Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
методическая разработка

Смирнова Анастасия Викторовна

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов, общим видом деятельности. Между тем, студенчество неоднородно по своему составу и одной из наиболее социально-уязвимых его составляющих является категория обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. К решению проблем данных категорий обучающихся, в последние годы проявляют внимание различные структуры общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_siroty.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

(ГАПОУ КК «КАТТ»)

Программа

«По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

       

                                   

                                   

                                    Исполнитель:

Социальный педагог

А.В. Смирнова

                                                   

2017 г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Разработчик программы

Социальный педагог А.В. Смирнова,

Цели программы

1.Оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации и социальной  адаптации - обучающихся в «КАТТ»

2.Сохранение естественных механизмов развития несовершеннолетних.

3. Создание условий для актуализации потребности к саморазвитию,  самоизменению и самосовершенствованию.

Сроки реализации программы

2017-2021гг.

Исполнители программы

Социальный педагог, педагог-психолог, Педагогический коллектив «КАТТ»

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Улучшение микроклимата в семьях.

2. Повышение учебной мотивации студентов, находящихся в замещающих семьях.

4. Усиление роли семьи в воспитании детей.

5. Успешная  адаптация в коллективе техникума.

Пояснительная записка

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов, общим видом деятельности. Между тем, студенчество неоднородно по своему составу и одной из наиболее социально-уязвимых его составляющих является категория обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. К решению проблем данных категорий обучающихся, в последние годы проявляют внимание различные структуры общества. 

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является одной из главных целей в техникуме при воспитательной работе с сиротами, получающими профессиональное образование. Главная задача педагогов ОУ не только дать профессию, но и помочь студентам стать востребованных рабочих на рынке труда, сделать из них полноправных законопослушных членов общества.

Развить социальную активность, подготовить к самостоятельной взрослой жизни, социализировать и интегрировать в современное общество. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - это отдельная категория студентов в образовательном учреждении, которым требуется повышенное внимание, помощь и педагогическая поддержка. В рамках работы со студентами данной категории специалистами социально-психологической службы техникума разработана программа сопровождения студентов из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель программы

Общая цель программы: является создание условий успешной социальной адаптации обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, осознание себя как субъекта профессиональной деятельности.

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. За последние 40 лет государство пытается справиться с все возрастающей волной сиротства ("социального" сиротства), развивая разные формы опеки и попечительства.

Семейное жизнеустройство (в частности, приемная семья) положительно влияет на развитие детей-сирот. Тем не менее, не может полностью компенсировать последствий потери родителей, эмоциональной депривации, нарушений привязанности, мозаичности развития. Поэтому начало самостоятельной жизни и у подростков из приемных семей нередко носит осложненный характер.

Программа опирается на теории привязанности (Р. Шпиц, Дж. Боулби) и депривации развития (И. Лангмейер, З. Матейчек). Выделенные авторами формы психической депривации позволяют определить основные психологические причины тех трудностей, которые испытывает ребенок-сирота. Результаты отечественных исследований (В.С. Мухина, А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых) служат основанием для признания того факта, что институциональные условия неадекватны потребностям ребенка, тормозят психическое развитие, способствуют расстройствам привязанности, возникновению депривационной симптоматики.

Практическая направленность

Занятия программы построены с учетом перечисленной проблематики детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот и ориентированы на содействие их успешной социализации.

Задачи программы

  1. Изучение личных дел обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью составления социальной карты.
  2. Проведение диагностики с целью выявления особенностей личности, проблем социальной адаптации, особенностей самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Организация помощи в трудной жизненной ситуации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  4. Обеспечение межведомственного взаимодействия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. Организация и проведение мероприятий по профилактике социально-негативных явлений.

Целевая группа:

Основная целевая группа - обучающиеся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа.

Формы работы:

- групповые;

- индивидуальные.

Методы работы: 

- тренинг;

- тестирование;

 - профдиагностика;

- наблюдение;

- беседа;

- консультирование.

Принципы реализации программы:

1.   Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.

2.  Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

3.  Принцип повышение роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.

Механизм реализации программы:

  1. Осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики с данной категорией обучающихся с целью выявления личностных особенностей и выявления проблем в их развитии, общении и поведении.
  2.  Оказание консультативной социальной, психологической и правовой помощи обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицами из их числа в трудных жизненных ситуациях (разрешение конфликтов, выстраивание взаимоотношений, повышение уровня самооценки, уверенности в себе), в жилищных вопросах, в получении юридической помощи.
  3. Создание условий для приобщения к здоровому образу жизни, формирование поведенческих навыков ответственного отношения к своему здоровью.
  4. Обеспечение проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в общежитии  ОУ.
  5. Привлечение органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, занятости, здравоохранения, органов опеки к решению вопросов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

                                Ожидаемые результаты.

