Статья по теме: «Роль хореографического искусства в поликультурном воспитании»
статья по теме
Межрегиональная научно-практическая конференция «Хореографическое искусство: традиции и инновации». Сборник докладов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_horeograficheskogo_iskusstva_v_polikulturnom_vospitanii.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ
Е.В.Жестова
Педагог дополнительного образования
МОУ ДОД Дом детского творчества «Созвездие», г.Томск
Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к отказу от идей этнокультурной унификации и утверждению идеала культурного многообразия человечества. Сегодня общепризнанно: подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее, а укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур. Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. В то же время Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности - это условия, в которых живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития.[3] В России злободневность теоретической и практической разработки поликультурного воспитания обострена по крайней мере тремя серьезными обстоятельствами. Во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания. Во-вторых, социально-демографическими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов из бывших республик СССР. В-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации. В условиях сосуществования в стране различных типов цивилизаций требуется уделять гораздо больше внимания педагогическим аспектам проблем культурных различий. Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.[8]
По сути, почти любой человек – полиэтничен, так большинство из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, дальше прадедушки. Иными словами, трактовка общества как полиэтнического исходит из представления о том, что современные люди более не принадлежат к одной этнической группе, а являются членами нескольких общностей, носителями нескольких культур. Путем грамотного выстраивания межнациональных отношений возможно если не избежать, то хотя бы существенно сократить количество межнациональных конфликтов среди взрослого населения. Целью же полиэтнического воспитания молодого поколения должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений.
В многонациональном сообществе процессы воспитания происходят при взаимодействии больших и малых этносов. Эти процессы включают духовное обогащение посредством воспитания и образования доминирующих и малых национальных групп, предполагают создание социального пространства, где личность обретает общественный и этнический статус, определяет принадлежность к языкам и субкультурам.
Поликультурное образование - это процесс, в котором происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие его планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. [2, с. 4]
Определено, что важнейшей составляющей содержания поликультурного образования подрастающего поколения выступает культурный компонент становления личности. При этом исключительную значимость приобретает традиционная культура в интеграции с мировыми культурами и с учетом освоения национальных и общечеловеческих ценностей в развитии национального самосознания и формирования внутреннего мира личности, приобщения растущего человека к накопленным веками духовным ценностям. [2, с. 5] В условиях демократизации общественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, культуре и образовании, особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь. [5]
Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в образовательных учреждениях концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию – нацию россиян. Интеграция новой группы в нацию для любого образовательного учреждения предполагает решение ряда приоритетных воспитательных задач, таких, как:
- личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему;
- развитие этнической и культурной грамотности, то есть достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представителей в коллективе (а в дальнейшем и в обществе) этнических групп;
- формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур;
- осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов.
Культурный синтез и интеграция коллектива воспитанников в нацию позитивно влияет на отношения, поскольку у детей, благодаря ему, межгрупповые контакты протекают в более благоприятных условиях, происходит обобщение позитивного опыта подобных контактов, что, в свою очередь, способствует формированию надэтнической идентичности.
Однако как бы ни был велик объем передаваемой информации, ребенок не может быть подготовлен к межкультурному взаимодействию, пока не получит адекватного воспитания. Поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, чем на образовании. Простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно – ребенок должен путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими». [6]
Поликультурное воспитание предполагает формирование модели поведения, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование гражданина России в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной этнокультурной и национальной традиции в глобальных цивилизационных процессах. [3]
Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры. Общая цель воспитания конкретизируется путем обращения к национальным корням и индивидуальным особенностям личности. Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что, как отмечал академик Д.С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности.[5] И в этом отношении был совершенно прав отечественный философ Н.О.Лосский, рассуждая о мировой культуре как синтезе лучших достижений национальных культур различных народов, населяющих нашу планету: «Национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достижением всего человечества. Культура мира, культура межнационального общения - результаты многовекового развития общечеловеческой истории» [4, с.19].
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.;
- воспитание готовности к взаимному сотрудничеству.
Главной целью межкультурного компонента в воспитании является также выработка навыков межкультурной компетенции. Поликультурное воспитание, собственно, не является для российских педагогов чем-то новым. В отечественной педагогике она имеет прочные традиции. Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств.
Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:
- понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
- осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
- способность общаться;
- осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
- понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;
- основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена;
- готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.
Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.[8, с.118]
В нашей стране хореографическим образованием занимаются многие социальные институты; учреждения просвещения и профессионально - технического образования, органы культуры, общественные организации, радио и телевидение. К настоящему времени накоплен значительный опыт по хореографическому образованию на различных уровнях: в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования и в ВУЗах. При этом вопрос о воспитательных возможностях хореографии поднимается слишком редко, что дает основания предположить преобладание у педагогов образовательных целей над воспитательными. А ведь танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Дошкольная педагогика, в частности, указывает, что надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершению новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни.[6] Особенно важное значение имеет искусство в настоящее время, ибо оно является своеобразным резонатором, усиливающим все прогрессивное на пути созидания гуманистического общества. Оно выступает в многообразии своих функций - это одновременно средство познания, отражения окружающей действительности, важный фактор духовно-практического воздействия на нее с целью совершенствования. Ценные мысли по этому вопросу, опирающиеся на гуманистическое понимание искусства и его места в обществе, высказывали многие российские авторы, начиная с пионеров педагогики, однако вопрос о воспитательных возможностях хореографического искусства остался вне поля их внимания.
Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические кол лективы, танцевальные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.
Бесспорно, школа танца - это самая доступная и массовая база хореографического образования детей, юношества, это тот "фундамент", на котором будет в дальнейшем воздвигаться все "здание" духовной культуры современного, гармонически развитого человека.
Какую же роль должна выполнять хореография в формировании гармоничной и всесторонне развитой личности? Должна ли она быть предметом образования или воспитания? После серьезных дискуссий, которые велись в этой области, начиная с 80-х годов до настоящего времени, крупнейшие педагоги-воспитатели, танцоры и психологи к единому мнению так и не пришли. [1, с.94]
Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития подрастающего поколения. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.[5]
Социализирующие функции современной хореографии тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое хореографическое направление, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, и среди них обязательно – воспитательную, ведь хореография так или иначе воспитывает исполнителей, формирует, преобразовывает их духовный мир.
Педагоги хореографии, обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, также вносят свой неоценимый вклад в поликультурное воспитание. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения.[7] Для того чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка – язык танца сам по себе универсален. Танец – одно из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям. Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Обучая народным танцам, таким как цыганский, узбекский, испанский, ирландский и другие, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.[6]
Как видно из сказанного, хореографическое искусство в школе массового обучения выполняет в учебно-воспитательном процессе несколько функций: это и предмет обучения (в широком смысле слова), и предмет воспитания подрастающего поколения, в процессе которого формируется отношение детей к действительности и жизни, коллективу и самому себе, их вкусы, идеалы, ценности и т.д. При этом необходимо подчеркнуть, что развитие нравственных ценностей, воспитание национального самосознания, самобытности, но вместе с тем и воспитание понимания и приятия других культур, межкультурной толерантности, должны иметь приоритетное значение.
Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы поликультурного воспитания молодого поколения. Занятия хореографией, проводимые с учетом возрастной специфики, располагают значительными резервами развития. Выявление и эффективное использование этих резервов – одна из главных задач педагога хореографии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Каган M.C. Эстетика музыки. СПб, 1993.
- Колобова, Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: автореф. дис. докт. пед. наук. Оренбург, 2006.
- Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. Проект.
- Лосский Н.О. История русской философии. Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991. — 480 с.
- Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: Теория и практика: дисс. канд. пед. наук. Москва, 1998. - 214 c.
- Паскаль С.В. Роль художественного образования в поликультурном воспитании учащихся: автореф. доклада на международном интерактивном сетевом семинаре «Социокультурная доминанта современного образования». Тирасполь, 2010.
- Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографичес-ком коллективе: Уч. пособие. Тамбов:Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001.- 80 с.
- Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования/Под ред. А.А. Вербицкого, М.Н. Костиковой. - М., 2006.
- Чикаева Т.А. Русская культурная идентичность.//Автореферат.–Иваново, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании учащихся"
В этой статье я хочу поделиться с коллегами опытом проектной деятельности на патриотическую тематику. Думаю,что сегодня это важно и актуально.Тем более,что история воспитывает гражданина. Проект,как с...
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.
Занятия по танцу содействуют эстетическому,художественному воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утвержда...
Статья на тему "Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"
Статья на тему: " Роль искусства в жизни общества. Люди искусства в литературе и музыке"...
Роль хореографического искусства в процессе социализации личности участников коллектива
В статье рассмотрены функции хореографии как вида искусства,своеобразие професионального и самодеятельных видов хореографии,далее речь идет о позитивных и негативных последствиях социализациив хореогр...
Статья на тему: "Роль и место музыкального искусства в жизни человека и общества".
В данной статье раскрывается тема о значении музыки в жизни человека и о её влиянии на него....
« Хореографическое искусство как средство воспитание детей».
Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...
Статья на тему "Роль физической культуры и нравственного воспитания в обеспечении здорового образа жизни студента"
Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации. Современные условия жизни ставят перед нами задачу – формировать у студентов убежденность в необходимост...