Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_pedagogicheskaya_podderzhka_rebenka_v_obrazovanii.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический семинар
“Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
- Выступление психолога
Методы педагогической защиты, помощи и поддерж ки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направ лены на освоение ребенком способов самозащиты и со здание условий для успешного развития и саморазвития школьника.
Методы педагогической защиты
Методы педагогической защиты классный руководи тель использует в своей работе, когда ребенок не осоз нает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, или он не знает, как с ней справиться,
Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты от природ ных явлений и материальных объектов общества.
- Обучающие методы: метод лекции, семинара; ме тод тренинга; метод практического занятия.
- Метод прямой защиты от опасности - природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами; уберечь во время грозы, землетрясения, во вре мя пожара и т.д.).
Методы педагогической защиты от людей - методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):
- метод открытого вмешательства в конфликт (напри мер, остановить драку);
- метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
- метод «параллельного действия» (например, исполь зование актива школьников в разрешении конфликта);
- метод «правила и закона» (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в класс ном коллективе в соответствии с законами как сред ствами защиты их прав, достоинства; совместная выработка этих законов и следование им);
- метод «торможения» (не запрещение, а приостанов ка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
- метод «мажора» (метод развития радостной перспек тивы в преодолении имеющихся опасностей, исхо дящих от людей) и др.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и пси холого-педагогической защиты:
- метод «угашения переживаний» (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной си туации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: ру копожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки );
- метод «прямого действия» (остановка ребенка от со вершения поступка, направленного против себя);
- метод рефлексивного анализа (осмысление с ребен ком действий, эмоциональных состояний, привед ших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
метод «переключения» - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успе шен, путем замещения (перенос агрессии на допус тимые объекты, например, избить подушку, «гру- шу» в спортзале и т.д.), сублимации (творческое дей ствие - нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по срав нению глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);
• метод «возбуждения оптимизма» (раскрытие перс пектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.
Методы педагогической поддержки
Методы педагогической поддержки используются класс ным руководителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действу ют как превентивные меры, помогающие ребенку не со здавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
- Методы педагогической поддержки развития ду ховно-нравственных и гражданских чувств. Они направ лены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога зак лючается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом са мосовершенствования.
- Методы педагогической поддержки развития спо собностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей лично сти, ее деятельностная сторона.
- Методы педагогической поддержки развития са мостоятельной личности.
1. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
• метод радостной перспективы - это радостные со бытия, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• метод «увлечения весельем» - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажор ный настрой жизни;
- метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одоб рения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями - ме тод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
2. Методы поддержки физического здоровья ребенка:
• метод «оптимального режима жизни»;
- метод «постепенности» - приучение ребенка к после довательности и обдуманности во избежание скачко образного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод физических упражнений и занятия спортом;
- метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод массажа и самомассажа - физического оздо ровления путем растирания участков тела.
3. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
• метод «угашения отрицательных переживаний» - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
• метод «устранения плохих привычек»;
• метод «выработки хороших привычек и положитель ных черт характера»;
• метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
- метод «увлечения добрым делом»;
метод «увлечения героическим» - увлечение нрав ственным подвигом во имя людей, Родины, Этим ме тодом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способ ность спокойно и стойко переносить трудности;
- метод традиции - творческое использование поло жительного опыта;
- метод «увлечения красивым» - возбуждается чув ство эстетической радости, желание познавать кра соту природы, людей, культурных памятников, бе речь ее;
- метод «увлечения загадочным» - возбуждается чув ство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, куль туры;
- метод личного примера - способ развития положи тельных качеств на личном примере педагога.
