Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе
1) Математика нужна и важна для полноценной сдачи экзаменов в ВУЗы
2) Если бы математика не развивалась, многих открытый бы не существовало
3) Математика помогает развивать общее мышление ребенка
4) Математика используется в современной жизни
Но по-прежнему у многих детей низкая мотивация у обучению.
Разработана Концепция развития математического образования в РФ(утверждена в декабре 2013 г), цель которой «Выведение математического образования на лидирующие позиции»
Проблемы, возникающие перед учителем:
1. Мотивационного характера
2) Содержательного характера
С одной стороны каждый ребенок понимает, что математика нужна, а с другой стороны – страх перед выполнением контрольной работы, домашнего задания порождает желание вообще ничего не делать
Все дети разные: кому-то необходим стремительный поток математических открытий, а кому-то нужна помощь, о чем он предпочитает умалчивать и это приводит к ряду проблем
В третьих, дети должны четко понимать, где полученные на уроке знания пригодятся в жизни. Учитель часто слышит вопрос «Зачем нам это надо?», «А где мы будем использовать эти синусы?»… (Слайд: наиболее часто задаваемые вопросы)
В 4-х один и тот же урок не может поднять разных детей на одну и ту же высоту. У всех разное мышление, память…
Поэтому главная моя цель: формирование образовательнойсреды комфорта, понимания, доверия
Я ставлю перед собой задачи:
1. Собрать методический багаж форм и методов, приемов, направленных на организацию комфортной образовательной среды
2. Добиваться высоких учебных результатов
Начавшаяся в педагогике К.Род¬жерса(выдающийся американский психолог, 1902-1987) как технология сотворчества учителя и ученика, она нашла свое продолжение в российской педагогике в концепции О.С.Газмана, который доказал, что технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса: это обеспечение комфортного психологического самочувствия учащихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках, умение создать благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки, благоприятный микроклимат в классе, школе. О.С.Газман считал, что необходимо научить ребенка работать с вопросами к самому себе, причем эта деятельность должна быть осознанной. В.П.Голованов, И.С.Якиманская, Т.В.Анохина в своих работах продолжают развивать концепцию технологии педагогической поддержки.
В одной из статей я встретила описание математической модели успешности ученика на уроках математики, где определены три фактора, мешающих развитию успешного освоения математических знаний, «три «с»:
- страшно;
- скучно;
- сложно.
А технология поддержки позволяет перевести проблему «три «с» в ситуацию успеха «три «у»:
- уверенность;
- успешность;
- увлеченность.
Я являюсь сторонницей данной технологии, которую не только приняла, но и пытаюсь развивать и дополнять.
Необходимо помнить о том, чтобы ученик при изучении любой темы рефлексировал, находил места своего затруднения и без усилий и тревоги ликвидировал их.
I. Приемы рефлексии
приём «Радуга»
Ученикам необходимо ответить на вопрос, «С каким цветом радуги у тебя ассоциируется сегодняшний урок? Почему?»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«?» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«!» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«- » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил
Следующий прием - учащимся предлагается в конце работы оставить соответствующий знак, отражающий успешность освоения материала:
«Я полностью освоил материал урока и уверен в себе»;
«Я сомневаюсь, все ли я смогу сделать самостоятельно»;
«Я не справлюсь без помощи учителя»;
- «Я буду стараться, но не всегда все смогу сделать самостоятельно».
II. Важным моментом является объективная оценка учебной деятельности.
Карта личных достижений отражает индивидуальный уровень освоения учебной программы учеником в течение года и дает возможность проследить свой индивидуальный образовательный маршрут. Таким образом, выявляя ошибки, находя пути их преодоления, ребенок учится корректировать учебные умения, что в дальнейшем позволяет координировать и стимулировать деятельность ученика.
III. Для подготовки к ГИАдети создаюттетрадь-справочник. Любой урок, самостоятельная работа сопровождаются этой тетрадью. В ней есть алгоритм решения заданий, формулы, и каждый ученик при затруднении может ею воспользоваться.
IV. Прием «практическая математика» помогает мне на уроках продемонстрировать практическую необходимость знаний по различным темам. Выделю четыре трудности, с которыми сталкиваются учащиеся:
Трудность первая – «обживание единиц измерения»
Для началаучащимсянужно понять: какие единицы измерения есть, что меряет каждая из них, и как примерно соотносятся эти единицы с предметами окружающего мира.
Я предлагаю:
– тесты на умение соотносить предметы окружающего мира с единицами измерения, прикидывать;
– комплексные задания, позволяющие лучше прочувствовать единицы измерения, чётче понять разницу между разными единицами измерения, расширить представления об окружающем мире, развить такие общеучебные навыки, как выбор стратегии, перебор вариантов.
