Поликультурное воспитание
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Крашенинникова

Проблема образования и воспитания ребенка в полиэтническом обществе является достаточно актуальной, поэтому требуется создание в образовательном учреждении концепции культурного синтеза и интеграции ребенка в единую нацию –  российскую нацию. Интеграция обновленной группы в нацию для любых образовательных учреждений связана с решением совокупности следующих воспитательных задач....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_vospitanie.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Крашенинникова Татьяна Николаевна

учитель биологии

МБОУ Школа №16 имени Героя Советского Союза Сережникова А.И.

г. Балашиха

Поликультурное воспитание

Цель полиэтнического воспитания - прививать гармоничные, естественно-позитивные, осмысленно-гуманные без оглядки на этносы, отношения.

Проблема образования и воспитания ребенка в полиэтническом обществе является достаточно актуальной, поэтому требуется создание в образовательном учреждении концепции культурного синтеза и интеграции ребенка в единую нацию –  российскую нацию. Интеграция обновленной группы в нацию для любых образовательных учреждений связана с решением совокупности следующих воспитательных задач: [1]

  • личностное развитие всех детей, куда входит индивидуальный подход к каждому;
  • развитие этнической и культурной грамотности, иными словами, достижение ребенком некоторого уровня информированности об особенностях исторической сферы и культуры каждого представителя в коллективе этнических групп;
  • формирование этнокультурной компетентности, иными словами, это - не только положительное отношение к существованию в коллективе разных этнокультурных групп, но и умение понять этнокультурного представителя и взаимодействовать с партнером из другой культуры;
  • осознание взаимовлияний и взаимообогащений культур в сегодняшнем мире, развитие интегративного процесса.

Но как бы ни были велики объемы передаваемых сведений, дети не могут быть подготовлены к межкультурным взаимодействиям, пока не получат адекватного воспитания. Таким образом, большинство моделей в поликультурном образовании делают акцент, в основном, на воспитание, а не на образование. Простая передача знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточна – дети должны при помощи собственного жизненного опыта открывать для себя сходство и отличия с «другими». Поликультурное воспитание берет за основу следующие педагогические принципы: [2]

  • воспитывать человеческое достоинство и высокие нравственные качества;
  • воспитывать для сосуществования социальных групп разных рас, религий, этносов и пр.;
  • воспитывать готовность к взаимным видам сотрудничества.

Главная цель межкультурного направления воспитания -  выработать навыки межкультурной компетенции. Поликультурное воспитание, главным образом, не представляет для отечественных педагогов что-то новое. В российской педагогике она имеет прочную традицию. Российская Федерация является одним из первых государств, где высказывалась идея интернационального воспитания, предусматривающая защиту и покровительство этнического меньшинства.

Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:

  • понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
  • способность общаться;
  • осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
  • понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;
  • основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена;
  • готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Подобно интернациональному, поликультурное воспитание связано с налаживанием связи между сообществами индивидов. Данное воспитание опирается на необходимость взаимообогащения разных культур. Выполняя связующую функцию, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание включает в себя межнациональные и межэтнические взаимодействия, здесь формируется солидарность и взаимопонимание, противостоят дискриминации, национализму, расистским наклонностям.

Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: [3]

  • адаптацию человека к различным ценностям;
  • взаимодействие между людьми с разными традициями;
  • ориентацию на диалог культур;
  • отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Таким образом, поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

Литература

  1. Васильченко Н. М. Статья: «Поликультурное воспитание: концептуальные подходы». (Дата обращения: 13.05.2019).
  2. Колесова С. С., Неустроева Е. Н. Поликультурное воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 128–130.
  3. Юдакина С. И. Поликультурное воспитание учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: «Роль хореографического искусства в поликультурном воспитании»

Межрегиональная научно-практическая конференция «Хореографическое искусство: традиции и инновации». Сборник докладов....

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Создание поликультурной среды как основы взаимодействия с элементом других культур...

Поликультурное воспитание

Статья о музыке как средство воспитания на уроках ин. языка....

Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)

Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания –   важнейший компонент  приобщения личности  ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей  в мир кра...

Роль школьного краеведческого музея в поликультурном воспитании учащихся

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Этнокультурное образование:опыт и перспективы", 2013 год....

Внеклассное мероприятие по поликультурному воспитанию "В гостях у татарской сказки"

Мероприятие проведено в рамках программы по поликультурному воспитанию "Все мы разные, все мы вместе"....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данном материале рассматриваются некоторые особенности поликультуроного воспитания...