РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья (английский язык) по теме
В данном материале рассматриваются некоторые особенности поликультуроного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polikulturnoe_vospitanie.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
В ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Подготовила: преподаватель иностранного языка
ШияноваС.В.
Говорить о поликультурном воспитании молодежи стало сейчас модной тенденцией, однако, говоря о нем, немногие задумываются, что тем самым затрагивают огромный пласт общечеловеческих, экономических и как не странно покажется даже экологических проблем, с которыми сталкивается ребенок. Ему, только начинающему жить человеку, легко заблудиться в лже-убеждениях и националистических течениях, обещающих улучшить жизнь одного народа за счет принижения другого. Часто мы педагоги, боясь быть неправильно понятыми, не хотим затрагивать такие щепетильные темы как неофашизм или проявление национальной и религиозной нетерпимости в нашей многонациональной стране, забывая, что именно такие беседы с нашими учениками являются проявлением поликультурного воспитания.
Практическое решение проблем образования в поликультурных условиях требует специально внимания к анализу первоосновы такого решения – взаимопонимания детей и взрослых. Само же понимание – это реализуемая способность воспринимать другого (других), его (их) личностные особенности, позицию, разделять ее, ожидать от него (них) проявление той же способности; это одно из реальных выражений отношения к людям и между людьми; один из главных путей к другому человеку и от другого человека.
В основе взаимопонимания как процесса лежит внимание к людям, к человеку, его обстоятельствам, а как состояния – отношение, проявляющееся в мыслях, чувствах, действиях.
Главными носителями национально-этических традиций выступают, естественно, взрослые – главные проводники идей и носители информации. Можно разделить их на две группы по влиянию на поликультурное воспитание: те, кто показывает положительный пример и доброе отношение к различиям в этно-культурах, и те, кто оказывает негативное воздействие, реализующиеся через обоюдную нетерпимость в отношениях между людьми разных национальностей.
Меняется и роль образовательных учреждений, которые теперь являются не только источником знаний для подрастающего поколения в многонациональных регионах страны, но и становятся носителем формирования межэтнической толерантности, нисколько не нарушая национальную идентификацию личности.
Анализ научной литературы позволяет выделить ряд педагогических подходов к поликультурному воспитанию личности.
Первый подход раскрывает содержание воспитания по таким направлениям как умственное, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое.
Второй подход выделяет в качестве основной цели воспитания формирование базовый культуры личности, а его основными направлениями – философско-мировоззренческую подготовку ребенка; гражданское воспитание, включающее в себя патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения; формирование основ нравственной культуры личности; трудовое воспитание и профессиональную ориентацию; формирование основ экономической культуры; формирование экологической эстетической и физической культуры ребенка.
Третий подход ориентирован на формирование ценностных отношений личности к человеку, обществу, природе, труду, познанию.
Этнический компонент содержания поликультурного воспитания характеризуется тем, что в любом вопросе необходимо учитывать исторический опыт народа, его вклад в развитие всего общества и отдельного региона, проблемы, с которыми сталкивается тот или иной этнос. Этот компонент воспитания имеет большое значение, поскольку в нем отражены основные нормы, ценности, правила поведения различных народов.
Опираясь на вышеперечисленные подходы в формировании современной личности в поликультурной среде, в образовательных учреждениях в качестве наиболее значимых были определены следующие задачи воспитательной работы:
- приобретение и усвоение знаний в системе ценностей этносоциума через родной язык и культуру;
- приобщение к национальным традициям, национально-прикладному искусству народа.
- приобщение к национальной культуре других народов с целью формирования уважения к их языку, обычаям, верованиям, формирование культуры межнационального общения;
- создание условий для самореализации личности ребенка и развитие способности адаптироваться к условиям жизни общества.
Таким образом, в учебных заведениях Ставропольского края были введены спецкурсы, на которых учащиеся знакомятся с историей, культурой и литературой народов северного Кавказа и Ставрополья, с разнообразием природной среды и особенностями экономического развития родного края.
Следует отметить, что освоение подрастающим поколением образцов и ценностей мировой культуры средствами родного и иностранных языков является той основой, которая в дальнейшем поможет детям лучше адаптироваться в иноязычной среде и культуре, свободнее взаимодействовать с представителями других национальностей, понять и принять их видение мира. Изучение иностранного языка способствует развитию лингвистических способностей детей, знакомство с мировой культурой. Знание других языков не просто расширяет кругозор, но пополняет арсеналы тактики мышления и увеличивает спектр восприятия. Владение другим языком является ключом к культуре другого народа, народа говорящего на этом языке. Неслучайно великий Гете говорил : « Ты столько раз человек, сколько ты знаешь языков.»
Современные подходы к изучению иностранным языкам все больше акцент ставят на неразрывность обучения языку и культуре. Важно отметить, что обучение иностранному языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопониманиями между народами. Поэтому на уроках иностранного языка важно обращать внимание не только на формирование у детей языковой, но и лингвистической компетенции. Изучение иностранного языка должно способствовать тому, чтобы ученик, знакомясь с другой культурой, познавал ее и, узнавая другую культуру, лучше понимал свою. При этом сравнение своей и другой культуры не должно ввергать ребенка в «культурный шок» и как следствие, «блокировать каналы обучения», оно должно способствовать размышлению и рассуждению о том, что чуждо в другом мире, что интересно и привлекательно, что понятно, а что нет. Например, на уроках иностранного языка введены темы «Англоязычные страны», «Традиции и обычаи англоязычных стран», «Выдающиеся американские и британские художники, музыканты, писатели».
На своих занятиях мы с учащимися рассматриваем и сравниваем этикет в культуре общения в России, Великобритании и США, национальные кухни и этикет застолья, особенности проведений дней рождений и свадеб, организацию обслуживания в ресторанах, состояние ветслужбы за рубежом, учимся составлять диалоги, имитирующие различные жизненные ситуации, например обслуживание клиента или объяснение дороги к какому-нибудь месту (гостинице, аэропорту и т.д.)
Важно также отметить, что в образовательные учреждения поступают дети, принадлежащее тому или иному этносу и плохо владеющие русским языком. Языковые проблемы затрудняют усвояемость учебного материала, обусловливают трудности в общении, препятствуют успешной адаптации к учебной и социальной среде.
Трудно за несколько лет привить ребенку общечеловеческие ценности, научить его быть толерантным к окружающим. Множество элементов несет в себе положительные или отрицательные педагогические возможности, которые оказывают прямое или косвенное влияние на развитие личности. Педагог в своей деятельности должен научиться распознавать и управлять этими элементами, усиливая позитивные и блокируя негативные влияния, и таким образом изменять подход к решению многих проблем в области формирования личности. Создание на основе педагогического потенциала среды благоприятных условий, в которых ребенок сам захочет и сможет стать лучше – это и есть главная задача поликультурного воспитания личности и мастерство педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....
Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.
Основы психолого- педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка....
Реализация информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе
В условиях информатизации образовательной сферы внедрение IT-средств в учебный процесс не только закономерно, но и неизбежно. Исторически сфера обучения иностранным языкам одна из первых ощутила...
Реализация информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе
Поскольку в современном мире человек имеет склонность к активному изучению реальности, именно компьютерные технологии дают возможность превратить обучение в процесс, приближенный к жизни.Только ...
Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе на уроках английского языка.
Данный материал представляет собой статью на тему "Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе на уроках английского языка". В нем представлена актуальность проблемы использования...
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...