К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми
материал (7 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Девиантное поведение подростков.

К девиантному поведению  могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.
 нарушения поведения проявляются в основных формах динамики личности –  характерологических реакциях.

Так, характерологическая  реакция протеста - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.
     Чаще всего эта реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

   Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка. Протестные реакции могут быть у подростков из-за чрезмерных претензий, предъявляемых родителями, когда они ставят перед ним непосильную задачу- в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, музыкой и прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители.  

Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя журят их за плохую успеваемость или какие-то проступки.
    Реакции протеста бывают пассивными и активными.
     Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.     

Реакции активного протеста могут проявляться в виде нарушения школьной дисциплины, неповиновения и грубости по отношению к старшим, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.
        
Реакция отказа  нередко проявляется отказом от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков.

В нерезкой форме она возможна у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения, например, когда подростка переводят в другую школу или семья переезжает на новое место жительства. В таких случаях подросток винит в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общается.
     Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все сильно отличается от его домашних условий и где с ним слишком строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом ребенок испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Из-за отказа от занятий у подростка возникает серьезное отставание в учебе от одноклассников.

    Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо.
     В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.  В подростковом возрасте происходит то же самое. Ребенок чаще всего имитирует поведение значимого для него человека или людей. Это может быть кумир, которому поклоняется подросток. В этом случае ребенок копирует стиль одежды, интонации и поступки.  В зависимости от  положительной или отрицательной направленности подражания, и имитация будет соответствующей. Часто реакции имитации выражаются в грубости и вызывающем тоне по отношению  к старшим, нецензурных выражениях и хулиганских поступках, курении, употреблении алкогольных напитков и т.д.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации у подростков, переживающих чувство неполноценности вследствие физического недостатка (аномалия развития, дефект речи и др.), невысокого уровня психических способностей, моторной недостаточности, ограничения возможностей в связи с инвалидизирующим заболеванием, могут принимать форму антидисциплинарного и антисоциального поведения (срывы уроков и другие нарушения школьной дисциплины, неповиновение старшим и др.).
     При реакциях гиперкомпенсации поведение может иметь карикатурный характер, вследствие чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация. Примером реакции гиперкомпенсации может служить показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения и употребления спиртного у неуверенных в себе, робких подростков.
    
     Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях.

  Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. желание освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.
     Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем сильнее растет желание избавиться от влияния взрослых.  Реакция эмансипации может сопровождаться непосещением школы,  уходами из дома, бродяжничеством (дромоманией), вызывающими формами поведения.

Реакция группирования со сверстниками.     Стремление к группированию со сверстниками присуще подростковому возрасту. Реакция группирования объединяет подростков по интересам. В зависимости от социальной направленности группы и проявления могут быть разными. Это может быть занятие спортом, какое-нибудь хобби, а могут быть хулиганские действия, а иногда и групповые преступления. Подросткам свойственна подверженность чужому влиянию, к сожалению, наиболее легко они поддаются отрицательному влиянию, а не положительному. 

 Реакция увлечения Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.
     У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях и драмкружках, публикуют свои стихи и другие литературные произведения в школьной стенгазете. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников.
     Проявлением отклоняющегося поведения являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями.
 

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, могут быть источником онанизма (маструбации), включая групповую и совместную, раннего начала половой жизни, беспорядочных сексуальных связей и др.

На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво.

Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы.

Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.)

Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.

ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений.

При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.     

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии.      Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание  увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.

 



Предварительный просмотр:

Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15)

    На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда. Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, −1, 0 (иногда).

    Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Сумма баллов по параметру 

Уровень педагогической запущенности 

Итоговая сумма баллов 

 6>N>3

 1 -Начальный уровень трудновоспитуемости

 30>N>15

 3>N>0

 2 — Дезорганизаторы

 15>N>0

 N<0

 3 — Особотрудные

 N<0

Уровень, качества личности (признаки)

1 уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

2 уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2–3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

3 уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.