Слайд
Задание. В таблице перепутаны данные (и результаты измерений, и единицы измерения – независимо друг от друга). Помогите восстановить таблицу.
Также иногда можно включать и какие-то объекты, о которых ученикможет еще и не знать (например, «объем пирамиды Хеопса») – при выполнении таких заданий можно пользоваться картами, интернет, при этом тренируются такие навыки, как умение искать информацию, выделять главное, прикидывать; у студентов расширяется кругозор.
Трудность вторая – «эти страшные текстовые задачи!»
Я предлагаю:
простые практико-ориентированные задачи, которые реально возникают в жизни ребят;
«экономические задачи» – простые задачи, обсуждение которых позволяет ребятам познакомиться с элементарными экономическими понятиями и закономерностями, что очень актуально для наших учащихся, так как они уже взрослые и сталкиваются с этим постоянно
Трудность третья – «а что здесь нужно сделать – умножить или разделить?»
Очень часто, не понимая, откуда берутся формулы и схемы для решения, ребята пытаются просто угадать, какая же схема подходит в данном случае. А некоторые так и вовсе «выучили» только один алгоритм и с его помощью пытаются решать все задачи, независимо от их содержания.
Я предлагаю изменение формы задач (т.е. кроме закрытых задач, предлагаются открытые):
– «лабораторные работы» – несложные задачи, связанные с практикой, в которых тем не менее ребята должны сами определить, чего им не хватает для решения, добыть эту информацию, выбрать способ решения, аргументировать свой выбор. Кроме того, обсуждение таких задач позволяет расширить представления об окружающем мире;
– задачи типа «как вы можете это объяснить» – развивают умение рассуждать, повышают интерес к предмету.
Основное отличие этих «открытых» задач от школьных «закрытых» заключается в том, что в последних всегда уже дана вся необходимая информация, и, таким образом, по существу заложена модель, или шаблон, по которому данная задача должна решаться, в задачах из «лабораторной работы» такого нет, и все необходимые сведения предстоит добыть самому, исходя из собственного опыта и здравого смысла, в этом плане такие задачи очень приближены к реальной жизни.
Трудность четвёртая – опять ошибка!
В таких случаях иногда помогают задания типа «найди ошибку» или «выбери правильное решение», в которых ребятам предлагаются среди прочих и их собственные типичные ошибки. Такой «взгляд со стороны» иногда помогает преодолеть эту трудность.
Все представленные приемы направлены на включение каждого ученика в процесс освоения нового знания и поддерживают мотивацию к обучению, помогают создавать ситуацию успеха для каждого ученика, работать на повышение самооценки ребенка и уверенности в собственных возможностях независимо от его интеллектуальных способностей.
Применение данной технологии позволяет мне донести до каждого ученика, что «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Любой человек в новой для себя ситуации действует методом «проб и ошибок». Для меня эти самостоятельные пробы и ошибки ученика всегда были очень важны, т.к. они позволяли диагностировать способ действия, показывали, как он понимает то или иное правило или алгоритм.
Надо совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий, и о приобретении учеником опыта осознанного действия в подобных ситуациях.
Преимуществом использования данной технологии как способа организации образовательного процесса на уроке считаю следующее: эмоциональное включение учащихся; изменение представления школьников о математике; освоение основных теоретических положений всеми учащимися; создание условий для организации деятельности учащихся на различных уровнях сложности.
Результаты применения данной технологии можно проследить на примере моего класса:
В классе два отличника, Хамко М. неоднократно получала именную стипендию Главы Администрации муниципального образования Приуральский район
Положительная динамика качества успеваемости (9б класс) (слайд)
Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету» за 4 года обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса.
2014-2015
(6класс) 2015-2016
(7 класс) 2016-2017
(8 класс) 2017-2018
(9 класс)
70% 68% 72% 82%
Качество знаний по результатам процедуры ОГЭ (9 класс)
Год Успеваемость % качества
2015-2016 100% 23,8
Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями учащихся
Вопросы Количество положительных ответов
2014-
2015 2015-2016 2016-2017
Общее количество опрощенных родителей 50 48 52
Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка? 84% 94% 96%
Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика? 84% 85% 87%
Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка? 100% 100% 100%
Олег Семенович Газман - учёный, педагог, общественный деятель-реформатор, публицист. Автор уникальной системы организации летнего отдыха детей. Один из теоретиков «коммунарского движения». Выдвинул ряд крупных идей и концепций в области образования: педагогика свободы, педагогика поддержки.индивидуализация процесса воспитания и др.