Примерная программа работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации
рабочая программа (10 класс)

Крушельницкая Марина Анатольевна

В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возрастает необходимость в квалифицированной помощи различным слоям населения и особенно детям из неблагополучных семей или иначе детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это более трудная в воспитательном отношении категория детей, имеющих отклонения в социальном развитии и испытывающих затруднения в обучении, в общении с родителями, педагогами, сверстниками, склонных к девиациям по различным причинам, отстающих в темпах физического и психического развития.

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной. К группе риска относятся следующие семьи: многодетные, неполные, малообеспеченные, с опекаемыми детьми. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации

Составила: Крушельницкая М.А.

учитель истории и обществознания

2017-2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возрастает необходимость в квалифицированной помощи различным слоям населения и особенно детям из неблагополучных семей или иначе детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Это более трудная в воспитательном отношении категория детей, имеющих отклонения в социальном развитии и испытывающих затруднения в обучении, в общении с родителями, педагогами, сверстниками, склонных к девиациям по различным причинам, отстающих в темпах физического и психического развития.

Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной. К группе риска относятся следующие семьи: многодетные, неполные, малообеспеченные, с опекаемыми детьми. Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.

Логика профилактики подсказывает мне, как учителю, необходимость создания условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.

         Данная программа предполагает работу совместно с воспитательной службой школы, ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.

Цель программы: 

  • создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность,

Задачи программы:

  •  обеспечить обучающимся психолого-педагогическое сопровождение для реализации прав на получение основного общего образования;
  • организовать совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия, на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их разработке и утверждение;
  • предупредить случаи  правонарушений среди обучающихся школы ;
  • создать установку на необходимость здорового  образа  жизни;
  • выявить  интересы  и потребности обучающихся, трудности  и проблемы, отклонения  в поведении, уровень  социальной защищенности и адаптированности  к социальной среде;
  • быть посредником  между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;
  •  координировать взаимодействие учителей, родителей, специалистов социальных служб для оказания помощи обучающимся;
  •  содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности  личности обучающегося в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
  •  координировать взаимодействие учителей, родителей, специалистов социальных служб для оказания помощи обучающимся.

Участники программы- обучающиеся муниципального  образовательного учреждения.


 

Направление  деятельности

Цели  и задачи

Формы деятельности/сроки

Результат деятельности

Работа с обучающимся

Защита, помощь и поддержка социально незащищенных обучающихся

  1. Индивидуальные консультации
  2. Беседы

«Как научиться быть ответственным за свои поступки» (сентябрь)

«Закон и ответственность» (октябрь)

«Поговорим о дружбе» (ноябрь)

«Наркомания: что о ней нужно знать?» (ноябрь)

«Профессии, которые востребованы» (декабрь)

«Курение и его последствия»

(январь)

«Мифы об алкоголе» (февраль)

«Что такое счастье и как стать счастливым?» (март)

«Моя судьба в моих руках» (апрель)

  1. Организация занятости детей в кружках, секциях, факультативах (сентябрь);
  2. Контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (еженедельно);
  3. Контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (еженедельно).
  4. Праздники, литературные гостиные, вечера (в течение года)
  5. Реализация социальных проектов по ЗОЖ (в течение года)
  1. Предоставление льготного питания малообеспеченным обучающимся (помощь в оформлении документов, справок и др.)
  2. Защита интересов ребенка в семье
  3. Включение ребёнка в образовательный процесс
  4. Индивидуальное сопровождение учащегося

Работа с родителями

  • Профилактика девиантного поведения и правонарушений
  • Содействие в создании  обстановки  психологического комфорта в семье, в школе, в окружающей социальной среде
  • Оказание реальной помощи детям из незащищенных семей
  • Анализ социальной ситуации развития в семье и  школе

  • Индивидуальные консультации
  • Беседы:

