Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения
статья по теме

Калинкин Сергей Михайлович

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно- ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения


Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно- ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана. Её реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя  составляют следующие нормы педагогического взаимодействия: 

1) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
2) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
3) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; 
4) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; 
5) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не хочу"); 
6) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
7) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
8) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.


Педагогика поддержки – так назвал О.С.Газман деятельность педагога, которая принципиально отличается от обучения и воспитания, но необходимо дополняет их. Эта деятельность помогает становлению личностной позиции ребенка, его взрослению. 

Классный воспитатель, классный руководитель, тьютор – это все особые стороны педагогической профессии. В результате их исследования сложились четыре тактики педагогики поддержки. Названия тактик – «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие» – отражают конкретный смысл, который приобретает педагогическая поддержка в зависимости от решаемой задачи. 

Актуальность темы
Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности. 


История вопроса

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки”. Разработку концепции продолжили его учени-ки и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые совместно с работниками Центра “Педагогический поиск” (генеральный директор В.М. Лизинский) подготовили специальный выпуск журнала “Классный руководитель” (2000, № 3) о педагогической поддержке ребенка в образовании. 

Определение технологии000000000
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). 

Продолжая разработку теоретических и технологических основ педагогической поддержки, ученики и коллеги этого известного ученого внесли некоторые коррективы концептуального характера. 

Во-первых, в последних работах педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию. Например, Н.Б. Крылова пишет: “… В целом придерживаясь позиции О.С. Газмана, я все же рассматриваю поддержку в более широком социокультурном контексте как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”. 

Во-вторых, предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования). 

В-третьих, под педагогической поддержкой нередко понимается мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. 

Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что семантический и педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов. 

Технология осуществления педагогической поддержки

Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся в свою очередь базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и само-реабилитации. Ученики О.С. Газмана разработали и описали механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах: 

 I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка; 

 II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”); 

 III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; 

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику); 

 V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. 

Условия осуществления педагогической поддержки

Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения" (термин введен Карлом Роджерсом –одним из основоположников гуманистической психологии и педагогики). "Под этими словами, - писал К. Роджерс, - я подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения – это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов". Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений. Он называет пять основных условий.Таким образом, для оказания эффективной помощи ребенку в проблемной ситуации педагогу необходимо позаботиться о создании и соблюдении пяти условий: 

восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего решать собственные проблемы; 

конгруэнтность личности и поведения педагога во взаимодействии со своими воспитанниками; 

безусловно положительное отношение педагога к ребенку; 

эмпатийное понимание ребенка воспитателем; 

ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога. 


Принципы педагогического взаимодействия

Успешность формирования перечисленных обстоятельств во многом зависит от сложившегося педагогического кредо воспитателя, фундаментом которого являются основополагающие идеи-принципы построения воспитательных отношений с детьми. 

Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие: 

согласие ребенка на помощь и поддержку; 

опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося; 

вера в эти возможности; 

ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; 

совместность, сотрудничество, содействие; 

конфиденциальность; 

доброжелательность и безоценочность; 

безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; 

реализация принципа "не навреди"; 

рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. 


Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации. 

Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке

педагогическое наблюдение; 

размышления в парах и малых группах; 

«Ты-высказывание» и «Я-высказывание»; 

активное слушание (невербальная эмоциональная поддержка, «Парафраз», «Редакция»); 

проговаривание



Чтобы эффективно использовать данную технологию необходимо тщательно изучить теорию проблемы и механизм реализации педагогической поддержки. Кроме этого, хорошо иметь в своем педагогическом арсенале достаточное количество приемов и методов работы классного руководителя с детьми, научиться их применять. И обязательно в своей работе руководствоваться принципами педагогической поддержки. Эффективность использования педагогической поддержки можно продиагностировать, изучая удовлетворенность ребенка жизнью в коллективе, качество взаимоотношений ребенка с одноклассниками и классным руководителем, а также уровень способности ребенка самостоятельно решать проблемы или преодолевать трудности. Только после многократного и регулярного отслеживания этих показателей можно будет говорить о мониторинге результатов процесса воспитания.

Педагогические ситуации


На основе одной из педагогических ситуаций попробуйте проанализировать проблему и предложить ее решение с помощью технологии педагогической поддержки О.С. Газмана. 