  • реализация индивидуальной образовательной программы
  • Психическое и личностное развитие обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, обеспечивающее их успешную социальную адаптацию
  • развитие активной жизненной позиции детей
  • Повышение уровня социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа
  • выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
  •  Профессиональная самореализация обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  • Повышение качества жизни и социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  •  Обеспечение досуговой деятельностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  • Обеспечение условий для временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
  • Формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа умений самостоятельности в реализации своей жизни

     

Этапы реализации программы.

1 этап: организационно-подготовительный

Содержание деятельности

Срок

Ответственный

1.

Выявление обучающихся относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

июль-сентябрь

Социальный педагог

2.

Создание банка данных для реализации индивидуальных маршрутов социальной реабилитации.

Педагог-психолог

Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с обучающимися относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя

сентябрь

Зам. дир. по ВР

Педагог-психолог; социальный педагог

Промежуточные результаты:

1.

Изучение документации.

В течение всего периода

Зам. дир. по ВР

Педагог-психолог; социальный педагог

2.

Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения.

3.

Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

2 этап: основной

Психологический блок

Организация и проведение диагностики.

Октябрь-май

Педагог-психолог; Классный руководитель

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с данными категориями обучающихся.

В течение всего периода

Педагог-психолог;

Помощь педагогам в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения.

Содействие в приобретении обучающимися данной категории психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.

В течение всего периода

Педагог-психолог; Классный руководитель;

социальный педагог; зам.директора по УВР

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы и т.д.)

В течение всего периода

Социальный блок

Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы обучающегося данных категорий, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий.

В течение всего периода

Педагог-психолог; Классный руководитель;

социальный педагог; зам.директора по УВР

Помощь обучающимся данной категории, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.

В течение всего периода

Все участники педагогического процесса

Организация досуга обучающихся данной категории, вовлечение их в кружковую, секционную, волонтерскую деятельность с целью проявления творческих способностей и обеспечения занятости в свободное время.

В течение всего периода

Педагог-психолог

Классный руководитель

Зам. дир. по ВР

Содействие в социальной адаптации обучающихся (экскурсии, участие в праздниках, концертах и т.д.)

В течение всего периода

Зам. дир. по ВР

Социальный педагог

Классный руководитель

Оказание социально-правового консультирования обучающимся относящимся к данной категории , с целью соблюдения их прав.

В течение всего периода

Зам. дир. по ВР

Социальный педагог

Предметно-образовательный блок

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся данных категорий и их учет при организации учебной деятельности.

В течение всего периода

Куратор (кл. руководитель)Преподаватели-предметники

Привлечение обучающихся данной категории  к участию в олимпиадах, НПК и т.д.

В течение всего периода

Кураторы (кл. руководители);

Преподаватели-предметники

Промежуточные результаты:

Успешная социально-психологическая адаптация обучающихся относящихся к данной  в образовательной среде и социуме.

В течение всего периода

Кураторы (кл. руководители);

Преподаватели-предметники

Повышение уровня толерантности.

Расширение участия обучающихся относящихся к данной в конкурсах, олимпиадах разного уровня

3 этап: констатирующий

Мониторинг динамики развития обучающихся относящихся к категории на основе реализации индивидуальных маршрутов сопровождения.

Июнь

Зам. дир. по ВР

Педагог-психолог

Классный руководитель (куратор)

Перспективное планирование дальнейшего психолого-педагогического сопровождения обучающихся относящихся к данной категории 

Социальный педагог

Педагог-психолог

Промежуточные результаты:

Анализ результатов деятельности специалистов по работе с обучающимися, относящимися к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Июнь

Зам. дир. по ВР;

Классный руководитель (куратор)

Социальный педагог

Педагог-психолог

Перспективное планирование.



Список литературы

  1. Демидова, Т. П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях [Текст]: учеб. пособие / Т. П. Демидова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 110 с.
  2. Дмитриева, О. Ю. Психологическое консультирование в профессиональном образовательном учреждении [Текст]: учеб. -методическое пособие / авт.-сост. О. Ю. Дмитриева и др. – Департамент науки и проф. образования Кемер. обл., Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования. – Кемерово: КРИРПО, 2011. – 137 с.
  3. Жилина, Л. А. Модель социально-педагогического сопровождения студентов-сирот [Текст] / Л. А. Жилина // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб.: РГПУ, 2012. – № 23 (54). – С. 357 – 360.
  4. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие / Р. В. Овчарова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 445 с.
  5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2010.
  6. Федосенко, Е. В. Сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот подросткового возраста [Текст]: методическое пособие / Е. В. Федосенко. – М.; Калининград: Изд-во Российского гос. ун-та, 2011. – 149 с.
  7. Ханасюк, И. К. Шаг за шагом [Электронный ресурс]: программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/580428/
  8. Юрченко Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей-сирот [Текст] / Л. Г. Юрченко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Юж. отд-ние Рос. акад. образования, Славян. -на-Кубани гос. пед. ин-т. – Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2009. – 139с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная  адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, чтозависит от характера и особенностей той среды, в к...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...