Коррекционная поддержка ребенка с личностной незрелостью
учебно-методический материал на тему
Рекомендации для педагогов и родителей по реализации психологического подхода к инфантильным детям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная поддержка ребенка с личностной незрелостью
1.Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен выступать в сильной, положительной роли.
2. Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам
3. Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.
4. Следует избегать по отношению к таким детям так называемого "отрицательного внимания" - окриков, высмеивания, угроз наказаний и т.п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.
5. Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.
Для работы над пересказом пробуйте делить текст на смысловые абзацы, рисуйте пиктограммы (картинки, помогающие запомнить), пишите или рисуйте план пересказа.
Работайте над развитием внимания - даете ребенку газету и просите зачеркивать построчно (строго слева направо и сверху вниз) только одну букву, например, М. Затем усложняйте - П зачеркни, а С подчеркни. Есть таблицы Шульте (нужно называть и показывать цифры в таблице от 1 до 25 - в интернете скачайте).
Детский инфантилизм
Примерно 150 лет назад медики впервые описали особое расстройство, которое назвали психический инфантилизм. Инфантилизм (от лат.infantilis— детский) — задержка в развитии организма, при которой у людей надолго сохраняются черты «детскости» в поведении.
Обычно инфантилизм не заметен, пока ребенок не пошел в школу ;школа же сразу высвечивает этот недостаток в развитии и с каждым днем его безжалостно обостряет.
Каковы общие признаки инфантилизма?
- слабая способность ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации,
- неумение сдерживать свои желания и эмоции,
- детская непосредственности,
- преобладание игровых интересов в школьном возрасте,
- беспечность,
- повышенный фон смены настроения,
- недоразвитие чувства долга,
- неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей,
- повышенная подражаемость и внушаемость,
- относительная слабость абстрактно - логического мышления, словесно-смысловой памяти,
- дефицит познавательной активности при обучении,
- отсутствии школьных интересов, несформированность "роли ученика"
- быстрая пресыщаемость в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения,
- стремление быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует,
- недостаточная дифференциация межличностных отношений,
- более медленное усвоение воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.
Часто возникает вопрос,можно ли считать психический инфантилизм заболеванием? Специалисты сходятся на том, что это по своей сути это не заболевание, а состояние нервно-психической сферы ребенка, своеобразный фон, на котором в зависимости от разнообразных внешних и внутренних факторов могут формироваться поведенческие и эмоциональные расстройства.
Также необходимо знать ,что синдром психического инфантилизма неоднороден как по причинам своего возникновения, так и по клиническим особенностям, а также по степени выраженности различных компонентов его структуры и по динамике последующего развития, которая зависит как от внешних, так и внутренних факторов.
В начале статьи были указаны «общие» ,самые яркие признаки психического инфантилизма,но необходимо рассказать о "вариантах" психического инфантилизма,поскольку в зависимости от варианта выбирается тот или иной путь индивидуальной медико-психолого-педагогической коррекции.
- «Общий» или «гармонический» психический инфантилизм –это относительно пропорциональное сочетание психической и физической незрелости (ещё его называют "психофизический инфантилизм", т. к. детей с этой разновидностью психического инфантилизма отличает не только не соответствующие паспортному возрасту поведенческие и эмоциональные реакции, но и задержка в росте; тип телосложения, свойственный более младшему возрасту; детская пластичность мимики и двигательной сферы).
2. "Соматогенный" инфантилизм. Этот вид инфантилизма инфантилизм формируется в связи с длительными, нередко хроническими, заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и других систем организма развивающегося ребенка.
Постоянная физическая утомляемость и психическая истощаемость, как правило, затрудняют активные формы деятельности, способствуют формированию робости, тормозимости, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, опасения за своё здоровье и жизнь близких людей. Вместе с тем, такие качества личности развиваются и под влиянием гиперопеки (повышенной заботы), режима запретов и ограничений, в условиях которых находится больной ребенок.
3. "Дисгармонический инфантилизм»- вариант осложненного психического инфантилизма (сочетание признаков психического инфантилизма с другими, несвойственными ему, психопатологическими синдромами и симптомами. При дисгармоническом варианте психического инфантилизма признаки эмоционально-волевой незрелости, свойственные любому виду инфантильности, сочетаются с неустойчивым настроением, эгоцентризмом, неумеренными потребностями, повышенной аффективной возбудимостью, конфликтностью, грубостью, лживостью, склонностью к вымыслам, хвастливости, повышенному интересу к негативным событиям (скандалам, дракам, несчастным случаям, авариям, пожарам и пр.). Наряду с этим нередко обнаруживаются признаки расстройств сферы влечений: ранняя сексуальность, жестокость по отношению к слабым и беззащитным, повышенный аппетит и другие поведенческие нарушения.