Ситуация 1. 

Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету. 

Ситуация 2. 

Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность и он не хотел причинить ей зло. 

Ситуация 3. 

Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой. 

Ситуация 4. 

Девятиклассница Юля начала встречаться с парнем, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и парня прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой. 

Ситуация 5. 

Ребенок часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как? 

 Доклад на августовской конференции педагогов Ярковского района 2020г

Сохранение и укрепление здоровья школьников как одно из направлений реализации президентской инициативы «Наша новая школа»

 Здоровье – это состояние полного физического духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов


Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья школьников. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Здоровьесберегающая деятельность в Староалександровской школе является одним из главных направлений воспитательной работы. В школе разработана программа «Здоровье», целью которой является формирование и сохранение нравственного, психического и физического здоровья школьников. Перед школой поставлены следующие задачи:

- поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы;

- отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

- нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом возрастных особенностей;

- популяризация преимуществ ЗОЖ, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

- повышение уровня профессионального мастерства учителя физической культуры;

- привлечение кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

- поиск новых форм работы с родителями с целью вовлечения в процесс решения поставленных задач.

А также участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой других школ, посещение семинаров, лекций по данной проблеме.

Одним из направлений в работе является работа с педагогами, для которых проводятся лектории: 

«Роль школы в воспитании психически и физически здоровой личности», «Валеологическая направленность образовательного процесса в массовой школе»;

«Здоровьесберегающая деятельность на уроке» и др.

На методическом объединении классных руководителей рассматривались следующие вопросы:

- формы и методы работы с родителями по укреплению здоровья учащихся;

- организации свободного времени учащихся;

- правильное питание – залог вашего здоровья и др.

Одним из решений было: введение валеологического аспекта на каждом уроке, проведение физкультурных минуток с 1-11 класс на любом предмете, организация ежедневной утренней зарядки, оформление в каждом классе Уголков здоровья.

Педагоги школы совместно с учащимися разработали буклеты, памятки, плакаты по сохранению и укреплению здоровья:

-профилактика табакокурения, наркомании, употребления алкоголя;

-рациональное питание;

-профилактика нарушения осанки.

Учащиеся самостоятельно разрабатывают презентации и видеоролики по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний. В школе проводятся различные конкурсы рисунков, плакатов, листовок о сохранении и укреплении здоровья.

Для организации досуга детей и занятости их во внеурочное время в школе организована кружковая работа. Уже второй год 100% учащихся посещают различные кружки при школе. Для детей из других деревень организованы кружки в субботний день. Также работа кружков организована при сельских клубах в вечернее время. Их посещает 67% учащихся. Спортивные секции посещают 150 учащихся (86%). С 2005 года в школе работает тренажерный зал, имеются 16 различных тренажеров, его посещают 95 учащихся (54%). Организация стопроцентной занятости во внеурочное время имеет свой положительный показатель: на протяжении 3-х лет нет учащихся, состоящих на каком-либо виде контроля.

Немаловажную роль в здоровьесберегающей деятельности имеет организация питания учащихся в школе. Ребята обеспечены горячими обедами. С сентября 2008 года введено 2-х разовое сбалансированное питание с учетом возраста учащихся. В преддверие пика заболеваний ОРЗ, гриппа для детей накрываются витаминные столы, предлагаются фиточаи. Однако в 2009 – 2010 учебном году было закрыто несколько классов на карантин. Это связано не только с заболеванием детей, но и ажиотажа, который сложился вокруг так называемого «свиного» гриппа. В школе были организованы необходимые профилактические мероприятия: масочный режим, проветривание кабинетов, витаминизация, применение домашних средств профилактики. 

Эти и другие проведенные мероприятия положительно сказались и на общешкольном индексе здоровья. Этот показатель увеличился от 52% до 58%. 

Рост и снижение заболеваемости зависит во многом от отношения родителей к состоянию здоровья своих детей. О чем и говорилось на родительских собраниях, лекториях, которые были проведены в классах и на общешкольном уровне. Причем классные руководители целенаправленно включали такие темы собраний, как «Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения», «Психическое здоровье подростка», «Вредные привычки и их последствия» и другие.

Кроме этого в школе проводятся мероприятия по привитию культуры питания, по пропаганде здорового питания. Работа по формированию навыков культурного питания проводится как с учащимися, так и с родителями. Для родителей были проведены лектории: «Режим питания школьника», «Что такое БАД?», «О вкусной и здоровой пище», «Этикет за столом».

Школьная столовая соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям. Обеденный зал эстетично оформлен. Имеется полезная информация для детей, родителей, педагогов. Дополнительный уют создают цветы и стенды. В 2010 году школа участвовала в областном смотре-конкурсе «Лучшая столовая сельской школы» и вошла в 6 лучших столовых Тюменской области.

Наиболее важно оздоровление детей в период каникул, когда обучающиеся пользуются трехразовым усиленным питанием, где присутствуют все необходимые элементы, витамины, способствующие укреплению здоровья. Ежедневно в лагере предусматривается час здоровья, работает отряд здоровья, организуются спортивно-оздоровительные мероприятия с присутствием медицинских работников. Увеличивается количество детей, посещающих ЛДП при школе. На протяжении 3-лет лагерь посещают 98 – 100% учащихся. Кроме летнего периода уже 2 года организуется ЛДП в зимние каникулы. Его работа налажена как при школе, так и при клубах в других деревнях.

Большое значение уделяется требованиям САНПиНа, направленным на сохранение здоровья обучающихся. В школе организуются необходимые мероприятия: ремонт кабинетов, соответствующее освещение, температурный режим, проветривание кабинетов. Приобретена мебель в соответствие с ростом учащихся, соблюдается расстояние между мебелью, каждому ребенку подобрано ученическое место в соответствии с ростом. В 2009 – 2010 учебном году школа перешла на классную систему обучения. Для детей, имеющих рост ниже уровня парт и стульев, сделаны специальные подставки.

Наиболее эффективными в плане воздействия на детей по данному направлению, являются внеклассные мероприятия, среди которых прослеживается рост здорьесберегающих. В школе проводятся конкурсы: самый спортивный класс, самый здоровый класс, самый лучший спортсмен года. Организуются акции «За здоровый образ жизни», «Нет пиву и курению», «Скажем СПИДу НЕТ!» и др.

Увеличилось количество спортивных соревнований на уровне школы и района, во всех учащиеся принимают активное участие. Лучших показателей в районных соревнованиях достигли ребята, занимающиеся гиревым спортом и шахматами. В общекомандном зачете спартакиады учащихся Ярковского района школа с 13-го места поднялась на шестое. 

Важным звеном работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а также по пропаганде здорового образа жизни является общение старшеклассников через районный клуб «Ювента», заседания которого проходят под различными девизами, призывающими к здоровому образу жизни и активной жизненной позиции. В нашей школе создан совет клуба «Ювента», агитбригада «Вита», волонтерский отряд «Огонек», которые работают с другими школами района, участвуют в конкурсах и мероприятиях. Также сотрудничаем с опорным кабинетом по профилактике наркомании и токсикомании при Маранской СОШ

Наилучшим показателем по итогам анкетирования детей является снижение количества учащихся, употребляющих алкоголь, курящих. Наркоманов, токсикоманов нет. 

Все результаты, которые достигнуты в работе по программе «Здоровье», освещаются в школьных СМИ. Работает Уголок Здоровья, где можно найти многих интересного о сохранении и укреплении здоровья. Уголок постоянно обновляется новой информацией. 

Работа по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников» непрерывно ведется, но требует и совершенствования. Нужно пробудить в детях желание постоянно заботиться о своем здоровье. Необходимо вести работу с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для этого нужна помощь родителей, медицинского работника, психолога. Постоянного обновления требует и материально-техническая база, оборудование медицинского кабинета, кабинета ЛФК.

Это необходимые условия для эффективного обеспечения сохранения и укрепления здоровья школьников.

Помните, ваше здоровье в ваших руках, берегите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок общественных дисциплин в системе личностно-ориентированного обучения. (из опыта работы)

Содержание. Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении.История  становления «личностной компоненты» образования   в отечественной педагогике.3.Особенности лич...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики

Личностно-ориентированная модель обучения - основа гуманистической педагогики...

«Педагогика поддержки ребёнка и процесса его развития»

Педагогическая поддержка  рассматривается как создание благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирован...