответственность за распространение наркотиков.
Опасность случайных знакомств несовершеннолетних со взрослыми. Вовлечение детей в занятие попрошайничеством, бродяжничеством. Профилактика правонарушений.
Преступления несовершеннолетних. Административная ответ ственность.
Случаи законного задержания человека полицией. Права за держанного несовершеннолетнего. Порядок допроса несовершен нолетнего задержанного. Личный досмотр. Протокол задержания.
Тема 6. Кто охраняет закон (5 ч)
Суд - орган, осуществляющий правосудие в нашей стране. Статус судей. Принципы правосудия: равенство перед законом; гласность; участие общественности.
Адвокат - юрист, оказывающий квалифицированную юри дическую помощь. Обязанности адвоката. Случаи, когда юриди ческая помощь оказывается бесплатно.
Прокуратура - организация, осуществляющая надзор за со блюдением законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел. Участие прокурора в суде.
Полиция - подразделение органов внутренних дел. Права и обя занности работников полиции. Криминальная полиция. Общественный порядок.
Обязанности нотариуса. Нотариальные действия. Случаи, ког да необходимо обратиться к нотариусу. Лица, совершающие нота риальные действия, в тех местах, где нет нотариуса.
Тема 7. Готовы ли вы защитить свои права (2 ч)
Зависимость устойчивого правопорядка в стране от активной позиции граждан. Формы проявления такой активности. Выбор каждого - гарантированные права или бесправие.
Конституционное право участия в управлении делами госу дарства. Политическая и правовая культура избирателя. Соци альная ответственность, профессионализм и нравственная бе зупречность кандидатов на выборные должности.
Литература и источники
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина С.И., Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс. – М: Новый учебник, 2004.
Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы (электронный ресурс) // www.ychitel.ru
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право . Занимательная энциклопедия практического права. - СПб, 2000
Основы правовых знаний. Интерактивные методы преподавания права /сост.: Е.А. Мавлютова; - Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.
Ловягин С. Н. и др. Практикум по курсу «Основы правовых знаний». М., 2001
К.Ф. Тимофеева. Юридический справочник. СПб.: Питер, 2009 г.
Соколов Я.В. Я – гражданин России. Серия книг для учащихся. – М.:НИЦ Гражданин, 2012
Источники: международные правовые документы (Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка и другие), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольный срез знаний по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс
Контрольная работа по праву для спецкурса "Основы правовых знаний" 7 класс...
Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» (3 класс)
Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» применяется для проведения занятий внеурочной деятельности в 3 классе....
Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 5 класс
Авторская рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего ...
Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 7 класс
Рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 7 Бкласса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования...
Программа элективного курса «Основы правовых знаний» 10 класс 2019-2020 учебный год
Планируемы результаты освоения правового курсаДанный правовой курс поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопредел...
Рабочая программа "Основы правовых знаний"
Рабочая программа "Основы правовых знаний" 8-9 класс.Содержание курса составлено с указанием видов и форм деятельности....
Рабочая программа курса по выбору "Основы правовых знаний", 7 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов обучения в одном полугодии.Содержание курса состоит из 6 разделов: 1.Право и справедливость; 2. Основной закон государства; 3.Права детей; 4."Ловушки &quo...