4. Органический инфантилизм - это одно из проявлений отдаленных последствий органического поражения головного мозга, имевших место на ранних этапах развития ребенка. Наряду с общими для инфантилизма проявлениями у таких детей наблюдаются симптомы церебрастений: приступообразный характер головных болей; колебания уровня работоспособности не только в течение недели, но и одного дня; неустойчивость эмоционального фона настроения, плохая переносимость изменения погоды, а также недостатки в развитии моторной координации, особенно тонких движений, отражающихся на почерке, рисунке и задержке навыков зашнуривания обуви, застегивании пуговиц. Одновременно "общие" проявления инфантилизма тоже видоизменяются - менее яркая эмоциональная живость и уплощенность эмоций, бедность воображения и творчества в их игровой деятельности, некоторое её однообразие, повышенный (эйфорический) оттенок настроения, лёгкость вступления в разговор и непродуктивная общительность, импульсивность, недостаточная критичность к своему поведению, низкий уровень притязаний и малой заинтересованность в оценке своих действий, легкая внушаемость, большая двигательная расторможенность, иногда – с аффективно-возбудимыми реакциями.
5. "Психогенный" ("социогенный") инфантилизм формируется в условиях гипоопеки и безнадзорности (в семьях, где дети "заброшены" или у социальных сирот). Проявляется незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка, импульсивностью и повышенной внушаемостью, сочетающейся с ограниченным уровнем знаний и представлений, необходимых для успешного обучения в школе и адаптации в социуме.
Другая крайность, при которой формируется психогенный инфантилизм - «оранжерейное» воспитание (психический инфантилизм сочетается с эгоцентризмом, крайней несамостоятельностью, психической истощаемостью и неспособностью к волевому напряжению, неумением считаться с интересами окружающих, тщеславием, жаждой признания и похвалы).
Также он возникает при деспотическом воспитании детей, с использованием угроз, физических наказаний и постоянных запретов, эмоционально-волевая незрелость проявляется в крайней нерешительности, отсутствии собственной инициативы и слабой активности.
Естественно,возникает вопрос, каков прогноз при наличие такого состояния у детей.
К сожалению, динамика и прогноз детей с «гармоническим» инфантилизмом неоднозначны. В одних случаях, когда несоответствующее паспортному возрасту психофизическое развитие (созревание) определено генетически (носит семейный характер) и состояние ребенка встречает понимание родителей и педагогов, школьные трудности имеют временный характер с последующим выравниванием (ребенок "дозревает"). В других, - с ростом школьных пробелов, пубертатными (гормональными) сдвигами и неблагоприятными внешними обстоятельствами (неадекватное отношение родителей, учителей, отсутствие психологической помощи - тренингов), отмечается нарушение «гармоничности» и появление патохарактерологических черт личности по неустойчивому или истероидному типу.
В отношении осложнённых форм психического инфантилизма справедливо следующее. С наступлением подросткового возраста описанные черты характера и связанные с ними нарушения социального поведения нередко усиливаются, тогда как черты детскости, напротив, отступают на задний план. Начинают проявляться особенности характера, свойственные неустойчивому типу личности: беспечность, поверхностность в общении, непостоянство интересов и привязанностей, стремление к частой смене впечатлений, бесцельное блуждание по городу, подражание асоциальному поведению, прогулы и отказы учиться, употребление алкоголя и психозависимых средств, сексуальная распущенность, страсть к азартным играм, воровству, иногда участие в грабежах. Несмотря на частые предупреждения о возможных наказаниях и бесконечные обещания исправиться, описанные явления, как правило, повторяются.
Чаще неблагоприятный вариант динамики психического инфантилизма обусловлен сочетанием неблагоприятных "внутренних" факторов («инфантильная конституция» формируется на почве обменно-трофических расстройств, связанных с недоношенностью, малым весом при рождении, а также с частыми либо длительными, но относительно легко протекающими, заболеваниями в раннем возрасте на фоне сниженного иммунитета) и "внешних" (неблагоприятная социальная среда, нарушение отношений со сверстниками, родителями, педагогами, отсутствие медико-психолого-педагогической коррекции).
Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода субъект остается "ребёнком", опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее, чем у младших школьников.
Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:
Педагогам или родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение. Ребенку необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.
1.Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен выступать в сильной, положительной роли.
2. Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам
3. Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.
4. Следует избегать по отношению к таким детям так называемого "отрицательного внимания" - окриков, высмеивания, угроз наказаний и т.п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.
5. Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.
6. Если ребенок окажется не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале.
7. Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы.
И ,наверное, последнее. Инфантильные дети - личности незрелые, им свойственны внушаемость, тяга к к легким, недорогим, доступным удовольствиям, авантюрным историям, что может привести к трагедии. Поэтому родители и воспитатели не должны расслабляться , всегда ненавязчиво держать такого ребенка под контролем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Поддержка ребенка во время экзаменов".
Материалы на тему "Поддержка ребенка во время экзаменов" помогут при проведении родительского собрания в старших классах. Здесь рассматриваются проблемы при подготовке к экзаменам, а также даются реко...

Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...

Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направ...

Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома
В данной статье рассмотрены идеи О.Газмана и практическое воплощение их в жизнь на примере работы в условиях детского дома....
Словесные формы поддержки ребенка
Предложенные варианты слов-поощрений помогут Вам поддержать ребенка, создать для него "ситуацию успеха"...

психологическая поддержка ребенка
выступление на родительском собрании рекомендации психолога родителям...

методический семинар на тему:ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА
Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном о...