Воспитательная программа с трудными детьми
статья на тему
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_deti.docx | 56.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №8
г.о. Жуковский
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
6 КЛАССА
2017-2018 уч. год
Составила:
Классный руководитель
Трихаева Мария Сергеевна
2017 учебный год
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
- Коррекция социальной запущенности детей, компенсация недостатков дошкольного и школьного образования, семейного воспитания.
- Развитие социально-нравственных качеств учащихся, необходимых для успешной адаптации их в школьных условиях.
- Помощь ребенку в преодолении социально-педагогических трудностей, «перешагивании» через возникший кризис.
- Создание положительной Я-концепции, снятие синдрома неудачника, формирование адекватной самооценки ребёнка, укрепление положительных нравственных начал в личности
- Подведение ребёнка к процессу самовоспитания и перевоспитания
- Привлечение ребёнка к социально значимой и трудовой деятельности.
- Ранняя диагностика, профилактика правонарушений.
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К детям «группы риска» по медицинским показателям относятся дети, которые имеют хронические заболевания внутренних органов, имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи, часто и длительно болеют, состоит на учете у психоневропотолога, перенесли сложные медицинские операции, перенесли стрессы, леворукие дети (левши), и др. Дети «группы риска» по социальным критериям: дети, живущие в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), дети из малообеспеченных семей, дети из семей беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые), дети имеющие проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса, дети имеющие самовольные уходы из дома. Дети «группы риска» по учебно-педагогическим критериям: дети имеющие стойкую неуспеваемость, пропуски занятий или отдельных предметов без уважительных причин. Дети, имеющие нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенную тревожность, употребляющие наркотические вещества, курящие, гиперактивные составляют группу «зоны риска» по поведенческим критериям.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Содержание Программы
1. Изучение проблемных детей.
Выявление детей «группы риска».
Изучение их путем систематических наблюдений, анализа результатов их деятельности.
Изучение занятости во внеурочное время, включения в кружковую, общественно полезную деятельность.
Изучение круга общения, характера его влияния на подростка.
Изучение положения ребенка в семье.
2. Оказание помощи детям «группы риска».
Информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
Правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, воспитанников детских домов.
Содействие оказанию медицинской помощи, направленной на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.
Психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и классе, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе.
3. Организация педагогической помощи.
Ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков детей.
Организация помощи в учебной деятельности, необходимой для ученика.
Установление и поддержка систематических доброжелательных отношений и контактов с родителями проблемных детей.
Оказание им помощи в воспитании детей.
Ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей, учащихся класса, проводимой с ними работы и ее результатов.
4. Организация свободного времени.
Вовлечение всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей в работу кружков.
Привлечение детей к участию в культурно - массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, и достижения в ней;
5. Профилактика правонарушений.
Сбор первичной информации о многодетных, неполных, неблагополучных семьях, об учащихся с неадекватным поведением.
Составление списка учеников, состоящих на внутришкольном контроле.
Проведение тематических классных часов.
Ранняя профилактика правонарушений в классных коллективах.
Индивидуальные беседы с трудными подростками.
6. Воспитательная работа
Воспитание гражданина России
Осознание учащимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе своего Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Понимание места и роли своего народа в развитии мировой культуры.
Сохранение чувства национальной гордости за свою страну, добросовестное выполнение своих гражданских обязанностей, знание своих гражданских прав.
Ориентация в экономической деятельности и политике государства.
Поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступной в зависимости от возраста.
Воспитание семьянина
Знакомство с функциональными обязанностями в семье, заботой о близких людях, участие в самообслуживании, в распределении семейного бюджета, проведении свободного времени с семьёй.
Проявление терпимости к недостаткам родителей (так же, как и родители проявляют терпимость к недостаткам детей), близких, любовь их, сохранение семейных традиций, круга семейных ценностей.
Работа по воспитанию семьянина ведётся с учащимися и их семьями при активном участии родителей. При этом необходимо учитывать негативное влияние некоторых семей на ребёнка и суметь защитить его от разрушающего влияния такой семьи.
Воспитание человека Мира
Осознание ответственности за продолжение жизни на Земле.
Формирование целостности восприятия окружающего мира и человека, как неотъемлемой его части и высшей ценности.
Формирование ответственности за сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия.
Воспитание ученика как образованной личности
Формирование ученика, который:
- испытывает потребность в знаниях, осознаёт возможность в необходимости их приобретения для своего самоопределения;
- интересуется хотя бы одной из областей человеческой культуры;
- гордится своим учебным заведением и чувствует причастность к нему;
- знает свои права и обязанности, заложенные в Уставе школы;
- умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше.
Воспитание творческой индивидуальности
Создание условий для развития ребёнка в любой из социальных сфер.
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие у детей, подростков общественно-положительных мотивов деятельности.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни.
Формирование представление о последствиях вредных привычек и путях их преодоления, мерах их профилактики.
7. Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
Индивидуальные беседы с «трудными учащимися» работниками правоохранительных органов.
Проведение бесед с учащимися, склонными к курению и правонарушениям.
Вовлечение в работу кружков, секций, библиотек.
Анкетирование «трудных» учащихся.
Контроль за посещаемостью уроков ребятами из «группы риска».
Составление программ компенсации, коррекции, дальнейшего развития с учетом механизмов проявления индивидуальности ребенка.
8. Работа с родителями.
Консультации для родителей с социальным педагогом и школьным психологом.
Приглашение работников ГОВД на родительские собрания.
Посещение на дому семей учащихся «группы риска», беседы с родителями, анкетирование, тестирование формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей.
Индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
Организация работы
классного руководителя
с детьми «группы риска»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...
К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми
Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"...
Организация воспитательной работы с трудными детьми
доклад на методическом объединении воспитателей...
Программа для работы с трудными детьми
Данная программа разработана для работы с так называемыми "трудными" детьми....
ПРОГРАММА работы с детьми асоциального поведения «Трудный подросток – ступени роста к успеху»
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий урове...
Примерная программа работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации
В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возр...
Воспитательная работа с трудными детьми
формирование правового сознания, выработка навыков по соморегуляции собственного поведения....