Тренинговое занятие по профилактике наркомании "Ассертивное поведение"
план-конспект на тему
Цель: формирование представлений об ассертивном поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningovoe_zanyatie_po_profilaktike_narkomanii_assertivnoe_povedenie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова
Тренинговое занятие
по профилактике наркомании
«Ассертивное поведение»
Автор:
Тараканова Анна Васильевна,
социальный педагог
р.п. Бутурлино
2018 год
Пояснительная записка
Одной из самых острых проблем современности, актуальных для нашего общества, является наркомания. Наркомания – проблема молодежная. Дети, подростки, студенчество являются социальными группами наиболее подверженными наркокультуре и наркобизнесу. Возрастная категория большинства наркозависимых составляет от 13 до 30 лет.
Основным направлением профилактики зависимости от ПАВ становится реорганизация жизненной среды несовершеннолетнего и прежде всего, воспитательного процесса, превращение школы в оздоровительную среду обитания учащихся. Это должна быть программа, цель которой заключается в формировании позитивной субкультуры, предупреждении зависимости от ПАВ, укреплении психического здоровья, стимуляции личностного роста и творчества учащихся.
Поставленная цель конкретизируется с помощью выполнения следующих задач:
- Профилактика зависимости от ПАВ среди учащихся.
- Профилактика психических расстройств среди учащихся.
- Укрепление здоровья, профилактика ВИЧ – инфекции среди учащихся.
- Повышение коммуникативной компетентности и приобретение навыков утверждающего поведения.
- Развитие саморегуляции и стратегий ответственного поведения.
- Развитие способностей к творчеству.
Принципы программы:
- приоритет позитивных ценностей;
- реалистический оптимизм;
- добровольность участия;
- опора на личностные ресурсы;
- дифференцированный подход.
Приоритетным направлением профилактической работы с учащимися должно стать изучение своих потребностей, беседы о личности. Личность формируется с помощью других значимых лиц и в процессе взаимодействия с ними. Для стимуляции интереса к теме может быть использован и обсужден Аутоаналитический опросник здоровой личности (Никифоров Г. С., Ананьев В. А. и др., 2000).
Одним из наиболее успешных подходов к повышению уровня личностной компетентности и социальной адаптации учащихся является проведение с ними тренинговых занятий. В рамках программы предлагаем пять тренинговых модулей:
- «Спасибо, нет»
Направлен на овладение навыками отказа от приема психоактивных веществ и навыками жизни, свободной от них.
- «Общение и уверенность»
Направлен на освоение коммуникативных навыков и навыков утверждающего поведения.
- «Саморегуляция»
Направлен на освоение навыков психической саморегуляции и самоконтроля.
- «Здоровье»
Направлен на половое воспитание, профилактику ВИЧ – инфекции и создание антинаркотической мотивации.
- «Творчество»
Направлен на раскрытие творческого потенциала.
Руководителями программы могут быть:
- классный руководитель (классный коллектив);
- социальный педагог (коллектив учащихся группы риска);
- психолог (коллектив учащихся группы риска).
Аудитория: учащихся 9 -11 классов.
Вашему вниманию предлагается разработка тренингового занятия, относящегося ко второму модулю «Общение и уверенность».
Общие положения модуля.
Основой человеческих взаимоотношений является поддержание определенного равновесия между собственными потребностями и потребностями других людей. Мы стараемся вести себя таким образом, чтобы показать, что мы уважаем других людей и убедиться в том, что они уважают нас. Такое поведение называется «ассертивным». Такие понятия как «уверенность в себе», «твердость», «решительность», лишь частично передают его значение.
Ассертивное поведение означает непосредственное, решительное и вместе с тем вежливое по отношению к другому человеку выражение своих чувств. Ассертивность – это умение, а не черта характера. Она возникает, когда человек учится в различных ситуациях чувствовать и реагировать определенным образом.
Ассертивное поведение не исключает присутствия разных чувств (страха, гнева, надежды, радости, обиды, озабоченности, гордости и т. д.). Однако они выражаются так, чтобы не нарушать права других людей. Например, чувство злости при ассертивном поведении выражается как открытое заявление «я на тебя зол». Благодаря этому, это чувство свободно воспринимается как тем, кто его выражает, так и тем, кому оно адресовано.
Ассертивность дает возможность ученикам сопротивляться натиску ровесников и рекламе, которые склоняют к вредному для здоровья поведению: курению, употреблению алкоголя, приему наркотиков. Она помогает им сопротивляться негативному давлению группы ровесников и успешно ответить «НЕТ».
Обучая учеников ассертивному поведению, необходимо вместе с ними договориться, когда необходимо применять навыки ассертивного поведения и предупредить их, что такое поведение не всегда желательно. Такое поведение не должно стать целью, а должно быть средством улучшения отношений с другими людьми.
