Тренинговое занятие по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
план-конспект занятия по психологии (9 класс)

Оконова Байрта Сергеевна

Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи:

·  формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений;

·  воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

·  Снижение уровня преступности среди учащихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие по профилактике

отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи:

·  формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений;

·  воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

·  Снижение уровня преступности среди учащихся школы.

Возрастная категория: учащиеся 9 - 11 классов.

Ход занятия

Приветствие. Представление цели занятия.

Установление правил группы

После знакомства ведущий объясняет, что каждая группа должна иметь правила для полноценной и результативной работы. Выносятся правила на обсуждение:

  • доверительное общение
  • общение по принципу «здесь и теперь»
  • искренность в общении
  • конфиденциальность
  • определение сильных сторон личности
  • недопустимость непосредственных оценок человека

введение санкций за нарушение основных правил

Упражнение-разминка «Что бы это значило?»

- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не  в своё дело. (нос)

- Не цветы, а вянут; не ладони,  а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают доверчивые и любопытные.(уши)

- Он в голове у легкомысленных, несерьёзных людей, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)

- Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её  «просит»  рваная обувь.(каша)

- Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят их неё сухими. (вода)

- Его проглатывают, упорно не желая о чём – нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

Упражнение  «Проверьте себя».

Деловой ли вы человек? Каковы качества делового человека?
Дан список деловых качеств:
трудолюбие;
принципиальность;
организованность;
увлеченность;
ответственность;
компетентность;
уверенность;
целеустремленность;
решительность;
человеколюбие;
самостоятельность;
оптимизм;
требовательность;
настойчивость.
1
. По своему усмотрению дополните его.
2. Пронумеруйте в порядке важности и значимости, с вашей точки зрения.
3. Поставьте себе оценки от 0 до 5 за эти качества. Есть ли над чем работать?

Упражнение «Мои цели».
1. Подумайте, ответьте и запишите ответы на вопросы:
• Каковы мои жизненные цели?
• Чего я хочу достичь?
• Что для меня самое важное в жизни?
2. А теперь упорядочите свою запись, выделив главные, первостепенные цели на сегодня, завтра, послезавтра и т. д.

Упражнение  «Путь к достижению целей».
Запишите цели и наметьте, что необходимо сделать для достижения каждой из них.
План действий готов? Не теряйте времени, приступайте к его осуществлению.
Помните:
«Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей» (В. О. Ключевский).
«Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость» (Д. Дидро).
Есть три типа людей: те, которые наблюдают за событиями; те, которые вершат события; те, которые удивляются тому, что произошло.
К какому типу относитесь вы? Почему? Постарайтесь объединить эти типы в себе одном!

Упражнение  «Правила достижения успеха».
Подумайте и назовите правила, способствующие достижению успеха. Например:
1. Имейте реальные жизненные цели.
2. Откажитесь от всего, что мешает достижению цели.
3. Не растрачивайте способности и учитывайте возможности.
4. Будьте разумны, нравственны, честны и активны.
5. Всегда позитивно мыслите. Держите мысли под контролем.
6. Будьте сильными, сохраняйте внутреннее равновесие.
7. Откажитесь от сомнений, тревог и беспокойств.
8. Любите свое дело.
9. О деле судите по его исходу.
10. Цените и берегите время. Не теряйте его зря!
Помните: «Все человеческое умение — не что иное, как смесь терпения и времени» (О. Бальзак).
Времени всегда не хватает,
Да и терпения недостает.
На это еще царь Соломон указал,
Чтобы не забыли, своим сыновьям завещал,
На перстне эти важные слова он уверенно начертал:
«Время и Терпение» — их надо иметь, беречь и ценить;
К счастью стремление и движение — этот путь они могут сократить,
«Горсть терпения дороже целого мешка ума» —
В этой мудрости заложена жизни великая истина.
«Все победы начинаются с побед над самим собой» (Л. М. Леонов).
«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград» (Л. Бетховен).
«Человек с верою и присутствием духа побеждает в самых трудных предприятиях» (И. Гете).

Игра «Точка зрения».

Цель: способствовать оценке собственных установок относительно противоправного поведения в целом и своего в частности.

Описание: на трёх стенах комнаты крепятся карточки с утверждениями «Да», «Нет», «Не уверен». После каждого зачитанного вопроса участники перемещаются по помещению, выбирая утверждения, соответствующие их позиции. Ведущий организует дискуссию, по очереди обращаясь к каждой группе за пояснением, в течение игры каждый участник имеет право сменить позицию. Ведущий регулирует ход игры, даёт возможность высказаться каждому желающему. В заключение ведущий выступает в роли эксперта, отмечает наиболее актуальные вопросы.

Утверждения:

«Законы создаются для того, чтобы их нарушать...»

«Преступление, совершенное в подростковом возрасте, накладывает отпечаток на судьбу человека на всю жизнь».

«Хулиганство - это не правонарушение».

«Каждый человек хоть раз в жизни что-то украл».

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Упражнение «Три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Цель: расширение представлений о противоправном поведении.

Описание: участникам необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Нарушение правил поведения; вызывающее поведение. (Проступок.)

Нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. (Правонарушение.)

Серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. (Преступление.)

Информация для ведущего:

Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и нарушающее какие-либо нормы, правила поведения.

Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

Преступление – нарушение законов государства, действия, которые могут навредить людям и их собственности.

Ситуации «Преступление, правонарушение, проступок».

Ведущий предлагает на рассмотрение ситуации и просит определить, какие из них следует отнести к преступлению, правонарушению или проступку:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Проект  «Основные причины подростковой преступности. Пути их решения».

Участники тренинга на отдельном листе должны указать ВНУТРЕННИЕ и ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ подростковой преступности (выбрать из смешанных характеристик-карточек внутренние и внешние причины подростковой преступности).

Затем самостоятельно выработать стратегии преодоления отклоняющегося поведения.

Внутренние причины:

возрастные изменения психики;

психические расстройства;

вредное влияние микросреды;

бытовые взаимоотношения;

пропаганда жестокости и насилия;

низкая организация воспитательной работы;

направленность личности;

низкий культурный и образовательный уровень учащихся и т.п.

Внешние причины:

отсутствие контроля за поведением;

неучастие в личной жизни несовершеннолетнего родителей, близких;

тяжелые жизненные обстоятельства;

конфликтная ситуация.

В заключение, хочу сказать, что наш организм является сложной, самонастраивающейся и самовосстанавливающейся системой. При наличии необходимых ресурсов человек достаточно быстро через механизм, от реагирования приходит в состояние эмоционального равновесия. Слово чудотворящее, оно наполнено невероятной энергией, энергией движения и действия в том числе, о которой многие из нас и не догадываются. Одаривать теплом, создавать такие образы, которые могут поддержать, помочь найти отклик в чужой душе. Это, самое трудное, но и самое важное.
Вы – сильны,
Когда берете свое горе
И превращаете его в улыбку
Вы - храбры
Когда преодолеваете свои страхи
И помогаете преодолеть их другим
Вы - счастливы
Когда видите цветок
И благодарны ему за это мгновенье жизни
Вы - любящи
Когда ваша собственная боль
Не делает вас слепым к боли других
Вы - настоящий
Когда признаете, что иногда
Обманываете сами себя
Вы - живы
Когда надежды на завтра
Значат больше, чем вчерашние ошибки
Вы - растете
Когда знаете, кто вы есть,
Но не того, кем станете
Вы - свободны
Когда вы контролируете сами себя,
А не других людей
Вы - щедры
Когда отдаете также легко,
Как принимаете
Вы - скромны
Когда вы не знаете
Насколько вы скромны
Вы - милосердны
Когда прощаете другим те недостатки,
Которые осуждаете в себе
Вы - красивы
Когда не требуется зеркало,
Говорящее вам об этом
Вы - богаты
Когда вам не требуется больше того,
Что у вас и так есть
Вы - разумны
Когда видите меня таким же, как себя
И относитесь также, как к самому себя
Вы - это Вы
Когда находитесь в мире с
Тем, кем вы не являетесь.

Рефлексия

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для классных руководителей "Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся"

Данное занятие предназначено для классных руководителей с целью создания условий для повышения эффективности профилактической работы педагогов с обучающимися отклоняющегося поведения.Основные задачи:1...

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...

Занятие направленное на профилактику отклоняющегося поведения подростков.

Хочу поделиться занятием из профилактическойой психолого-педагогической программы социального и личностного развития подростка «СВОЙ ВЫБОР!»...

Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...

Программа занятий для подростков по профилактике отклоняющегося поведения «Преодоление»

Поиск эффективности мер профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся,...

Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков.

Профилактический тренинг предназначен для группового занятия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорно...