К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми
материал (7 класс) на тему
Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
девиантное поведение подростков | 19.13 КБ |
анкета по выявлению детей " группы риска" | 12.54 КБ |
индивидуальная работа с учащимися | 11.86 КБ |
карта личности учащегося | 18.5 КБ |
карта наблюдения за учащимся (метод экспертных оценок) | 13.35 КБ |
лист информируемости о проблемах поведения учащегося | 11.69 КБ |
памятка об учащихся "группы риска" | 28.5 КБ |
система работы с учащимися" группы риска" | 16.06 КБ |
формы индивидуальной работы | 10.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Девиантное поведение подростков.
К девиантному поведению могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.
нарушения поведения проявляются в основных формах динамики личности – характерологических реакциях.
Так, характерологическая реакция протеста - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью.
Чаще всего эта реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.
Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо для подростка. Протестные реакции могут быть у подростков из-за чрезмерных претензий, предъявляемых родителями, когда они ставят перед ним непосильную задачу- в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, музыкой и прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители.
Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя журят их за плохую успеваемость или какие-то проступки.
Реакции протеста бывают пассивными и активными.
Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.
Реакции активного протеста могут проявляться в виде нарушения школьной дисциплины, неповиновения и грубости по отношению к старшим, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.
Реакция отказа нередко проявляется отказом от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков.
В нерезкой форме она возможна у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения, например, когда подростка переводят в другую школу или семья переезжает на новое место жительства. В таких случаях подросток винит в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общается.
Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все сильно отличается от его домашних условий и где с ним слишком строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом ребенок испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Из-за отказа от занятий у подростка возникает серьезное отставание в учебе от одноклассников.
Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо.
В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. В подростковом возрасте происходит то же самое. Ребенок чаще всего имитирует поведение значимого для него человека или людей. Это может быть кумир, которому поклоняется подросток. В этом случае ребенок копирует стиль одежды, интонации и поступки. В зависимости от положительной или отрицательной направленности подражания, и имитация будет соответствующей. Часто реакции имитации выражаются в грубости и вызывающем тоне по отношению к старшим, нецензурных выражениях и хулиганских поступках, курении, употреблении алкогольных напитков и т.д.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации у подростков, переживающих чувство неполноценности вследствие физического недостатка (аномалия развития, дефект речи и др.), невысокого уровня психических способностей, моторной недостаточности, ограничения возможностей в связи с инвалидизирующим заболеванием, могут принимать форму антидисциплинарного и антисоциального поведения (срывы уроков и другие нарушения школьной дисциплины, неповиновение старшим и др.).
При реакциях гиперкомпенсации поведение может иметь карикатурный характер, вследствие чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация. Примером реакции гиперкомпенсации может служить показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения и употребления спиртного у неуверенных в себе, робких подростков.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях.
Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. желание освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами.
Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем сильнее растет желание избавиться от влияния взрослых. Реакция эмансипации может сопровождаться непосещением школы, уходами из дома, бродяжничеством (дромоманией), вызывающими формами поведения.
Реакция группирования со сверстниками. Стремление к группированию со сверстниками присуще подростковому возрасту. Реакция группирования объединяет подростков по интересам. В зависимости от социальной направленности группы и проявления могут быть разными. Это может быть занятие спортом, какое-нибудь хобби, а могут быть хулиганские действия, а иногда и групповые преступления. Подросткам свойственна подверженность чужому влиянию, к сожалению, наиболее легко они поддаются отрицательному влиянию, а не положительному.
Реакция увлечения Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.
У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях и драмкружках, публикуют свои стихи и другие литературные произведения в школьной стенгазете. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников.
Проявлением отклоняющегося поведения являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, могут быть источником онанизма (маструбации), включая групповую и совместную, раннего начала половой жизни, беспорядочных сексуальных связей и др.
На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво.
Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы.
Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.)
Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.
ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений.
При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.
Предварительный просмотр:
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15)
На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда. Обработка результатов сводится к следующему: каждый ответ оценивается баллом +1, −1, 0 (иногда).
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N>6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.
Характеристика уровней (по итоговой сумме)
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6>N>3 | 1 -Начальный уровень трудновоспитуемости | 30>N>15 |
3>N>0 | 2 — Дезорганизаторы | 15>N>0 |
N<0 | 3 — Особотрудные | N<0 |
Уровень, качества личности (признаки)
1 уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
2 уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2–3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.