Теория ассертивности опирается на положения о том, что у каждого человека есть свои неотъемлемые права, и если человек, контактируя с другими, не решиться самостоятельно определить свои права, то другие, при необходимости решат за него и отведут ему роль по своему разумению. Тогда он перестанет быть собой.
Ассертивное поведение предполагает решительную защиту себя и своих прав.
Школьникам следует объяснить, что ассертивное поведение отличается от пассивного. При пассивном поведении ты позволяешь другим получить то, чего они хотят, но за твой собственный счет.
Ассертивное поведение отличается также и от агрессивного, когда ты пытаешься что-то получить, используя других.
При ассертивном поведении ты пользуешься своими правами, не нарушая прав других людей.
Основные навыки ассертивного поведения:
- Умение доверять самому себе и думать о себе позитивно.
- Умение поддерживать контакт с другими людьми и относиться к другим людям позитивно.
- Умение воспринимать критику.
- Умение справиться с конфликтной ситуацией.
Последствия ассертивного поведения:
Достижение компромисса без отказа от собственных ценностей и без ущерба для собственного достоинства.
Позволяет говорить «Нет», не испытывая угрызений совести, страха и злости; помогает сопротивляться нажиму со стороны других.
Обеспечивает открытость общения.
Дает удовлетворение от выражения собственных чувств.
Демонстрирует уважение собственных прав и прав других людей.
Позволяет самому распоряжаться собственной жизнь.
Тренинговое занятие
по профилактике наркомании
«Ассертивное поведение»
Цель: формирование представлений об ассертивном поведении.
Задачи:
- собрать информацию от всех участников;
- диагностировать уровень знаний об ассертивности в группе.
Реквизит: ватман, фломастеры, ручки, листы для работы в группах.
Введение в тему (минимум 15 минут):
Ребята, я рада приветствовать вас на нашем очередном тренинговом занятии.
Скажите, пожалуйста, насколько важны для вас хорошие отношения с другими людьми? (Ответы)
Отношения с какими людьми для вас наиболее значимы? (Ответы)
А можете ли вы сказать, что у вас хорошие отношения со всеми значимыми для вас людьми? (Ответы)
Как вы думаете, возможны хорошие отношения со всеми значимыми для вас людьми? (Ответы)
Мы, люди, стараемся вести себя таким образом, чтобы показать, что мы уважаем других людей и убедиться в том, что они уважают нас. При каком поведении такое возможно? (Мозговой штурм)
Ведущий фиксирует информацию на доске, не комментируя ответы.
Комментарий ведущего:
Существует три типа поведения человека:
- Пассивное;
- Агрессивное;
- Ассертивное.
При пассивном поведении ты позволяешь получать другим то, что они хотят, но за твой счет. Если ты ведешь себя пассивно:
- не просишь того, чего ты хочешь;
- ты пренебрегаешь собственными правами и позволяешь другим их нарушать;
- ты надеешься, что другие догадаются, что тебе нужно;
- прячешь свои чувства глубоко в себе;
- считаешь себя слабее, чем есть на самом деле.
Приведите, пожалуйста, примеры пассивного поведения. (Ответы)
При агрессивном поведении ты не считаешься с правами и мнением других людей. Если ты ведешь себя агрессивно:
- ты требуешь того, чего хочешь;
- хочешь победить любой ценой, при этом тебе все равно, любят тебя или нет;
- ты кричишь, мешаешь другим, прибегаешь к насилию и угрозам;
- не слушаешь других;
- люди обычно бояться и на любят тебя.
В этом случае не приходиться говорить об установлении хороших взаимоотношений.
Приведите, пожалуйста, примеры агрессивного поведения. (Ответы)
Продуктивным для взаимоотношений, чаще всего, является ассертивное поведение, при котором ты пользуешься своими правами, не нарушая прав других людей.
Если ты ведешь себя ассертивно:
- просишь о том, чего хочешь, открыто, уверенно, непосредственно;
- хочешь, чтобы «победили» обе стороны, если это возможно;
- ты настроен к людям позитивно, и если тебе кто-то нравиться, то говоришь об этом прямо;
- ты хотел бы, чтобы тебя любили, но не в ущерб твоим собственным правам;
- всегда говоришь людям, когда тебе не нравится их поведение, но не «уничтожаешь» их;
- ясно выражаешь свои настоящие чувства;
- обычно, достигаешь того, чего хочешь;
- тебя любят, тебе симпатизирует большинство разумных людей.
Приведите, пожалуйста, примеры агрессивного поведения. (Ответы)
Упражнение первое «Понятие ассертивности» (5 минут):
Методом «мозгового штурма» собрать мнения всех участников и попросить их записать на ватмане все возможные ассоциации, возникающие в связи с понятием ассертивности.
Поделить участников на группы по 5 человек в каждой и попросить, чтобы каждая группа написала свое определение ассертивности.
Попросить громко прочитать все отдельные определения.
Спросить участников, каков их опыт в области навыков ассертивного поведения.
Упражнение второе «Что такое ассертивное поведение» (10 минут):
Раздать каждой группе тест «Что такое ассертивное поведение?».
Объяснить, что Тест содержит описание четырех различных ситуаций. В каждой ситуации приведены три типа возможных реакций на них: пассивная, агрессивная и ассертивная.
Попросить участников, чтобы каждая группа внимательно прочитала описанные ситуации и около каждого ответа обозначил разновидность поведения, соответствующей буквой: агрессивное – А, пассивное –П, ассертивное – АС.
Подвести итоги упражнения каждой группе. Попросить учащихся прокомментировать свои ответы, особенно те, в которых они не уверены, или те, которые даны неверно.
Упражнение третье «Твое ассертивное поведение» (10 минут):
Спросить участников тренинга, могут ли они припомнить ситуации, в которых вели себя ассертивно. Попросить нескольких человек кратко описать такую ситуацию и свое поведение.
Спросить отвечающего как он чувствовал себя в такой ситуации.
Спросить остальных участников. Как они оценивают каждую из ситуаций и было ли поведение рассказчика действительно ассертивным?
Обратить внимание участников, в какой ситуации следует вести себя ассертивно и почему.
Рефлексия (5 минут):
- Что запомнилась сегодня на занятии?
- Что было полезно для вас лично?
- О чём бы вам хотелось узнать более подробно?
Ведущий. Ребята, наше занятие подходит к концу. Предлагаю вам подать друг другу правую руку с хорошими пожеланиями.
Я желаю вам как можно прочнее усвоить навыки ассертивного поведения. Пусть взаимоотношения с другими людьми будут хорошими и продуктивными. Всего доброго!
Тест
Ситуация первая.
Вы с друзьями собрались вместе, чтобы решить, в какое кафе пойти. Один из них предлагает кафе, в котором ты уже был и считаешь его не очень хорошим, при этом ты говоришь:
- Ну и что? Ты с ума сошел туда ходить?
- Мне не хочется туда идти. В последний раз, когда я там был, еда была дорогая и очень однообразная. Не пойти ли нам лучше в «Бест –хаус»? Я слышал. Там очень хорошая кухня.
- Ладно, идем туда.
Ситуация вторая.
В следующем месяце будет твой день рождения. У тебя будет круглая дата и тебе хотелось бы отметить её особенно. Ты говоришь:
- Я думаю, тебе бы тоже хотелось встретить мой день рождения. Мне было бы приятно, если бы ты сделал для меня, что-то особенное.
- Вряд ли ты об этом помнишь, но в следующем месяце у меня день рождения. Может быть, хоть в этот раз ты сделаешь для меня что-то приятное?
- Саша мне рассказывал, что его друзья сделали ему на день рождения замечательный сюрприз. Правда здорово?
Ситуация третья.
Твой одноклассник в твоем присутствии говорит о тебе гадости. Ты тут же отвечаешь:
- Ковалев, заткнись!
- Ваня, это не очень вежливо, правда?
- Ваня, я о тебе никогда такого не говорю. И мне бы не хотелось, чтобы кто-то называл меня такими словами. Я прошу тебя, не делай так больше.
Источники:
- Министерство образования Российской Федерации. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи. Москва. Академия. 2002.
- Ассертивное поведение -http://soul.psiakon.ru/assertivnost
- Развиваем ассертивное поведение - http://8psy.ru/razvivaem-assertivnoe-povedenie/
- Ассертивное поведение: что это такое? - https://www.sympaty.net/20120912/pravila-assertivnogo-povedeniya/
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие по профилактике стресса с педколлективом санаторной школы-интерната
Тренинговое занятие, разработанное и проведённое мною, опубликовано в газете "Школьный психолог" в №9 2009г.; издательство "Первое сентября"....
Тренинговое занятие: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"
Документ содердит тренинговое занятие на тему: "Пять ключей "починки" поведения ребёнка"...
тренинговое занятие на формирование антисуицидального поведения в подростковой среде
данное занятие помогает: - информировать подростков о причинах суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать призна...
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...
Тренинговое занятие по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Цель: воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению осознанного поведения в любых жизненных ситуациях.Задачи:· формирование у учащихся...
Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков.
Профилактический тренинг предназначен для группового занятия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорно...
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»
Конспект занятия по профилактике безопасного поведения на железной дороге «Правила безопасного поведения на железной дороге»...