Поликультурное воспитание
статья (10 класс) по теме
Статья о музыке как средство воспитания на уроках ин. языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikulturnoe_vospitanie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
Музыка
как средство поликультурного развития учащихся
на уроках французского языка
и внеклассных мероприятиях.
Учитель французского языка МОУ СОШ № 12
первой квалификационной категории
Фурукина Светлана Ивановна
Арзамас, 2008 г.
В последнее время на страницах отечественной и зарубежной методической литературы много пишут о таких взаимосвязанных понятиях как «поликультурное развитие», «поликультурное воспитание», «поликультурное образование». Разработка этого вопроса актуальна потому, что современный ребенок развивается, воспитывается и обучается в поликультурном мире.
Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-г.г XX века, а в России введен в научный оборот в 1990-х г.г. Одно из первых определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Ученые справедливо утверждают, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, чувствования, поведения, иным человеческим ценностям. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Говоря о поликультурном образовании, необходимо отметить, что его развитие обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации российского общества. Цель такого образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности, а главная задача – воспитать человека с широким кругозором, открытым мышлением, способным к диалогу.
И одним из множества способов воспитания такого человека является искусство. Оно способно воздействовать на жизнь, влиять на нее, изменять ее, делать ее лучше, а главное – оказывать свое влияние на человека, но одновременно искусство влияет на жизнь через человека.
Музыка – вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь, а песня – самая легкая для восприятия и для исполнения форма музыки.
Ознакомление с исполнителями, текстами их песен на изучаемом языке имеет большое значение. Это дает возможность объединить процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью и знакомство с музыкальной культурой страны изучаемого языка, а также создается положительная мотивация к изучению иностранного языка.
В своей работе я представила примерный план одного из уроков в 10 классе по теме «Французская музыка», а также мультимедийную презентацию работы «Черты национального французского характера в музыке», которую выполнила ученица 10 класса МОУ сош №13 г. Арзамаса Балабина Татьяна, и которая стала победителем (III место) 7 Научно-практической конференции учащейся молодежи «Открытие –2007» г. Арзамаса. В МОУ сош №13 я работаю по совместительству.
На мой взгляд, приведенные формы работы с учащимися помогают учителю успешно реализовать основные цели обучения иностранному языку, а именно:
- обеспечить прочное овладение учащимися лексическим материалом;
- расширить активный языковой запас учащихся, увеличить их потенциальный лексический запас;
- обеспечить овладение учащимися как диалогическими, так и монологическими видами речевой деятельности:
- расширить объем слуховой памяти школьников, усовершенствовать навыки аудирования;
- сформировать у учащихся интерес к поисковой деятельности в процессе изучения французского языка и стремление самостоятельно пополнять свои знания;
- приобщить учащихся к основам научной деятельности;
- способствовать всестороннему развитию личности.
Примерный план одного из уроков в 10 классе по теме “История французской музыки”.
Урок начинается с организационного момента, затем для настроя учащихся на общение и организации их внимания звучит отрывок из песни «Бабье лето» в исполнении Д.Дассена. Затем проводится полилог учащихся по теме «Un peu d’histoire de la musique francaise», который начинает учитель. Примерные вопросы и ответы:
- Est-ce que tu aimes la musique? Et la musique francaise?
- Quand est nee la musique en France? (C’etait a l’epoque du Moyen Age, au Х11 siecle. A cette epoque-la les Trouveres et les Troubadours etaient tres populaires dans le pays).
- Comment etait leur musique? (Elle etait tres melodique. On chantait des chansons satyriques, politiques et les chansons d’amour).
- Quand est nee la musique instrumentale? (Elle est nee au XVI siecle. A cette epoque-la il existait deja en France beaucoup d’instruments musicaux: flute, clavecin, violon, violoncelle).
- Quand est ne l’opera francais? (L’opera est ne au XV siecle. Le pere de l’opera francais est Baptiste Lully. Il etait un excellent danseur, choregraphe, compositeur,impressario).
- Quels compositeurs francais connait-tu? (Charles Gounod, Camille Saint-Saens, Georges Bizet, Claude Debussy, Maurice Ravel).
- Quand est construite l’edifice de l’Opera a Paris? (C’etait vers la fin du XIX siecle. L’Opera de Paris est magnifique. Les artistes celebres de tous les pays du monde sont heureux de donner leurs representations sur la scene de l’Opera de Paris. En 1989 on a construit a Paris un autre edifice d’Opera. C’est l’Opera Bastille).
- Est-ce que tu t’interesses a l’histoire de la musique francaise?
- Quelle sorte de musique aimes-tu?
- Dites quelques mots qui puissent caracteriser votre musique preferee.
Учитель сообщает, что сегодня они совершат небольшое путешествие по истории французской музыки, узнают о представителях каждого периода, начиная с 30х г.г.ХХ века и заканчивая сегодняшним днем. Этот этап урока проводится в форме устного журнала, т.е. учащиеся получили задание: дома подготовить сообщение об отдельных исполнителях (биографию, фотографии, тексты песен, небольшой фрагмент исполнения). Остальные учащиеся группы делают краткие записи в тетрадях. На доске запись:
30-50 г.г. – Эдит Пиаф
60 г.г. – Шарль Азнавур, Ив Монтан
70-80 г.г. – Джо Дассен
90- … - Патрисия Каас
Далее следуют примерные рассказы учащихся.