2. Методы укрепления чувства ответственности:
- метод доверия - развивается вера в свои силы;
- метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоя тельно выполненного поступка;
- метод беседы-размышления - обсуждение вопро сов, направленных на поиск и принятие каждым уча стником нравственного решения;
- метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нрав ственных понятий;
- метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
3. Методы, с помощью которых укрепляется воля ре бенка:
- метод напоминания;
- метод «сомнения» - этим методом возбуждается чув ство неудовлетворенности собой и появляется жела ние исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод «достижения согласия с самим собой» - ме тод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возни кает желание коррекции черт характера;
- метод «достижения гармонии с окружающим» - метод защиты от раздражения и неприятностей, при чиняемых природным, вещевым, человеческим ок ружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
Методы педагогической поддержки развития способно стей.
1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою де ятельность, соответствие способов работы целям и по лученному результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности, размыш ления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и от ношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Методы поддержки развития интеллектуальных спо собностей:
• метод «мозгового штурма» - при снижении само критичности ребенка в процессе обсуждения повы шается уверенность в себе, пробуждается творчес кий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод «сократовской беседы» - развитие диалоги ческого мышления, творческих способностей;
- метод синектики - смещение на уровень подсозна тельной активности, направлен на развитие ассоци ативного, абстрактного, образного мышления;
- метод «задачной формы организации учебно-воспи тательного процесса» — создание учебно-воспита тельной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых спо собов ее решения;
- метод «деловой игры» - при снижении психологи ческой защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (игры «Почувствуй состо яние другого», «Кто стоит за дверью», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
- метод психотренинга - направлен на переосмысле ние Я-концепции, изменение установок и др.
3. Методы поддержки развития организаторских спо собностей:
• метод «творческого выполнения задач»;
- метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития само стоятельности и творчества;
- метод поручения - регулярное выполнение опреде ленных действий в целях превращения их в привыч ные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения - повторение, закрепление, упро чение и совершенствование ценных способов действий.
4. Методы поддержки развития коммуникативных спо собностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситу аций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - «ак тивное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самосто ятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фо тографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поез дкой на экскурсию и т.д.);
- метод наказания (взглядом, отстраненным отноше нием, порицанием в индивидуальной беседе, заме чанием, обсуждением проступка в коллективе, вы говором);
- метод «предоставления дополнительных полномо чий»;
- метод критики;
- метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
- метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, воз можностей, поступков;
- метод самооценки - обучение адекватному оценива нию себя, адекватности целей, использованных средств;
- метод самоорганизации - обучение самостоятель ному планированию режима дня, питания, физи ческих и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, веде ние ежедневника необходимых дел и т.д.);
- метод самореабилитации - самостоятельный спо соб восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов де ятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный про цесс);
- метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации - создание условий для вы полнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
- метод самоконтроля;
- метод самопрогнозирования - построение перспек тив своего дальнейшего развития, стратегии и так тики саморазвития, планирование ближайшей и от даленной перспектив своей деятельности.
- Практикум.
Задание для работы в группах
1 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные методы педагогической защиты, поддержки. (заполните 3 столбец таблицы)
2 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные прямые способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).
3 группа. В описанной жизненной ситуации, предложите возможные превентивные способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).
(Возможный вариант заполненной таблицы в приложении 1)
Трудные для ребенка ситуации | Проблемы | Методы педагогической защиты, поддержки | Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации | |
Прямые | Превентивные | |||
Не успевает по предмету: не гативное отно шение учите ля, учеников. | Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье. | |||
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Дефекты внешности. | |||
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Замедленное физическое раз витие. | |||
Ученика изби вают, частые драки. | Возможный травматизм как физический, так и психичес кий. | |||
Насмешки ре бят. | Замедленное психическое развитие. | |||
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издеватель ства ребят. Разрыв отно шений с дру гом. | Перегрузки по предмету. | |||
Неадекватное поведение (ис терика, буй ство, обморок). | Пограничное психическое состояние. | |||
Ребенок замк нут, неопря тен, ни с кем не дружит (оди ночество). | Неадекватная самооценка. | |||
Бойкот, изде вательства. | Отверженный в классе, «но вичок». | |||
Нарушение прав ребенка со стороны пе дагога. | Правовая незащищенность. | |||
Хулиганское поведение (во рует, дерется, сквернословит и т.д.). | Пьющая се мья, частые драки и оскор бления в се мье, недоеда ние. | |||
Не ориентиру ется в ситуаци ях, нарушает правила для учащихся в школе. | Социальная дезадаптивность.
| |||
Прогуливает уроки, сбегает с уроков. | Отсутствие интереса к учению в след ствие возник новения про блем в обуче нии еще в на чальной школе. |
Мозговой штурм “Взаимопомощь, взаимозависимость”
(Работа продолжается в группах.)
Цель: научиться видеть взаимозависимость между группами людей.
Материалы: два комплекта карточек, маркеры, большой лист ватмана.
Задание для членов группы №1.
- Участникам предлагается записать на карточках группы людей, работающих в школе, по роду их деятельности: директор, завучи, учителя, техперсонал, работники столовой, медсестра, библиотекарь, сторож, ученики.
- Работая в группе, необходимо назвать все возможные пути, которыми тот или иной работник школы помогает всему коллективу. Отчет о работе оформить на листе ватмана.
Например, медсестра:
- детям - помогает в случаях недомогания;
- учителям - помогает вызвать родителей заболевших детей.
- родителям – сообщает диагноз, дает советы по лечению.
Задание для членов группы №2 и №3.
Члены групп, разбившись на пары, представляют ролевую игру (возможно пантомиму) на основе своей карточки: помощник и тот, кому оказываю помощь. Остальные участники угадывают, кто является помощником.
Рефлексия: Участники групп обсуждает вопросы:
- Что вы узнали о взаимоотношениях разных групп людей в школе?
- Есть ли группы людей, которые чаще сами оказывают помощь, нежели получают ее?
- Какова роль учащихся в жизни школы?
- Что бы вы хотели изменить в нынешнем укладе жизни школы?
Литература
Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры.-М.:-ЦГЛ.-2005
Приложение 1
Возможный вариант заполненной таблицы
Трудные для ребенка ситуации | Проблемы | Методы педагогической защиты, поддержки | Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации | |
Прямые | Превентивные | |||
Не успевает по предмету: не гативное отно шение учите ля, учеников. | Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье. | Методы поддержки фи зического здоровья ре бенка, методы поддерж ки развития интеллекту альных способностей. | Беседа с учителем. От крытый разговор с клас сом в отсутствии неуспе вающего. | Педагогический конси лиум. Беседа с родителя ми о необходимости кон сультации у врача. Орга низация помощи со сто роны одноклассников. |
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Дефекты внешности. | Методы педагогической защиты от людей, мето ды поддержки психичес кого здоровья. | Прекращение насме шек, беседа с классом в отсутствии ученика, бе седа с учеником. | Рефлексивно-терапевти ческая беседа с ребен ком, беседа с родителя ми. Поиск места для за нятий, творческого дела для раскрытия способно стей ребенка. Нравствен ные беседы в классе. |
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка. | Замедленное физическое раз витие. | Методы положительных эмоций, методы поддер жки физического здоро вья, метод угашения от рицательных пережива ний. | Беседа с ребенком с це лью снятия эмоциональ ного напряжения. Пре кращение насмешек со стороны учащихся. Бесе да с классом в отсут ствии ученика. | Поиск адекватного заня тия для ребенка, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники — оценить его по досто инству (участие в празд никах, КТД). |
Ученика изби вают, частые драки. | Возможный травматизм как физический, так и психичес кий. | Методы педагогической защиты от людей, мето ды педагогической под держки психического здоровья ребенка. | Прекращение драки. | Беседа с классом, тре нинг общения, меропри ятия по сплочению кол лектива и взаимопомощи (поход, КТД). |
Насмешки ре бят. | Замедленное психическое развитие. | Методы педагогической защиты от людей, мето ды педагогической под держки психического здоровья ребенка. | Прекращение насме шек, беседа с ученика ми. | Обращение к ребятам за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родите лями. Консультации вра чей. |
