Роль школьного краеведческого музея в поликультурном воспитании учащихся
учебно-методический материал по теме

Косынкина Лариса Михайловна

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Этнокультурное образование:опыт и перспективы", 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2013.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Косынкина Л.М.

Роль школьного краеведческого музея  в поликультурном воспитании  

                 учащихся

В условиях современного многонационального общества, безусловно, перспективной является поликультурная педагогика. Выпускник образовательного учреждения  должен быть подготовлен  к жизнедеятельности  и взаимодействию в поликультурном пространстве. Поликультурное воспитание не является для российских педагогов чем-то новым. В отечественной педагогике традиционно рассматривались идеи интернационального воспитания. Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны стать

уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;

осознание необходимости взаимопонимания между людьми  разных народов;

готовность к общению  и сотрудничеству;

понимание необходимости активной межнациональной солидарности.

Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

Поликультурная педагогика современными педагогами оценивается как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

  Перед школой все отчетливее встает проблема воспитания  личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных и культурных изменений, человека, способного сохранять свои культурные корни и стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические сообщества, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

В поликультурном  воспитании личности учащихся  значительную роль может сыграть школьный краеведческий музей.Наш музей культуры родного края создан недавно.Он представляет собой своеобразную поликультурную среду, предоставляющую возможности для межэтнического взаимодействия, творческой и познавательной активности школьников.  

 В настоящее время работа музея включает:

 - просветительскую деятельность (экскурсионно-лекторская  работа; музейные уроки, проведение фольклорных праздников; внеклассных мероприятий, творческих конкурсов, выставок   детского творчества),

 - научно-исследовательскую деятельность (исследование экспонатов, их описание),

 - поисковую деятельность (пополнение фонда, оформление тематических  экспозиций и    выставок, сотрудничество с библиотеками, музеями города, работа с книжным фондом и интернет-ресурсами),

 - оформительскую деятельность.

 В системе поликультурного воспитания особое место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

 На данный момент наш музей располагает сравнительно небольшим, но чрезвычайно интересным  по своему разнообразию фондом.

Экспонаты, свидетельствующие  об истории, культуре, традициях, обычаях, особенностях быта  мордвы, русских, татар, собраны  всем большим   многонациональным коллективом  школы №25.

Фонд нашего школьного музея состоит из основного фонда и фонда научно-вспомогательных материалов. В нашем музее насчитывает более 100 экспонатов, из них более половины являются подлинными.В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники).  В состав научно-вспомогательного фонда входят копии с оригиналов, макеты,  ученические рефераты, альбомы, стенды.

В постоянной экспозиции "Так жили наши предки" представлены следующие экспонаты: самопрялка, донце, кудель, сундуки, утюги, колыбель, ткацкий станок, национальные костюмы, глиняная посуда, самовар, ухват, безмен, цеп, ступа,  домотканые дорожки,  вышитые полотенца.

В сознании детей наш школьный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Во время обзорных и тематических экскурсий учащиеся явственно могут ощутить его, погрузиться в атмосферу жизни своих предков, на какой-то миг перенестись в него из настоящего.

В нашем музее имеются вещи, которые использовались в повседневном быту людьми разных национальностей. Например, очень интересной считают  наши посетители коллекцию полотенец (русских, мордовских, татарских).  Учащиеся  каждый раз с интересом  рассматривают эти полотенца, отмечая  их сходства и различия.

Полотенце  широко использовалось в обрядовой сфере  разных народов.  Полотенце, продукт большого творчества рукодельниц разных национальностей, сопровождало человека на протяжении всей его жизни,  начиная с рождения и до его кончины. У мордвы, русских, татар полотенца широко использовались в семейных обрядах, и в зависимости от применения  мастерицы украшали их по-своему. Вот, например, красный цвет присутствует в орнаменте, вышивке и русских, и мордовских, и татарских полотенец. Возможно, потому, чтокрасный цвет у этих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. А что же еще объединяет рукодельниц разных национальностей, если судить по их работам? Конечно, трудолюбие, любовь к красоте, мастерство и художественный вкус.

