Программа для работы с трудными детьми
рабочая программа на тему

Гирфанова Файруза Рашитовна

Данная программа разработана для работы с так называемыми "трудными" детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_raboty_s_trudnymi_detmi.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с трудными детьми

.                                                   Вот они, главные истины эти:

                                                  Поздно заметили, поздно учли.

                                                  Нет, не рождаются трудными дети,

                                                  Просто им вовремя не помогли.

Американский педагог Рудольф Дрейкурс вывел 4 мотива плохого поведения детей:

1. стремление привлечь внимание;

2. стремление к власти;

3. стремление к мести;

4. стремление избежать неудачу.

Из множества причин, вызывающих отклонения в поведении и педагогическую запущенность, можно назвать некоторые:

1.Был запущен сенситивный период развития (от рождения до 8 лет). Родители не уделяли достаточного внимания развитию ребёнка;

2. Родители не знают как подготовить ребёнка к школе, не умеют направлять его учебную деятельность;

3. Частые смены учителей ( нет единых педагогических требований);

4. Авторитарность педагогов. Команды возбуждают задерживающие центры коры головного мозга и угнетают умственную деятельность и сознательное управление своими действиями и др.

В зависимости от причин, трудновоспитуемых подростков можно разделить на группы:

1. с отклонениями в эмоционально-волевой сфере;

2. ребята, имеющие ситуативную трудновоспитуемость, в результате педагогически неверных форм воздействия;

3. имеющие значительные пробелы в овладении моральными и этическими знаниями, несформированность нравственных представлений и навыков нравственного поведения.

Что же делать педагогу в работе с такими детьми?

• Главное, чтобы у ребят не появилось отвращение к школе. Ведь никому не хочется идти туда, где ругают.

• Важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы (методы: поощрение, соревнование, положительные перспективы)

• Необходимо поднять авторитет в глазах одноклассников. (А для этого нужно не просто выполнять команды учителя, а научиться самостоятельно мыслить).

• Учить уважать себя и видеть достоинства других. (Для этого нужно провести много классных часов, диспутов, чаепитий, походов, экскурсий и других коллективных дел).

• Защитить ребёнка от чрезмерной критики учителей, а если нужно, то даже и от своих родителей.

• Повысить интеллектуальный уровень учащихся, научить их мыслить. (Викторины, Брейн-ринги, познавательные экскурсии, тематические стенгазеты, исследовательские и творческие работы, обсуждение книг и политических новостей.)

• Обсуждение житейских ситуаций, с постоянным вопросом: «Чтобы вы делали на его месте?», и анализом ситуаций.

• Вовлекать ученика в интересные дела класса и школы, где вероятны успехи ребёнка. Это повысит самооценку. (Ведь если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний и самооценка.) Поэтому необходимо избегать праздности. Предлагать дело для реализации способностей и появления ощущения успеха.

• Не читать нотаций, лучше просто беседовать.

• Обучать навыкам самоконтроля и самооценки;

• Не оскорблять недоверием.

• Учить делать полезные дела, учить приносить радость другим людям.

• Учить ребёнка планировать своё время, сокращать непроизводительные потери времени. Учить планировать свою деятельность. Это позволит увеличить время на приготовление домашних заданий, которые он будет выполнять сначала с помощью, а потом самостоятельно.

• Учить детей думать о жизни, о месте человека в ней, о смысле жизни, о призвании человека.

Вот как многому надо научить маленького Человека! Точка опоры при «реконструкции» характера всегда то самое ценное в воспитаннике, что дорого и ему самому и тем, кто к нему хорошо относится. На поддержку и помощь этих людей можно и нужно рассчитывать педагогу в своей работе.

Это большая, кропотливая, каждодневная работа. Но ведь мы понимаем, очень много зависит от нас, взрослых .

В этой статье я ещё хочу остановиться на учебных трудностях «трудных» детей.

Благоприятная ситуация для обучения – это когда способ преподавания соответствует способу усвоения учебного материала. Как этого достичь? Что же необходимо знать и учитывать в своей работе со слабоуспевающими учащимися?

Характеристика учебных трудностей слабоуспевающих учеников.

1. Нестойкость усвоенных знаний.

Для устранения этой проблемы в работе с такими учениками, необходимо планировать более длительное время и больший объём решаемых репродуктивных задач. Рекомендую, также, учащимся ведение блокнотов, где записываются основные формулы и алгоритмы решения задач, иногда даже образцы решения типовых задач. Урок начинаю с того, что прошу открыть блокнот и просмотреть записи, необходимые для урока в течении одной минуты.

Этот приём не только тренирует память, но и формирует необходимые общеучебные навыки: классификации и систематизации учебного материала.

2. Низкий познавательный интерес.

Практически это означает: то, что не получается или требует больших эмоциональных, физических, интеллектуальных и волевых затрат, становится неинтересным.

Что делать? Помнить об эффекте новизны при планировании работы на уроке.

Необходимо также направить воспитательное воздействие педагогов, родителей, психолога на развитие у ребёнка волевых усилий, навыков преодоления трудностей. Ребёнка нужно поощрять за каждую удачную попытку, но при этом важно пояснять: что сначала «усилие» , а потом «поощрение». Ведь «бесплатный сыр только в мышеловке».

3. Низкий уровень развития словесно-логического мышления.

Мой опыт работы показывает, что решение задач должно основываться на наглядно-образном мышлении. Т.е. необходимо делать рисунки, схемы, графически изображать алгоритмы. Просить воспроизводить эти схемы.

4. Низкая работоспособность.

Это означает: быстрая утомляемость, истощаемость, рассеянность, неусидчивость, пресыщение, медленный темп работы. Часто эти недостатки связаны с медицинскими проблемами.

С этим можно бороться только часто меняя виды деятельности на уроке и применяя принцип необходимости и достаточности.

Как повышать мотивацию слабоуспевающих детей.

Суть проблемы можно свести к реализации трёх факторов:

- повышать уровень озабоченности за результат;

-развивать оттенки положительных чувств;

- дать ощутить успех.

Прежде всего нужно от похвалы умело переходить к новому заданию: «Идея правильная, но нужно овладеть технологией её реализации...», «В этом, конкретном случае, всё сделано верно. Попробуй сделать вывод, обобщить.»

Важно формировать интерес к изучаемому предмету (новизна, увлекательность изложения, связь с жизненной ситуацией, опора на небольшой практический опыт ученика). Интерес – это мощный рычаг повышения внутренней мотивации, т.е получение удовлетворения от самого процесса учёбы. Подчёркиваю: удовлетворение от процесса учёбы, а не только результата.

Кстати, результаты своего труда ребёнок обязательно должен знать. Значит: если ученик, прилагая усилия, был озабочен результатом, испытывал при этом положительные эмоции, добивается успеха и если материал для него нов, посилен и интересен, а также учитель сообщил о результатах труда, то повышается вероятность, что понравится сам «процесс». Вот такая получается схема!

Что и как мы оцениваем.

Правило1. Ученик должен знать критерии выставления оценки. (В каждой проверочной работе обязательно указывать этот критерий, необходимо иногда напоминать его ребятам или разместить памятки на стенде).

Правило2. Ученик должен иметь возможность исправить неудовлетворительные оценки. Таковы концепции нейро - лингвистического программирования.

- Пока человек жив, он может начать меняться к лучшему, и у него есть шансы.

- Желание сильнее способностей – если есть желание, способности появятся.

Правило3. Отметка должна стимулировать ученика на дальнейшие успехи и вложение своих сил.

Правило 4. Школьная отметка – это не показатель ума или личностных качеств ученика.

Правило 5 . Избегайте стереотипов.!

Правило 6. Не сравнивать учебные достижения ученика с успехами других учеников.

Основными показателями появившегося интереса к учёбе будет:

1. отсутствие пропусков уроков без уважительных причин;

2. улучшение успеваемости;

3. желание выполнить задание для школы;

4. изменение поведения.

Всё это прописные истины, но как непросто выстроить урок и ещё сложнее свои отношения с учениками, чтобы учесть все важные методические факторы и добиться долгожданного результата! Однако ресурсы личности неисчерпаемы, а способности к изменениям - её природное свойство, будем помнить это.

И ещё: серьёзные улучшения требуют от педагогов не только труда и терпения, но и надежды, веры и любви.

План  работы классного руководителя со слабоуспевающими и трудными учащимися

№ п\п

Вид работы

Срок исполнения

Ответственный

1

Посещение на дому семей слабоуспевающих учащихся с целью выявления материально- бытовых условий

В начале года

Классный руководитель, социальный педагог

2

Посещение уроков с целью выявления работы слабоуспевающих на уроках математики и русского языка

Не реже одного раза в месяц

Классный руководитель

3

Проведение родительских собраний совместно с учащимся и их родителями (под роспись) с результатами тренировочно-диагностических работ

Систематически в течение года, но не реже одного раза в месяц

Классный руководитель, учителя -предметники

4

Рассмотрение результатов обучения (в первую очередь претендентов на получение справки вместо аттестата), имеющих систематические пропуски уроков

В течение года,

По итогам контрольных работ,

По заявкам учителей -предметников

Классный руководитель, учителя –предметники,

Соц. Педагог, психолог

5

Индивидуальная работа психолога со слабоуспевающимися учащимися и их родителями (анкетирование, собеседование)

Постоянно

Классный руководитель,

Зам.по ВР

6

Проведение тренинга успешности со слабоуспевающимися учащимися

Постоянно

Классный руководитель

Зам.по ВР

7

Проверка школьной библиотеки на предмет работы со слабыми учащимися и их консультирования

В течение года

Классный руководитель,

Школьный библиотекарь

Классный руководитель при работе со слабоуспевающими обязан:

- организовать учебно- воспитательный процесс;

- вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;

- изучать детей и подростков, бытовые условия жизни;

- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;

- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

- содействовать социальной и правовой защите их прав;

- вести документацию, отражающую  результативность воспитательной работы (личные дела, классный журнал, дневники учащихся);

- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов  школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки и искусства;

- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам  педагогики, психологии теории и практики воспитания.

Циклограмма для классногоруокводителя

Ежедневно:

1.Работать с опоздавшими и выяснение причин отсутствия.

2.Организация питания учащихся.

3.Организация дежурства в  классном кабинете.

4.Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

1.Проверка дневников учащихся.

2.Проведение мероприятий в классе (по плану).

3.Работа с родителями (по ситуации).

4.Работа с учителями – предметниками (по ситуации).

5.Встреча со школьной медсестрой по справкам о болезни учащихся.

Каждый месяц:

1.Посещение уроков в своем классе.

2.Консультации у школьного психолога, социального педагога.

3.Экскурсиии,посещение музея и т.д.

4.Встреча с родительским активом.

Один раз в четверть:

1.Оформелние журнала по итогам четверти.

2.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на  новую четверть.

3.Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

1.Проведение открытого мероприятия.

2.Оформление личных дел учащихся.

3.Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по работе с трудными детьми

Рекомендации педагогам при работе с учащимися подросткового возраста в школе - интернате 8 вида....

Система работы с трудными детьми.

Сообщение на ШМО классных руководителей....

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми

Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"...

Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...

Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».

Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обуч...