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издеватель ства ребят. Разрыв отно шений с дру гом. | Перегрузки по предмету. | Методы педагогической защиты от людей, мето ды поддержки психичес кого здоровья, методы поддерж ки развития самостоя тельной личности. | Беседа с учителем об уменьшении нагрузки. Направление к врачу. Прекращение издева тельств. | Педагогический конси лиум. Консультация у вра ча. Беседа с родителями. Организация познава тельных игр. Тренинг са мопознания. Нравствен ные беседы. |
Неадекватное поведение (ис терика, буй ство, обморок). | Пограничное психическое состояние. | Метод угашения отрица тельных переживаний. | Попытка успокоить ре бенка. Срочное отправле ние ребенка домой с ро дителями. Вызов врача. | Направление ребенка на консультацию к врачу. Бе седа с родителями. Бесе ды с учителями об отно шении к такому ребенку. |
Ребенок замк нут, неопря тен, ни с кем не дружит (оди ночество). | Неадекватная самооценка. | Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы пе дагогической поддержки развития духовно-нрав ственных и гражданских чувств. | Эмоциональная поддер жка (погладить, прижать к себе, пожалеть, обо дрить и т.д.). | Рефлексивно-терапевти ческая беседа психолога. Беседа с родителями. Со здание ситуации успеха у ребенка (поручение, роль в празднике). |
Бойкот, изде вательства. | Отверженный в классе, «но вичок». | Методы педагогичес кой защиты от людей, методы поддержки раз вития коммуникатив ных способностей, ме тоды педагогической поддержки развития са мостоятельной лично сти. | Общее собрание в клас се. | Организация диспута по книге «Республика ШКИД» (приход Панте леева). Нравственные бе седы, тренинг общения. |
Нарушение прав ребенка со стороны пе дагога. | Правовая незащищенность. | Методы педагогической защиты от людей, мето ды поддержки психичес кого здоровья. | Беседа с учителем. При влечение администрации. Эмоциональная поддер жка ребенка. | Педагогический конси лиум. Курс «Граждановедения». |
Хулиганское поведение (во рует, дерется, сквернословит и т.д.). | Пьющая се мья, частые драки и оскор бления в се мье, недоеда ние. | Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы педа гогической поддержки развития духовно-нрав ственных и гражданских чувств. | Прекращение хулиганс ких действий. Беседа с уче ником.
| Беседа с родителями. При влечение одноклассников. Чтение духовной литера туры. Курс «Граждановедения». Тренинг общения. Индивидуальные беседы с ребенком. |
Не ориентиру ется в ситуаци ях, нарушает правила для учащихся в школе. | Социальная дезадаптивность.
| Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы пе дагогической поддержки развития самостоятель ной личности. | Остановка ребенка от нарушений. Беседа с уче ником. | Беседа с родителями. Со вместный поиск пробле мы ученика и способов ее разрешения. |
Прогуливает уроки, сбегает с уроков. | Отсутствие интереса к учению в след ствие возник новения про блем в обуче нии еще в на чальной школе. | Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы под держки психического здоровья, методы педа гогической поддержки развития способностей. | Беседа с учеником, со провождение его в класс. Присутствие классного руководителя, родите лей, администрации, психолога на уроках. | Наблюдение за ребенком на уроках. Совместное выявление проблемы и поиск ее решения. Под бор интересного для ре бенка занятия. Организа ция помощи со стороны одноклассников, учите лей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические аспекты помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Содружество школы и семьиНаправления работы...
Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»
В данной статье представлена разработка модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...
Из опыта работы. Помощь и поддержка ребенка в семье.
В статье из опыта работы социального педагога рассматривается семья, по поддержке и помощи ребёнка и семьи....
Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций....
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и соз...
Психологическая помощь и поддержка ребенка при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
Экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса.При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, ...