Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома
материал на тему
В данной статье рассмотрены идеи О.Газмана и практическое воплощение их в жизнь на примере работы в условиях детского дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_podderzhki_rebenka_v_usloviyah_detskogo_doma.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома
Разувайлова Н.И.
Воспитатели ГКОУ РО детский дом №3 г. Таганрога
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. Инициатором и разработчиком основ педагогической поддержки был Олег Семенович Газман - известный педагог.
Газман считал, что главное значение в образовании имеет не социализация как его основная часть, а индивидуализация как система средств и условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других. Помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т. е. в самоопределении и самореализации, составляет специфическую задачу именно педагогической поддержки. Без этой сферы образование остается объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания…[5]
Мы придерживаемся идеям этого педагога, стараемся использовать основные нормы педагогической деятельности в своей работе, которые были предложены. Поскольку реализация педагогической поддержки возможна в том случае, если основу профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы взаимодействия:
любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, сопереживать;
милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
умение слушать, слышать и услышать;
уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремление.
признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения (право «хочу» и «не хочу»);
поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирования самоанализа;
признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка, готовность ничего не требовать взамен;
собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Педагогический смысл поддержки отражается в двух ключах. В первом ключе поддержка связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализация их внутренних сил, с формированием способности к самостоятельным действиям и свободному выбору.
Во втором – помощь педагога, его содействие в разрешении проблем, связанных с учением, общением, здоровьем, самоопределением.
В нашем понимании, педагогическая поддержка дополняет воспитание и обучение, усиливает их эффективность, поскольку служит «мостиком» для возникновения мотивированного обучения и самовоспитания. Последнее очень актуально для воспитанников детского дома.
Практически вся деятельность детей направляется и регулируется взрослыми. Большинству наших детей неведом механизм самостоятельного решения проблем как личностного, так и межличностного характера. Таким образом, воспитательный процесс в группе строится так, чтобы воспитанник научился владеть собой, становился хозяином своей жизни (не потребителем, а распределителем, т. е. умеющим заботиться, строить, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению). Концептуально педагогическая поддержка рассматривает воспитанника как субъект жизнедеятельности.
Цель педагогической поддержки в нашей работе сводится к устранению препятствий в самостоятельном продвижении воспитанника.
Предметом деятельности становится процесс совместного с ребенком преодоления препятствий, (личностных, средовых, материальных), которые мешают личностному выбору, развитию, обретению себя.
Препятствие – это то, что отделяет личность от достижения, желаемого результата.
Ученики Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий ребенка и педагога.
Технология педагогической поддержки, ее реализация на практике (из опыта работы в нашей группе).
Выделяются 5 этапов педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный.
Этапы педагогической поддержки:
1 этап- диагностический:
- фиксация факта препятствия (препятствие есть в какой-то сфере, например, успеваемость);
- классификация препятствия.
В соответствии с видом препятствия, осуществляется соответствующая педагогическая поддержка
Например, Захар – препятствия в обучении мы квалифицируем как личностные, связанные с рассеянностью и несобранностью, а также с задержкой психического развития, т.к. ребенок не обладает достаточными ресурсами, чтобы справиться с препятствиями в обучении самостоятельно.
В этом случае мы осуществляем педагогическую поддержку коррекционно-развивающую, направляющую.
- вербализация препятствия самим воспитанником (Да у меня есть трудности в учебе, есть проблемы с письмом и чтением). Вербализация препятствия необходима для полного осознания ребенка своей сложности, т. к. зачастую наши дети поверхностно подходят к решению своих проблем, либо вообще считают, что проблем не существует (осознание своей проблемы – это 50% ее решения)
2этап-поисковый
- организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы.
Если на первом этапе мы гипотетически определяем для себя причину препятствий ребенка в обучении, то на втором этапе в процессе беседы с ребенком мы подтверждаем либо корректируем, а может быть, и меняем свою гипотезу.
В случае с Захаром мы предположили, что препятствия связаны с плохой личностной организацией мальчика (несобранность, рассеянность, недисциплинированность).
В процессе обсуждения с ним ситуаций в школе, а также проанализировав тетради, дневник, мы подтвердили свою гипотезу и выяснили дополнительные мешающие факторы.
3 этап – договорный:
- проектирование действий педагога совместно с ребенком. На донном этапе мы совместно с ребенком намечаем путь действий по преодолению его сложностей.
В случае с Захаром акцент был сделан на мероприятия, действия, связанные с самоорганизацией мальчика (не отвлекаться, слушать учителя и т.д.).
- разделение функций педагога и ребенка и ответственности за решение проблемы; Мы (воспитатели) берем на себя функцию активных наблюдателей (направляющая помощь), а воспитанник выступает как исполнитель. Ответственность: воспитатель-1) организация самоподготовки, коррекционных дополнительных занятий, создание эффективных условий работы; 2) помощь в случаях затруднения; 3) контроль (самоподготовка, связь со школой).
4 этап – деятельностный:
- действия самого ребенка: упражнения, дополнительные занятия совместно с воспитателем или под его контролем;
- действия самого педагога: он – наблюдатель, с его стороны идет одобрение, поощрение действий, инициативы и самостоятельности ребенка.
Так же на данном этапе воспитатель может активизировать деятельность другого взрослого (узкого специалиста, родителя, родственника) для того, чтобы устранить препятствия, мешающие саморазвитию воспитанника ( в случае с Захаром, активизация – психолога, медиков).
5этап – рефлексивный:
- совместное обсуждение с ребенком успехом и неудач при решении проблем.
Форма: устная, письменная (Мои успехи, мои неудачи). Так же предложить ребенку, на договорном этапе ведение дневника успехов, с последующим его обсуждением на заключительном этапе.
ДНЕВНИК УСПЕХОВ
День недели | Умения | Баллы | Что улучшить |
В анализе проводимой нами работы мы видим определенные достижения: воспитанники более успешно преодолевают барьеры, встающие на их пути, пытаясь ликвидировать пробелы, легче идут на контакт со взрослыми, принимают точку зрения другого человека во внимание и уважают мнения других. Оценка собственных результатов ребенком развивает адекватное восприятие себя и своих возможностей.
Литература.
- . Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. С.221-237
- 2. Газман О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М., 1990.
- 3. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. -М., 1995. С.82.
- 4. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.// Новые ценности образования. №2. - М., 1995.С. 16-45.
- http://www.vetrov.kiev.ua/Учителя/2011-11-14-20-10-59.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание в условиях детского дома как средство развития личности ребенка.
здесь представлена система организации трудового воспитания в услових детского дома, на примере работы 2группы ГКОУ РО детский дом№3...
Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома (для детей 3 – 12 лет)
Авторы-составители:Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкЕфремова Ирина Викторовна, воспитатель, МКОУ «Детский дом № 5», г. НовокузнецкШихова Татья...
Доклад на тему: «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»
Доклад на тему : «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»,из опыта работы учителей д...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Реализация творческих способностей ребенка в условиях детского дома
Статья на тему развития творческих способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома...
Программа психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка в период его адаптации к условиям детского дома
Решению проблем, возникающих в адаптационный период, способствует создание системы жизнеобеспечения ребенка, с учетом его индивидуально-личностных и физиологических особенностей. С этой целью необходи...