Предварительный просмотр:

2. Форма плана работы с учащимися

 ( 2 вариант) План  индивидуальной работы с учеником ___________________________________________  «____» класса 

2014-2015 учебный год

Дата

Формы и способы педагогической поддержки

Основные личностные достижения,  Мир увлечений

Главные проблемы в развитии

Кто привлекался

Результат



Предварительный просмотр:

Карта личности

Состояние здоровья и развития

Учащегося_________________________________________________________________________

Признаки повышенной нервозности:

  • отсутствуют
  • повышенная утомляемость
  • пониженная работоспособность
  • подавленное настроение
  • повышенная возбудимость
  • вспышка гнева
  • агрессивность по отношению к учителям
  • отказ от контактов
  • общих дел
  • склонность к разрушительным действиям
  • садизм
  • другие признаки

Патологические влечения:

Курит, не курит, употребляет спиртные напитки, употребляет токсико-нарковещества

Состоит на диспансерном учёте, по поводу чего ___________________________________________________________________________________

Психологическая атмосфера в семье ___________________________________________________________________________________

Тип семьи:

  • благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)
  • неблагополучная, в том числе:
  • педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведения вне школы)
  • нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)
  • конфликтная ( в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы)

Характер взаимоотношений родителей с ребёнком:

  • семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка)
  • чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий)
  • попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономии ребёнка)
  • сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя)

Организация режима труда и отдыха:

  • какие обязанности выполняет

 в семье _______________________________________________________________________

  • соблюдает ли режим дня
  • кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания ___________________________________________________________________________
  • как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей

Особенности учебной деятельности:

  • успеваемость учащегося ________________________________________________________
  • отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное

Интеллектуальные возможности учащегося:

Высокие, средние, низкие

Мотивы учения:

  • познавательный интерес к предметам
  • осознание необходимости учиться
  • стремление получать оценку
  • заслужить одобрение взрослых
  • стремление избежать наказания
  • стремление к самоутверждению в группе сверстников

Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый

С кем из класса наиболее близок (характер взаимного влияния) ___________________________________________________________________________________

Взаимоотношения с другими одноклассниками:

Деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается

Манера, стиль общения с окружающими:

  • доминантный стиль ( уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не даёт перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту)
  • не доминантный стиль ( застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)
  • экстраверт ( постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим)
  • интроверт ( не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен)

Отношение к общественному мнению:

  • активно-положительное ( понимает критику, согласен с ней, недостатки стремиться исправить)
  • пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)
  • безразличное ( не реагирует на критику, не меняет поведения)
  • негативное ( спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)

Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:

отношение к общественным поручениям:

с готовностью, без видимого интереса, отказывается

выполнение общественных поручений:

добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой

отношение к трудовым делам класса:

принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается

отношение к физическому труду:

положительное , равнодушное , отрицательное

Направленность интересов:

к какой деятельности проявляет интерес:

физический труд, умственный труд, техническая деятельность, организаторская деятельность,  художественная деятельность, спортивная деятельность

В каких кружках (секциях) состоит___________________________________________________________________

С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося ____________________________________________________________________________________________________

Уровень самооценки личности:

  • адекватная , завышенная , заниженная

Особенности поведения:

  • положительные поступки учащегося, как часто они совершаются _____________________________________________________________________________
  • возможные мотивы их совершения ______________________________________________
  • отрицательные мотивы (проступки), их появление, характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках)

правонарушения учащегося:

  • воровство
  • вымогательство у слабых и младших
  • избиение слабых и младших
  • попытка к насилию
  • жестокое обращение к животным
  • проявление садистских наклонностей
  • грубые нарушения общественного порядка

отношение к своим поступкам:

равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает

отношение к педагогическим воздействиям:

с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования

Состоит на учёте внутри школы ______________________________________________________________________________

В ПДН

______________________________________________________________________________

Находится в социально-опасной семье ______________________________________________________________________________

Под опекой

______________________________________________________________________________

Склонен к бродяжничеству

Классный руководитель _______________________________________________________



Предварительный просмотр:

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ (МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК)

Карта наблюдения используется для выявления трудностей в процессе адаптации, заполняется психологом совместно с классным руководителем.

_______  класс

Классный руководитель: ________________________________

Уровни:  А – высокий, В – выше среднего,  С – средний, Д – ниже среднего, Е – низкий.

Фамилия.

Имя  

Включен-

ность

Эмоциональное

благополучие

Мотивация

Темп
работы

Понимание

инструкции

Контакт

Дисциплина

Отношение

к себе

Успевае-

мость

Трудные

предметы

Учит.

Однокл.

Урок

Перем.



Предварительный просмотр:

ЛИСТ ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОБЛЕМАХ ДИСЦИПЛИНЫ И УСПЕВАЕМОСТИ

УЧЕНИКА 7 КЛАССА___________________________________

    (УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК – КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ)

Дата _____  Предмет _____________________ Кабинет ___________

Ф. И. О. учителя ___________________________________________

Возможные проблемы

Как проявляются

Опоздал на урок

Нарушал дисциплину на уроке

Не готов к уроку

Не работает на уроке

Подпись________________________________________________



Предварительный просмотр:

Работа с учащимися группы социального риска

Памятка классному руководителю по работе с «трудными» подростками

1. Завести тетрадь-карточку на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений.