Edith Piaf (1915-1963), nee dans une famille tres pauvre, avait une vie tres difficile. Elle commence a chanter avant la guerre, et, en 1938 elle est deja connue et aimee par ses chansons. C’est pourquoi apres la guerre que commence sa grande carriere.
Toujour habillee d’une robe noire, Piaf arrive en scene, toute petite, et elle commence a chanter d’une voix forte, profonde, une voix qui vient du coeur. Elle chante l’amour, la vie, la mort, la pauvrete ou gaiete, et sa voix devient tres vite tres connue, tres aimee du public. Edith Piaf fait aussi du theatre ou du cinema, mais c’est la chanson qui sera toute sa vie.
Elle chante souvent comme on parle, avec des mots de tous les jours. Mais sa voix est un cri, et on dit que c’est le cri du peuple. Edith Piaf est en effet une chanteuse populaire. Elle n’avait pas de public particulier. Elle chantait pour tous. Son amour pour la chanson la poussera a aider les jeunes chanteurs. Ainsi, en 1945 et 1950 elle fera connaitre Yves Montand, Charles Aznavour, Gilbert Becaud.
Charles Aznavour (1924). Fils d’Armeniens, il est ne en 1924 a Paris. Apres les debuts difficiles comme chanteur, il prefere ecrire des chansons: pour Edith Piaf, Juliette Greco. Et puis, a 40 ans, le miracle: cet homme de petite taille, au visage triste, a la voix enrouee, va connaitre la gloire en France et a l’etranger, sur scene et au cinema. Ses themes: la nostalgie, la recherche de l’amour, la confession-confidence.
Yves Montand (1921-1991).Il est ne le 13 octobre 1921. Issu d’une famille d’immigres italiens, il passe une enfance pauvre a Marseille.Yves aime le cinema, c’est pourquoi son idole est Fred Astaire. Il quitte les music-halls de Marseille pour monter a Paris. Aide par Edith Piaf, il gagne petit a petit ses galons de vedette. Il a du talent, de la presence en scene, du flair dans le choix de ses chansons qui lui attachent assez vite un public fidele. Yves Montand est celebre acteur, chanteur francais.
Joe Dassin (1938-1980) est ne le 5 novembre 1938 a New York. Sa mere est celebre violoniste, son pere est metteur en scene. Son enfance est marquee par d’incessants demenagements entre l’Europe et les Etats-Unis. Il maitrise rapidement plusieurs langues – l’anglais, l’allemand, l’espagnol, l’italien – qui l’aideront a developper sa carriere internationale au debut des annees 70. En 1964, il enregistre ses premiers disques. En 1969, il endosse pour la premiere fois son fameux costume blanc et interprete «Сhamps-Elysees». En juin 1975, il revient au premier plan de l’actualite avec «L’ete indien». Joe Dassin est alors une immense star, une statut qu’il ne quittera pas jusqu’a sa disparition d’une crise cardiaque a Tahiti.
Patricia Kaas est nee en France dans une famille de mineur. Sa famille etait nombreuse, elle a six freres et soeurs. Patricia commence a chanter tres tot, a 8 ans. C’est une excellente chanteuse avec une belle voix rauque et sure. Elle ecrit ses chansons. Son ambition: ecrire de belles chansons et faire une longue carriere.
Затем проводится небольшая викторина для первичного контроля усвоения знаний.
- Сhanteur francais qui interprete «Les Champs-Elysees» (J. Dassin).
- Chanteuse francaise qui a une voix de bluzz (P. Kaas).
- Cet acteur, chanteur francais n’ecrit ni ne compose, il n’est qu’interprete (Y. Montand).
- Cet acteur, compositeur, poete est le fils d’Armeniens (C. Aznavour).
- Chanteuse francaise dont la carriere a commence pendant la deuxieme guerre mondiale, grande patriote du pays (E. Piaf).
Литература
- Григорьева Е. Я, Горбачева Е. Ю., Лисенко М. Р. Французский язык.- Москва, Просвещение, 2005
- Золотницкая С. П. Спутник старшеклассника.- Москва, Просвещение, 1993
- Справочник школьника. Французский язык. Составитель Агеева Е. В. – Москва, 1997
- Савина С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе.- Москва, Просвещение , 1991
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – Москва, Просвещение, 1989
- Праздник в школе. Составитель Тухулова И. А. – Москва, Просвещение, 1987
- http://www.portalus.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: «Роль хореографического искусства в поликультурном воспитании»
Межрегиональная научно-практическая конференция «Хореографическое искусство: традиции и инновации». Сборник докладов....
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Создание поликультурной среды как основы взаимодействия с элементом других культур...
Поликультурное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности. (Кружок «Оч.умелые ручки»)
Изобразительная деятельность на основе поликультурного воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир кра...
Роль школьного краеведческого музея в поликультурном воспитании учащихся
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Этнокультурное образование:опыт и перспективы", 2013 год....
Внеклассное мероприятие по поликультурному воспитанию "В гостях у татарской сказки"
Мероприятие проведено в рамках программы по поликультурному воспитанию "Все мы разные, все мы вместе"....
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В данном материале рассматриваются некоторые особенности поликультуроного воспитания...
Создание условий для поликультурного воспитания в пришкольном интернате сельского лицея.
Статья о том, как создать условия для поликультурного воспитания детей, проживающих в пришкольном интернате...