3 уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Предварительный просмотр:
2. Форма плана работы с учащимися
( 2 вариант) План индивидуальной работы с учеником ___________________________________________ «____» класса
2014-2015 учебный год
Дата | Формы и способы педагогической поддержки | Основные личностные достижения, Мир увлечений | Главные проблемы в развитии | Кто привлекался | Результат |
Предварительный просмотр:
Карта личности
Состояние здоровья и развития
Учащегося_________________________________________________________________________
Признаки повышенной нервозности:
- отсутствуют
- повышенная утомляемость
- пониженная работоспособность
- подавленное настроение
- повышенная возбудимость
- вспышка гнева
- агрессивность по отношению к учителям
- отказ от контактов
- общих дел
- склонность к разрушительным действиям
- садизм
- другие признаки
Патологические влечения:
Курит, не курит, употребляет спиртные напитки, употребляет токсико-нарковещества
Состоит на диспансерном учёте, по поводу чего ___________________________________________________________________________________
Психологическая атмосфера в семье ___________________________________________________________________________________
Тип семьи:
- благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная)
- неблагополучная, в том числе:
- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведения вне школы)
- нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни, пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются)
- конфликтная ( в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы)
Характер взаимоотношений родителей с ребёнком:
- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка)
- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий)
- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономии ребёнка)
- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя)
Организация режима труда и отдыха:
- какие обязанности выполняет
в семье _______________________________________________________________________
- соблюдает ли режим дня
- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания ___________________________________________________________________________
- как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей
Особенности учебной деятельности:
- успеваемость учащегося ________________________________________________________
- отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное
Интеллектуальные возможности учащегося:
Высокие, средние, низкие
Мотивы учения:
- познавательный интерес к предметам
- осознание необходимости учиться
- стремление получать оценку
- заслужить одобрение взрослых
- стремление избежать наказания
- стремление к самоутверждению в группе сверстников
Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:
позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый
С кем из класса наиболее близок (характер взаимного влияния) ___________________________________________________________________________________
Взаимоотношения с другими одноклассниками:
Деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается
Манера, стиль общения с окружающими:
- доминантный стиль ( уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не даёт перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту)
- не доминантный стиль ( застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)
- экстраверт ( постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим)
- интроверт ( не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен)
Отношение к общественному мнению:
- активно-положительное ( понимает критику, согласен с ней, недостатки стремиться исправить)
- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)
- безразличное ( не реагирует на критику, не меняет поведения)
- негативное ( спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)
Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду:
отношение к общественным поручениям:
с готовностью, без видимого интереса, отказывается
выполнение общественных поручений:
добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой
отношение к трудовым делам класса:
принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается
отношение к физическому труду:
положительное , равнодушное , отрицательное
Направленность интересов:
к какой деятельности проявляет интерес:
физический труд, умственный труд, техническая деятельность, организаторская деятельность, художественная деятельность, спортивная деятельность
В каких кружках (секциях) состоит___________________________________________________________________
С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося ____________________________________________________________________________________________________
Уровень самооценки личности:
- адекватная , завышенная , заниженная
Особенности поведения:
- положительные поступки учащегося, как часто они совершаются _____________________________________________________________________________
- возможные мотивы их совершения ______________________________________________
- отрицательные мотивы (проступки), их появление, характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках)
правонарушения учащегося:
- воровство
- вымогательство у слабых и младших
- избиение слабых и младших
- попытка к насилию
- жестокое обращение к животным
- проявление садистских наклонностей
- грубые нарушения общественного порядка
отношение к своим поступкам:
равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает
отношение к педагогическим воздействиям:
с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования
Состоит на учёте внутри школы ______________________________________________________________________________
В ПДН
______________________________________________________________________________
Находится в социально-опасной семье ______________________________________________________________________________
Под опекой
______________________________________________________________________________
Склонен к бродяжничеству
Классный руководитель _______________________________________________________
Предварительный просмотр:
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ (МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК)
Карта наблюдения используется для выявления трудностей в процессе адаптации, заполняется психологом совместно с классным руководителем.
_______ класс
Классный руководитель: ________________________________
Уровни: А – высокий, В – выше среднего, С – средний, Д – ниже среднего, Е – низкий.
Фамилия. Имя | Включен- ность | Эмоциональное благополучие | Мотивация | Темп | Понимание инструкции | Контакт | Дисциплина | Отношение к себе | Успевае- мость | Трудные предметы | ||
Учит. | Однокл. | Урок | Перем. | |||||||||
Предварительный просмотр:
ЛИСТ ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОБЛЕМАХ ДИСЦИПЛИНЫ И УСПЕВАЕМОСТИ
УЧЕНИКА 7 КЛАССА___________________________________
(УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК – КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ)
Дата _____ Предмет _____________________ Кабинет ___________
Ф. И. О. учителя ___________________________________________
Возможные проблемы | Как проявляются |
Опоздал на урок | |
Нарушал дисциплину на уроке | |
Не готов к уроку | |
Не работает на уроке | |
Подпись________________________________________________
Предварительный просмотр:
Работа с учащимися группы социального риска
Памятка классному руководителю по работе с «трудными» подростками
1. Завести тетрадь-карточку на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений.