2   Ежедневно следить за посещаемостью занятий «трудными» подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4.  Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5.  Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6.  Ежедневно встречаться с подростками.

7.  Каждую четверть заслушивать «трудных» подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет по профилактике правонарушений.

8.   Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

9. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

10.Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку,  умение радоваться успехам ребенка.

11.Посещать «трудного» учащегося на дому.

12.Совместно с родителями преодолевать трудности в воспитании ребенка.

13.Организовывать интересную жизнь коллектива, в которой учится «трудный» подросток.

14.Предупредить возможность неправильных действий детей.

15.Обучать детей методам самовоспитания.

16.Индивидуальное шефство.

17.Вовлекать подростка в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы.

18.Поддерживать тесную связь с органами правопорядка.

Модель работы с трудными учащимися

1.Посещение на дому.

2. Составление психолого-педагогической характеристики на трудного учащегося.

3. Меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе.

4. Связь с тренерами, руководителями кружков, учителями, семьями «трудных» учащихся, психологом, социальным педагогом.

5. Контроль за занятостью данных учащихся в общественной жизни класса, школы.

Организация социологического мониторинга по направлениям:

 -занятость подростков в свободное от занятий время;

-диагностика нравственных приоритетов;

 -изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам

 

Выпуск стенгазет, пропагандирующих здоровый образ жизни

Привлечение учащихся, которые находятся на контроле, к работе в трудовых объединениях

Продолжение работы кинолектория для учащихся и их родителей по правовой тематике

Организация и проведение:

 -Месячника правовых знаний;

 -Акции «Я выбираю здоровье»;

 -Дней здоровья;

 -Дней профилактики;

По профилактике безнадзорности и преступности проводилась следующая работа:

1. Индивидуальные беседы со школьниками, поступающими в 1 класс, и их родителями.

2. Приобщение детей к творческим делам класса, школы, вовлечение в кружки, секции.

3. Тестирование, анкетирование, вовлечение в трудовые десанты.

4. Родительский всеобуч: «Опасная зависимость», «Подросток среди сверстников. Стили семейного воспитания», «Воспитание доброты и милосердия, нравственности в воспитании у детей в семье, «Здоровые  дети – будущее нации»

5. Диагностика проблемных детей.

6. Индивидуальные консультации с проблемными детьми по запросам классных руководителей.

7.Классные часы по проблеме профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения; правовой культуре.

8. Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах



Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя

с «трудными» детьми

Принципы воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися

  •  Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.

 Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.

  •  Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер

Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.

  • Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. 

Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном

развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

  •  Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.

 Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды,

выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции .

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

  •  Целенаправленная работа по нравственному просвещению

(уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

  • Актуализация всех источников нравственного опыта школьников

(учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего

педагогического коллектива школы).

  •  Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
  •  Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

Система предупреждения отклонений в поведении и перевоспитании учащихся :

 1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.

 2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.

 3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его

средств, главных звеньев, этапов, исполнителей).

 4. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

 5. Вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.

 6. Изменение условий семейного воспитания .

Почему неэффективно воспитательное воздействие

 • Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением

родителей и т.п.)

 • Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка -

резонируя и усиливая его

• Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком

 • Решая проблемы возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива

 • Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте;

развитии; статусе

 • Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу

 • Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия

 • Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих

• Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы

 • Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние.

 • Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям

 • В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов

 • Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные

состояния (любые достижения)

• Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения, превращая таким образом в изгоя

ПАМЯТКА классному руководителюпо работе с проблемными детьми

  • Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
  •  Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле
  • вопрос успеваемости подростков.
  •  Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  • Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  • Ежедневно встречаться с подростками.
  •  Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их
  • родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При
  • необходимости приглашать на Совет профилактики.
  •  Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
  •  Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является
  • личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться
  • успехам ребенка.
  •  Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение
  • общественных поручений.
  •  Предупредить возможность неправильных действий детей.
  •  Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится
  • «трудный».
  •  Обучить детей методам самовоспитания.


Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с учащимися

1. Формы работы:

-Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

- Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.

- Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.

- Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.

- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.

- Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...

К плану воспитательной работы. Система работы с неуспевающими.

некоторые шаблоны и методики позволяющие организовать работу по предупреждению неуспеваемости...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....

Воспитательные программы, план воспитательной работы

Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...


 

Комментарии

Бадаева Анна Владимировна

Светлана Александровна, большое спасибо за полезный материал. А можно у вас попросить 45 вопросов анкеты по выявлению детей группы риска.