Индивидуальная беседа по теме «Речевая культура семьи. Ее слагаемые» (сентябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Об одиночестве в семье» (сентябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Семья как естественный фактор воспитания детей» (сентябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Культурные традиции и обычаи семьи» (октябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Роль отца в воспитании ребенка» (октябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Права и обязанности родителей» (октябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Как уберечь своего ребенка от насилия других» (ноябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Влияние на детей материально - бытовых условий семьи и взаимоотношений между членами семьи» (ноябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Влияние на детей материально - бытовых условий семьи и взаимоотношений между членами семьи» (ноябрь)

Индивидуальная беседа по теме «Как уберечь ребенка от вредных привычек и научить говорить «нет» (декабрь)

Индивидуальная беседа по теме «Быть матерью не так просто, как обычно думают» (декабрь)

Индивидуальная беседа по теме «Развитие потребностей ребёнка. Формы общения» (декабрь)

Индивидуальная беседа по теме «О культуре чувств» (январь)

Индивидуальная беседа по теме «Основы здорового питания» (январь)

Индивидуальная беседа по теме «Основы здорового питания» (январь)

Индивидуальная беседа по теме «О взаимоотношениях поколений в семье» (февраль)

Индивидуальная беседа по теме «Об ответственности родителей за воспитание детей» (февраль)

Индивидуальная беседа по теме «Влияние учебной деятельности на организм ребёнка» (февраль)

Индивидуальная беседа по теме «Портрет выпускника современной школы - социальный заказ общества» (март)

Индивидуальная беседа по теме «Профилактика и разрешение конфликтов в семье» (март)

Индивидуальная беседа по теме «Личный пример и авторитет родителей» (март)

Индивидуальная беседа по теме «Права и обязанности ребенка в семье» (апрель)

Индивидуальная беседа по теме «Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье» (апрель)

Индивидуальная беседа по теме «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления» (апрель)

Индивидуальная беседа по теме «Компьютер, телевизор - друзья или враги» (май)

Индивидуальная беседа по теме «Как организовать отдых ребенка летом» (май

  • Посещение на дому социально незащищенных семей (опека, многодетные, асоциальные)
  • Родительский лекторий
  • Родительские собрания
  • Тренинг семейного общения
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка                
  • Просвещение родителей с целью формирования критического  отношения к социально опасным явлениям
  • Составление актов обследования,
  • Повышение педагогической грамотности родителей
  • Выработка рекомендаций по проблемным вопросам

Развивающая работа

  • Обеспечение   обучающихся  средствами  самопознания, развитие  внутренней  активности
  • Развитие  и становление  индивидуальности каждого  подростка , формирование  его  психологической  готовности  к  профессиональному и  жизненному  самоопределению
  • Развитие  у обучающихся  социальных  и коммуникативных  умений, необходимых для  установления  межличностных  отношений со  сверстниками  и  соответствующих  ролевых  отношений  с  педагогами
  • Создание  условий  для  развития  у обучающихся прикладных  умений (способности действовать  в  ситуации  выбора, решать  практические  проблемы, составлять  алгоритм  достижении  цели)
  • Тренинги (в течение года)
  • Ролевые  игры(в течение года)
  • Дискуссии (в течение года)
  • Профориентационные  занятия (в течение года)
  • Лекции (в течение года)

  • Изменение  показателей  психического  благополучия  (повышение  самооценки, уверенности  в  себе)
  • Развитие  умений владение  своими эмоциями, умений   общаться, устанавливать  межличностные отношения
  • Осознание  своих  личностных  особенностей, интересов, склонностей
  • Определенность  в  выборе  будущей профессиональной  деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

   В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а н...

Система работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся. Цель: создать условия для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей с ЗПР. Задачи:  выявлени...

Индивидуальный план работы с несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию

В настоящее время в обществе , несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности. Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются ...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...

Нетрадиционные методы работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении трудная задача социального педагога. Как правило, родители, относящиеся к данной категории,  идут на контакт с большим трудом. Они нео...

Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...