Организация воспитательной работы с трудными детьми
статья на тему

Степаненко Светлана Александровна

доклад на методическом объединении воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vospitatelnoy_raboty_s_trudnymi_detmi.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГО У Инсарская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в

развитии.

Методическое объединение воспитателей

Доклад.

« Организация воспитательной работы с

трудными детьми».

Подготовила: Степаненко С.А.

Проблема «трудных» детей - одна из важнейших психологопедагогических проблем.

Большая важность этой проблемы связана с тем, что всё чаще наблюдается демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, часто проявляется жестокость и агрессивность в поведении детей.

Термином «трудный ребёнок» обозначают детей, которые требуют коррекции своей личности. Выделяются три признака , составляющие содержание понятия «трудные дети».

Первым признаком является наличие у ребёнка отклоняющегося от нормы поведения.

Во-вторых, нарушения поведения у трудных детей нелегко исправляются и корригируются.

В-третьих, трудные дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и педагогов.

Так называемые трудные дети есть во любом из возрастных периодов. Это дети, педагогически запушенные в результате неправильного воспитания в семье или нездоровых отношений в ней. Детей, проживающих в нашем интернате, тоже можно назвать трудными. Это обусловлено влиянием биологических и социальных факторов.

Так как практически все дети у нас с диагнозом «олигофрения», то у каждого их них наблюдаются отчётливо выраженные отклонения во всех видах психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов, а также недоразвитие эмоционально-волевой сферы, это нужно учитывать при организации специального педагогического воздействия.

Социальные факторы - это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и конечно же, школа. Так как умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, у них меньше возможности общения с окружающим миром, а участие семьи в воспитании этих детей ничтожно мало, возрастает необходимость усиленного педагогического руководства поведением и деятельностью учащегося.

Деятельность воспитателя в условиях школы-интерната осуществляется в следующих направлениях:

  1. Социальное - включает в себя:
  • Установление контактов с близкими родственниками;
  • Социально-правовая защита несовершеннолетних;
  • Формирование позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Формирование умений пользоваться различными инфраструктурами;
  • Подготовка к самостоятельной жизни;
  1. Профессиональное самоопределение детей;

• Социальная насыщенность досуговой деятельности.

(Ведущая роль отводится кружкам, секциям).

  1. Педагогическое:
  • Проведение самоподготовки.
  1. Социально-психологическое:
  • Контакт воспитатель с психологом.
  1. Медико-социальное:
  • Создание общего оздоровительного климата в группе;
  • Соблюдение режимных моментов;
  • Формирование санитарно-гигиенических навыков.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создание развивающей среды в группе;
  • Организация социальных мероприятий с учётом индивидуальных потребностей ребёнка.
  1. Патронирующее:
  • Работа, направленная на семейное воспитание, передача детей в семьи.

Кроме того, что наши дети умственно отсталые, в каждой группе есть так называемые трудные дети, которые выделяются своим негативным поведением. Это дети, у которых резко выражены нарушения эмоциональноволевой сферы, они вспыльчивые, агрессивные, неадекватно реагируют на замечания педагогов, часто конфликтуют как с детьми, так и со взрослыми. Их поведение отличается непредсказуемостью, в порыве агрессии они не контролируют своих поступки и тогда они способны на всё. Все дети у нас на виду и мы знаем, кого в какой группе можно назвать трудным.

Поэтому трудные дети требуют особого внимания со стороны педагогов. Важно уметь предусмотреть те негативы, которые могут пойти от этого ребёнка, как он может себя повести в данной ситуации. Это очень трудно и не всегда удаётся даже опытным и умелым педагогам. Это объясняется тем, что дети отличаются по уровню своего психического развития и, выраженными в разной степени нарушениями эмоционально-волевой сферы. Некоторые дети непослушны, капризны, упрямы, проявляют сопротивление требованиям и советам взрослых. В этом случае основным путём предупреждения и преодоления негативного поведения ребёнка является внимание к его потребностям и интересам, включение ребёнка в коллективные формы деятельности. Но есть дети, которые отличаются грубостью, агрессивностью, тем, что постоянно нарушают дисциплину, игнорируют замечания и требования педагогов. К таким детям особенно необходим индивидуальный подход, вовлечение их в разнообразную деятельность, которая вызывает у них интерес и напряжение всех сил. Это может быть посещение различных кружков, секций. Ведь есть дети кто-то из тех, кого мы считаем трудными, любит работать в столярной мастерской, кому-то нравится ходить в спортзал или кататься на лыжах. А есть ребята, которым нравиться вышивать.        -2-


Должен быть арсенал занятости, увлечений, кружки, секции, видеозал. Конечно, эту работу не может проводить только воспитатель, нужна продуманная и действенная система.

Хорошо, если дети принимают участие в художественной самодеятельности, где у них есть возможность проявить себя, показать себя с лучшей стороны. Ведь иногда на сцене дети меняются до неузнаваемости.

( Здесь много можно привести примеров- это все наши общешкольные мероприятия и концерты).

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обусловливает о, что наши дети вспыльчивы, несдержанны, поэтому часто конфликтуют как между собой, так и со взрослыми. Конечно, конфликты оказывают негативное влияние на всех в группе. Если в конфликт вступают дети , то и разрешать такую ситуацию нужно с участием самих детей. Здесь хорошо действует метод убеждения. Нужно попытаться уговорить или убедить того, кто податливее или может посильнее, оказать как бы доверие одному из них.

Если это не помогает, то возникший конфликт нужно пресекать любыми способами, воздействовать на психику ребёнка, вплоть до принятия определённых мер. Гораздо сложнее, если возникает конфликт между педагогом и ребёнком. Очень важно не допускать такого конфликта, а если он возник, то взрослый должен найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, чтобы обычный конфликт не перерос во вражду. Существует несколько методов разрешения конфликтных ситуаций. Наиболее приемлемы в работе с детьми положительные методы: это юмор, добрая шутка, ласковое отношение к ребёнку, умение идти на компромисс, анализ ситуации, который предполагает поиск первопричины конфликта и умение поставить себя на место ребёнка, чтобы увидеть ситуацию своими глазами.

Очень действенным методом является индивидуальное собеседование, когда педагог разговаривает с ребёнком наедине.

К индивидуальной беседе всегда нужно готовиться заранее, продумать о чём будет разговор, какие вопросы задать ребёнку, что сказать ему, иначе разговор может не получиться. Не стоит начинать беседу сразу с вопросов о поведении, к этому нужно подходить постепенно. Тогда ребёнок не будет думать, что его вызвали только для того, чтобы отчитать за какой-то поступок. Наоборот, доверительная беседа наедине придаёт определённую важность, ребёнок чувствует, что ему доверяют, разговаривают как со взрослым, и в основном, дети тогда раскрепощаются, раскрываются. Такие беседы проводятся по необходимости, когда педагог чувствует, что с этим ребёнком можно только так. Но не все дети, конечно, раскрываются нам.

Основа всей воспитательной работы с детьми в коррекционной школе - соблюдение принципа безусловного приятия. Это означает, что воспитатель не выбирает своих воспитанников, он принимает их такими, какие они есть. Ведь основная человеческая потребность - это потребность в любви, в нужности другому. Наши воспитанники зачастую обделены лаской, заботой и любовью с рождения. А для нормального развития ребёнок должен знать, что он нужен, важен, что он просто хороший.        -3-


Сохранить теплоту при внешней сдержанности и принципиальности, ласковое и заинтересованное внимание и уважение к человеческим слабостям ребёнка и помощь в стремлении ребёнка избавиться от них. Вот основа построения воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...

программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».

(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...

К плану воспитательной работы. Система работы с "трудными" детьми

Шаблоны для организации системы работы с детьми" группы риска"...

Воспитательная программа с трудными детьми

Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной ...

Рекомендации классному руководителю при работе с трудными детьми и детьми группы риска

В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - т...

Воспитательная работа с трудными детьми

формирование правового сознания, выработка навыков по соморегуляции собственного поведения....

Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».

Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обуч...