Особенно интересными для наших школьников являются занятия из цикла «История одного экспоната». На этих занятиях можно проследить путь глиняной посуды, узнать об особенностях горшечных промыслов  у разных народов, о видах керамических изделий. Учащиеся, рассматривая глиняную посуду, отмечают своеобразие форм кувшинов, горшков, украшение их разнообразными линиями и орнаментами у русских и мордвы.

Одним из самых ценных экспонатов нашего музея по праву считается прялка, этому орудию крестьянского труда более ста лет. Эрзянская семья из села Дюрки Атяшевского района бережно сохранила ее и передала в дар нашему музею. Пряхи-мордовки, просиживавшей  долгими зимними вечерами за прялкой, давно уже нет в этом мире. А дети рассматривают эту удивительную вещь, крутят ее колесо и слушают рассказ о том, что раньше умение прясть считалось одной из основных женских добродетелей и в русских, и в мордовских семьях. О том, что с веретеном и прядением, например,  связано столько народных традиций, обычаев и преданий, что становится совершенно очевидно, насколько важным было это ремесло в жизни людей разных национальностей. 

    За все время функционирования музея удалось собрать свою библиотеку, в которой много литературы о наших знаменитых земляках: художниках, скульпторах,  просветителях, ученых, военачальниках. Ежегодно в  гостиной нашего музея  проводятся внеклассные мероприятия, посвященные творчеству Степана Эрьзи.  Все творчество выдающегося скульптора проникнуто чувством любви и преданности своей Родине, своему народу. Его богатейшее творческое наследие имеет общечеловеческую ценность. Весь многотрудный жизненный путь  Степана Дмитриевича Эрьзи является примером  для последующих поколений.

    Следует отметить,что музей культуры родного края стал учебно-материальной базой для  преподавания уроков литературы и уроков родного языка, для проведения внеклассных мероприятий.Интерьер музея, вся его культурная средаделают  уроки и мероприятия яркими, эмоциональными и запоминающимися.

      В нашем музее учащимся  и педагогам предоставляется возможность работать с дополнительной литературой при подготовке к урокам по истории, литературе, мордовским языкам, ИЗО, МХК, технологии. Многие учащиеся нашей школы успешно  используют ресурсы музея при написании исследовательских, проектных и творческих работ.

Создание музея культуры родного края в нашей школе – дело важное и необходимое, ведь все имеющиеся материалы  активно используются участниками педагогического процесса в учебной и внеурочной деятельности.

В нашем небольшом музее имеются оптимальные условия для формирования поликультурной личности,  воспитанной на диалоге культур. Этот диалог культур послужит подлинной основой  уважения не только к культуре своего народа, но и к культурным ценностям других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, стремления к взаимопониманию и сотрудничеству,  умения и готовности  жить в многонациональном обществе.

                                Литература

  1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально  

                  положительного отношения к людям ближайшего окружения

                  путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.

  1. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк  // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
  2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
  3. Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84
  4. Интернет - источники
  5. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
  6. Мандебура, Е. П. Музейно-педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107
  7. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
  8. Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31
  9. Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОУ

В статье представлен опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию ОУ средствами музейной педагогики....

План работы школьного краеведческого музея

Учебно-тематический план для 1-11 классов....

Анализ работы школьного краеведческого музея

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является гражданско-патриотическое воспитание. Координирующим и направ­ляющим центром этой работы стал школьный  краеведческий ...

Визитная карточка школьного краеведческого музея

Специфика содержания школьного краеведческого музея характеризуется многопредметной направленностью – археология, история края, Новосибирской области, города, района, история школы....

Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма.

Статья "Использование экспозиций школьного краеведческого музея на уроках и во внеклассной работе в деле воспитания патриотизма"....

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельностичерез использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея...