Внеклассное мероприятие по поликультурному воспитанию "В гостях у татарской сказки"
план-конспект занятия по теме
Мероприятие проведено в рамках программы по поликультурному воспитанию "Все мы разные, все мы вместе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_tatarskoy_skazki.docx | 271.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего (полного) общего образования ОАО
«Российские железные дороги»
В гостях
у татарской сказки
/Внеклассное мероприятие по поликультурному воспитанию/
Авторы: Брылина С.В., Сабирзанова Е.П.
воспитатели
школы-интерната №24 ОАО «РЖД»
Тайшет, Иркутская область
2014 год
Цель: знакомство с культурой татарского народа.
Задачи:
- знакомство с устным творчеством татарского народа;
- развитие творческих способностей воспитанников;
- воспитание положительного отношения к культурным различиям национальных групп, народов.
Предварительная работа:
«Радуга дружбы» - экскурсия в городскую библиотеку, конкурс проектов «Устное народное творчество» (загадки, пословицы, дразнилки и др.), «Народные праздники и обряды».
Подготовка к мероприятию:
подготовка реквизитов: русские народные костюмы, татарские народные костюмы, оформление сцены, подборка мультипликационных фильмов по мотивам татарских сказок.
Ход мероприятия.
Заставка с телепередачи «В гостях у сказки»
Ведущий 1: Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.
Ведущий 2:Веселые и грустные,
Но добрые всегда,
Ещё они прекрасные,
Волнуют нам сердца.
Ведущий 1: Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поется гимн уму.
Ведущий 2:Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок.
Сценка.
Бабушка: Семён, иди домой!
Семён: Бабушка, у нас по соседству живёт Тимур. Его семья не такая как наша, они, даже говоря на другом языке.
Бабушка: Это татарский язык, а семья их - татарская. Народ интересный, сказки татарские тоже интересные.
Ты кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Ведущий 1: Сказка «Два лентяя»
Давным-давно жили-были два очень ленивых человека.
Однажды отправились они в лес.
В лесу росла яблоня, плоды которой были очень вкусными.
Два лентяя увидели эту яблоню.
Старший сказал:
– Давай немного потрясем дерево и отведаем яблок.
Младший ответил:
– Как тебе не лень? Давай лучше ляжем под дерево и подождем, пока яблоки сами упадут.
Два лентяя легли в тень яблони.
Пролежав в тени яблони очень долго и изрядно проголодавшись, старший воскликнул:
– Хотя бы одно яблочко бы упало!
А младший ответил:
– Если яблочко упадет, его же надо и съесть. Мне и жевать-то лень.
Так, два лентяя пошли обратно домой совсем голодными.
Семён: Бабушка, а вот они говорят: "Хочешь яблока - ухаживай за яблоней". Что это значит?
Бабушка: Вот ты видел татарскую сказку, они позорят лентяев. Ведь татарский народ, трудолюбивый народ. Вот и говорят они, ухаживай за яблоней, трудись, тогда у тебя будут яблоки, и ты будешь сыт.
А ещё татарская пословица говорит: "Красоту в миску не положишь". Хоть какой не будет человек красивый, сытый этим не будешь, надо уметь трудиться, чтобы своим трудом зарабатывать себе на пропитание.
Семён: у Тимура дома всегда шумно, весело.
Бабушка: в семье, где много детей, всегда шумно, как на базаре. А в татарских семьях много детей, они любят своих детей и считают, что: "Дом, где есть дети, - базар, где нет детей, - кладбище". Без детей тихо, как на кладбище.
Ведущий 1: Сказка «Три сына» / По Дэрдменду/.
У отца было три сына. Самого младшего звали Гали.
Как-то отец поехал на базар и привез каждому сыну по одному яблоку. Яблоки были очень спелые, вкусные и сочные.
Через несколько часов отец позвал сыновей и спросил:
− Что же вы сделали со своими яблоками?
Старший сын ответил:
− Отец, я свое яблоко съел. Но сохранил семена, чтобы посеять их в нашем саду и вырастить яблоню.
− Ты очень хорошо сделал, сынок, - сказал отец старшему сыну.
Средний сын продолжил:
− И я свое яблоко съел. Оно оказалось очень вкусным и сладким. А потом я произнес молитву во здравие моего отца.
− И ты очень хорошо поступил, сынок, - ответил отец среднему сыну.
Третий сын Гали посмотрел на отца и произнес:
− Я съел только половину яблока.
− А что же со второй половиной? – спросил его отец.
Гали испугался, покраснел и ответил:
− Оказывается, сын нашего соседа Вали болеет. Половину яблока я отнес ему. Он очень обрадовался этому и произнес хвалебную молитву.
− Как же славно, сынок! Ты очень хорошо поступил! – сказал отец и расцеловал своего сына Гали в обе щеки.
Ведущий 2: Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее,
Ведущий 1: У нее чудес запас…
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
Сказка «Заяц – слуга». /Видео/
Бабушка: Да, Тимур растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет. И то, что он знает язык отца и деда – это хорошо.
Ведущий 2: Послушаем знакомую для нас сказку на татарском языке.
/Видео сказки «Репки» на татарском языке/
Ведущий 1: А сейчас мы поиграем в татарскую игру «Тимербай».
Игра:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Ннашалились, наплескались.
Хорошененчко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть. Ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
/С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки…)
Ведущий 2: Для чего нужны нам сказки,
Что в них ищет человек.
Может быть добро и ласку,
Может быть вчерашний снег.
Ведущий 1: В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит.
Сказка - умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт.
/Мини-сказки: «Дождь и солнце», «Утро», видео/
Бабушка: Да на сказках, что на салазках. Весело и незаметно время пролетает. Хороша была сказка, да последняя. Тебе, Сёма, спать пора. А завтра опять с Тимуром играть пойдёшь.
Ведущий 2: В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Ведущий 1: Вы читайте сказки, дети,
Научитесь их любить.
Может быть на этом свете
Станет всем нам легче жить.
/Песня Гладкова «Про сказки», исполняет хор/
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме: "В гостях у сказки"
Презентация по сказкам...
План-конспект внеклассного мероприятия на тему: "В гостях у сказки"
Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.Ход мероприятияТы представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?Что бы делал уч...
Внеклассное мероприятие по теме: "В гости к А.С. Пушкину" (отчет о поездке учащихся 6 "А" класса в Санкт-Петербург)
Материал данного мероприятия способствует закреплению и обощению знаний учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Знакомит с пушкинскими местами Санкт-Петербурга и его окрестностями. Способствует ра...
Презентация к внеклассному мероприятию по теме: "В гости к А.С. Пушкину"
Презентация поможет представить слушателям места, о которых рассказывают учащиеся 6 "А" класса....
Внеклассное мероприятие. Литературная гостиная. "В гостях у М.Горького"
Материал содержит разработку проведения литературной гостиной "В гостях у М.Горького", посвященную 150-летию со дня рождения....
Сценарий внеклассного мероприятия «Муса Джалиль» (на русском и татарском языках)
Сценарий внеклассного мероприятия посвященное известному татарскому поэту-герою Муса Джалилю. Мероприятие проводится на двух языках: русский и татарский...
Внеклассное мероприятие по геометрии: "В гостях у геометрических фигур" 7 класс
В занимательной и увлекательной форме учащиеся познакомятся с геометрическими фигурами, узнают много нового и интересного....