2 Ежедневно следить за посещаемостью занятий «трудными» подростками.
3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
6. Ежедневно встречаться с подростками.
7. Каждую четверть заслушивать «трудных» подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет по профилактике правонарушений.
8. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
9. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.
10.Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
11.Посещать «трудного» учащегося на дому.
12.Совместно с родителями преодолевать трудности в воспитании ребенка.
13.Организовывать интересную жизнь коллектива, в которой учится «трудный» подросток.
14.Предупредить возможность неправильных действий детей.
15.Обучать детей методам самовоспитания.
16.Индивидуальное шефство.
17.Вовлекать подростка в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы.
18.Поддерживать тесную связь с органами правопорядка.
Модель работы с трудными учащимися
1.Посещение на дому.
2. Составление психолого-педагогической характеристики на трудного учащегося.
3. Меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе.
4. Связь с тренерами, руководителями кружков, учителями, семьями «трудных» учащихся, психологом, социальным педагогом.
5. Контроль за занятостью данных учащихся в общественной жизни класса, школы.
Организация социологического мониторинга по направлениям:
-занятость подростков в свободное от занятий время;
-диагностика нравственных приоритетов;
-изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам
Выпуск стенгазет, пропагандирующих здоровый образ жизни
Привлечение учащихся, которые находятся на контроле, к работе в трудовых объединениях
Продолжение работы кинолектория для учащихся и их родителей по правовой тематике
Организация и проведение:
-Месячника правовых знаний;
-Акции «Я выбираю здоровье»;
-Дней здоровья;
-Дней профилактики;
По профилактике безнадзорности и преступности проводилась следующая работа:
1. Индивидуальные беседы со школьниками, поступающими в 1 класс, и их родителями.
2. Приобщение детей к творческим делам класса, школы, вовлечение в кружки, секции.
3. Тестирование, анкетирование, вовлечение в трудовые десанты.
4. Родительский всеобуч: «Опасная зависимость», «Подросток среди сверстников. Стили семейного воспитания», «Воспитание доброты и милосердия, нравственности в воспитании у детей в семье, «Здоровые дети – будущее нации»
5. Диагностика проблемных детей.
6. Индивидуальные консультации с проблемными детьми по запросам классных руководителей.
7.Классные часы по проблеме профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения; правовой культуре.
8. Участие в школьных и районных спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах
Предварительный просмотр:
Система работы классного руководителя
с «трудными» детьми
Принципы воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися
- Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.
Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
- Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер
Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
- Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном
развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
- Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся.
Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды,
выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции .
Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:
- Целенаправленная работа по нравственному просвещению
(уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
- Актуализация всех источников нравственного опыта школьников
(учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего
педагогического коллектива школы).
- Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
- Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Система предупреждения отклонений в поведении и перевоспитании учащихся :
1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.
2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.
3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, его
средств, главных звеньев, этапов, исполнителей).
4. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.
5. Вовлечение трудных учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успеха в ней.
6. Изменение условий семейного воспитания .
Почему неэффективно воспитательное воздействие
• Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением
родителей и т.п.)
• Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка -
резонируя и усиливая его
• Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком
• Решая проблемы возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива
• Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте;
развитии; статусе
• Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу
• Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия
• Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих
• Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы
• Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние.
• Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям
• В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов
• Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные
состояния (любые достижения)
• Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения, превращая таким образом в изгоя
ПАМЯТКА классному руководителюпо работе с проблемными детьми
- Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.
- Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле
- вопрос успеваемости подростков.
- Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Строго следить за выставлением оценок в дневник.
- Ежедневно встречаться с подростками.
- Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их
- родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При
- необходимости приглашать на Совет профилактики.
- Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
- Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является
- личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться
- успехам ребенка.
- Вовлекать в трудовую деятельность серьезные дела, исполнение
- общественных поручений.
- Предупредить возможность неправильных действий детей.
- Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится
- «трудный».
- Обучить детей методам самовоспитания.
Предварительный просмотр:
Индивидуальная работа с учащимися
1. Формы работы:
-Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
- Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.
- Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
- Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.
- Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио класса (план воспитательной работы, анализ работы за прошлый год)
Представлено портфолио 8 класса...
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
К плану воспитательной работы. Система работы с неуспевающими.
некоторые шаблоны и методики позволяющие организовать работу по предупреждению неуспеваемости...
План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...
Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....
Воспитательные программы, план воспитательной работы
Предлагаю материалы, которые Вам пригодятся в работе. ...
ПЛАН воспитательной работы на год по направлению: «РАСШИРЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ в СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПЛАНвоспитательной работы ...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Здравствуйте, Светлана Александровна!
Светлана Александровна, большое спасибо за полезный материал. А можно у вас попросить 45 вопросов анкеты по выявлению детей группы риска.