Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения
методическая разработка (7 класс) на тему
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.zanyatie_umey_skazat_net.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 2 п.Добринка
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ»
подготовила Григорова Е.В.
социальный педагог
МБОУ СОШ № 2 п.Добринка
2018
Тренингововое занятие по профилактике зависимого поведения
УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ»
Цель : развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ
Задачи: - обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики;
-познакомить с различными способами уверенного отказа;
- тренировать способы отказа от ПАВ.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Представление темы занятий.
На занятии мы будем обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.
Приведите примеры, когда вас просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.
Вопросы:
1. Кто предлагал ( взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?
2. Какую цель преследовал предлагающий?
3. Удалось ли отказаться?
4. Кому труднее всего отказывать в просьбе?
5. Чьему давлению тяжелее сопротивляться?
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.
Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.
Ответы можно записть на доску.
Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.
Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.
Существуют правила уверенного отказа. (Приложение №1)
(Плакат « Правила уверенного отказа» на доске).
Прочитать эти правила вместе с участниками и обсудите их.
1. если хотите в чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
2. отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.
3. настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
4. попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
5. смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой ( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
6. не оскорбляйте и не будьте агрессивными.
Работа в группах .
Объединить участников в 2 группы по 2 человека. Раздать каждой паре карточки с ситуацией «Просьба». (Приложение №2)
Прочитайте ситуацию, и используя один из способов отказа, разыграйте сценку, в которой герой отказывается выполнить просьбу. При подготовке сценки используйте « Правила уверенного отказа».
Ситуация « Просьба».
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.
Способы отказа.
Нет, не могу.
Нет, нет, и еще раз нет.
Нет, мне сейчас некогда.
Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите « нет» и уйдите, не объясняя причины.
Пока добровольцы готовятся к постановкам, остальные участники выполняют Проективый Тест С. Спичака « Нарисуй свой характер» .(Приложение №3) За несколько минут необходимо заполнить 12 предложенных квадратов, дополнив изображеня по своему усмотрению. Однако анализировать дополненные изображения будем
по пункту 8: - круг интересов.
по пункту 10:- зависимое поведение
Добровольцы показывают сценки. Можно обсудить и поблагодарить. Брать у незнакомых людей вещи опасно.
Вывод: знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать « нет», когда принуждают выпить или закурить. Предлагаю игру, в которой участники потренеруют способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.
Ролевая игра.
Объединить участников в 4 группы . Раздать каждой группе карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа.(Приложение № 4) Один или несколько участников группы вытягивает карточки с одним из приемов предложения ПАВ, читает его вслух. Другой участник читает ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два ответа с отказом.
Примеры предложения ПАВ и способы отказа:
1) Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;
Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).
2) Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;
Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.
3) Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.
Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;
Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.
4)Хочешь выпить?
Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;
Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.
Группы продемонстрируют понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарить их за представление.
Существует алгоритм «Двух О» (алгоритм «Оптимального Отказа»):
(Приложение №5)
Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение
«Я-сообщение» (сообщение от первого лица). Затем алгоритм записывается на доске и поясняется на примере: «Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино».
В дополнение предлагаются варианты отказа, изображенные на плакате (карточках):
• Спасибо, нет. Я договорился сегодня покататься на велосипеде. Может, пойдешь с нами?
- Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями.
- Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя. (Отказ на предложение выпить алкогольный напиток.) Может, лучше пойти погулять?
- Спасибо, нет. Это не в моем стиле. А, кстати, не хочешь ли завтра с утра пробежаться по парку?
- Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т.п.). А ты все уроки сделал?
- Спасибо, нет. Мне надо на тренировку. Может быть, ты предложишь что-нибудь другое?
Важно довести до участников понимание того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
Подвести итог занятия, обратив внимание, что отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика зависимого поведения. Занятие с элементами тренинга.
Занятие с элементами тренинга направлено на профилактику зависимого поведения путем формирования позитивного мировосприятия школьников....
Тренинговое занятие по профилактике наркомании "Ассертивное поведение"
Цель: формирование представлений об ассертивном поведении....
Занятие по профилактике зависимости от ПАВ для обучающихся 8 – 11 классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!" "
Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления психоактивных веществ среди подростков на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общ...
Тренинговое занятие по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.Задачи:· формирование у учащихся...
Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков.
Профилактический тренинг предназначен для группового занятия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорно...
Тренинговое занятие "Манипуляции и зависимости"
Данная методическая разработка- тренинговое занятие "Манипуляции и зависимости". Предназначена для учащихся 7-9 классов.Включены практические упражнения и теория. Рассматривается что такое м...
Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""
Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...