Занятие по профилактике зависимости от ПАВ для обучающихся 8 – 11 классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!" "
план-конспект по психологии
Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления психоактивных веществ среди подростков на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_profilaktika_pav.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов
142003, Московская область, г. Домодедово, ул. Талалихина, д.6; тел/факс 8 (49679) 74788
Занятие
по профилактике зависимости от ПАВ
для обучающихся 8 – 11 классов
на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!""
Подготовила:
педагог-психолог
Кузнецова Л.Н.
Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.
Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ;
2) познакомить с достоверной информацией о причинах и последствиях употребления психоактивных веществ;
3) развивать возможные стратегии поведения для предупреждения зависимости от ПАВ;
4) Формировать и развивать положительное отношение к жизненным ценностям;
5) Формировать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Оборудование: просторное помещение, интерактивная доска, компьютер, стулья по количеству участников, шариковые ручки, доска, бумажные сердечки, шарики.
Целевая аудитория: обучающиеся 8-11 кл.
Время: 45 мин.
Домодедово 2019
Ход занятия.
1. Приветствие. Знакомство. (3 мин.) Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность. Давайте поприветствуем друг друга. (Дети по кругу говорят друг другу «здравствуй»)
2. Правила работы группы:
- Говорить по одному.
- Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
- Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
- Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
- Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
- У нас нет наблюдателей, все активные участники.
3. Упражнение 1. "Ледокол".
Цель упражнения: создание позитивного эмоционального настроя на занятие.
Слова педагога-психолога. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку.
Под звуки метронома педагог-психолог предлагает передавать по кругу друг другу резиновые шарики - попрыгунчики, из правой руки переложить в левую руку шарик, далее рука возвращается на место, а из левой руки передать шарик в правую руку соседа. Далее после слова "стоп" начинаем движение по кругу в обратную сторону.
4. Беседа с показом презентации. Обсуждения с подростками данной темы.
Ребята, давайте помечтаем. Слайд 1
Каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным, просто счастливым человеком. И чем ближе становится тот порог, за которым начинается своя самостоятельная жизнь, тем более ярко мы видим свой путь в ней.
Слайд 2
Дороги, что открываются каждому из вас, разные, и каждая из них по своему прекрасна. Может быть, это вершина успешной карьеры или удачный бизнес.
Слайд 3
А может быть, дорога, достойная уважения, хорошая профессия.
Слайд 4
Или это победы, одержанные над соперниками, и, прежде всего, над собой, что несут гордость свершений.
Слайд 5
Судьба - это не дело случая, а результат выбора!
Слайд 6
Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?
Есть вещи, которые могут помешать вам, реализовать свои мечты . Это наркотики.
Вряд ли вновь стоит говорить о том, как актуальна эта проблема. Я уверена, наша заинтересованность обоюдна.
Давайте вместе разберемся в ситуации, с которой вы реально можете столкнуться в жизни.
Знаете ли вы, что такое наркотики? (Ответы на вопрос, обобщение)
Да, действительно, наркотики - это серьезнейшая зависимость организма человека от средств и веществ синтетического, а иногда и природного происхождения (мак, конопля). Сегодня наркомания - это "болезнь", "чума" нашего века. Причем, в мировом масштабе.
Слайд 7
А как вы думаете, кто становится наркоманом? (Ответ. Среди всех ответов звучат: слабые люди, одинокие, замкнутые, забитые, бомжи, безработные.)
Верно. Но не только слабые могут стать наркоманами, но и сильные люди, популярные, перспективные, успешные, открытые.
Ярким примером является на отечественной эстраде известный и талантливый артист, неординарный человек Владимир Высоцкий, на зарубежной эстраде - кумир молодежи 60-х годов прошлого века Элвис Пресли, знаменитый артист Фреди Меркюри и многие другие. К сожалению, от этой беды не застрахован никто.
Как происходит привыкание к наркотикам?
Да, постепенно, порой незаметно.
Наркотики разрушают будущее, их употребление препятствуют получению престижной профессии, устройству на работу и карьерному росту.
Слайд 8
По данным Российской Федерации, за последние 10 лет число детских смертей от наркотиков увеличилось в 42 раза.
2/3 детей и подростков пробовали наркотики.
Каждый год в армии наркоманов прибавляется 66 тысяч человек.
75% наркоманов младше 25 лет.
Среди детей и подростков, принимающих наркотики, 99% больны гепатитом, 30% носители ВИЧ.
Слайд 9, 10, 11
Ответь, земная круговерть,
Зачем планету губит смерть?
Пусть ангелы на нас глядят,
Зачем планету губит яд?
Остановите юных смерть...
А каковы причины употребления наркотиков. Как вы считаете?
Причины:
- За компанию
- Модно
- Назло родителям
- Чтобы испытать новые ощущения
- От нечего делать
- Из любопытства
Последствия:
- Смерть от передозировки
- Потеря уважения окружающих
- Гепатиты и СПИД
- Конфликты с родителями
Альтернатива:
физические упражнения, прогулки, посещения дискотеки, разговора с другом и т.п.
Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотики или нет, а тот кто выбирает наркотики, косвенно выбирает и последствия.
Слайд 12.
Все, что было когда-то прекрасным,
Смысл изначальный утратило вдруг.
Вспыхнули ссоры, и звезды погасли.
Счастье по каплям уходит из рук.
В жизни часто у наркомана судьба складывается по известному сценарию: болезнь - преступление - тюрьма -смерть от передозировки. Очень редким людям удается полностью избавиться от пагубной привычки. И это возможно только при понимании окружающих, поддержке родных, эффективном лечении, реабилитационных мероприятиях.
На планете бед не счесть,
Но и радость тоже есть.
И всегда у человека
В своей жизни выбор есть.
- Я хочу чтоб вы росли, любили, учились, жили по-настоящему.
- Я хочу, чтоб всем вам что-то светило в этой жизни, чтобы у всех была какая-то перспектива.
- И как хочется не видеть среди людей бессмысленных, невидящих взглядов наркоманов.
- Жить - значить чувствовать, мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь - смерть.
5. Упражнение «Жизненный смысл».
Цель упражнения: формирование мотивации выживания для людей с серьезными заболеваниями, для детей находящихся в состоянии депрессии и для расширения источников смысла жизни, осознание личной цели в жизни и возможных вариантов её достижения.
Алгоритм упражнения:
Этап-1. Ищем смыслы жизни. Обучающиеся пишут все, что радует их больше всего, иными словами все, что является для них смыслом жизни. Для детей это может быть: поход в кино, гаджеты, игрушки, поездка к морю, новые друзья, «вкусняшки» и т.д. Обучающиеся в порядке очередности делятся своим списком. Выигрывает тот, кто назвал (написал) больше всего смыслов жизни. Этому участнику дается поощрительный приз.
Этап-2. Получаем волшебную "валюту". Определяем наиболее экзотичные смыслы и оцениваем их сердечками. Чем реже встречается смысл, тем больше сердечек за него даём. Важно объяснить условие заранее, чтобы пробудить у подростков креатив и дух соревнования.
Например: 1 раз = 5 сердечек; 2 раза = 4 сердечка; 3 раза = 3 сердечка;
4 раза = 2 сердечка; 5 раз = 1 сердечко. Этап-3.
Открываем Ярмарку жизненных смыслов. Дети могут «купить» друг у друга понравившиеся им смыслы жизни. За приобретение определенного вида смысла жизни обучающиеся расплачиваются «валютой», заработанной на втором этапе. Если не хватает сердечек, можно попросить, поделиться смыслом безвозмездно, обратиться к участнику группы со словами: «Юля, я тоже хочу полюбить английский язык и сделать его своим смыслом жизни. Можешь поделиться со мной?»
Этап-4. Обсуждение.
Участники игры рассказывают друг другу, какие жизненные смыслы стали для них открытием, что еще они могли бы добавить в свой список.
6. ИТОГИ.
Педагог-психолог: Наша встреча подошла к концу, и я хочу рассказать вам одну притчу.
Притча
«Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», — я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».
Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».
Слайд 13.
Педагог-психолог: Ребята, помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках. Сделайте свой выбор и пусть он будет правильным!
В добрый путь!
7. Рефлексия:
Педагог-психолог: «Что вы чувствовали, в процессе работы? Какие эмоции испытывали? Прибавилось ли у вас уверенности для прохождения новых этапов жизни? Что нового узнали на занятии? Какое упражнение вам принесло пользу?
Список литературы:
- Личко А.Е. Подростковая наркология. - Мн., 1991.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
- Кулинич г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей. - М., "Вако", 2008.
- . Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. Питер 2008;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ «ОТРАБОТКА НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ УБЕЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»
Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые д...
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения
Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...
Самообразование. Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"
Успехи обучающихся в связной речи обеспечивают и определяют успех в школе........
Опыт работы по теме "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДИК"
В современной социально-экономической ситуации вопросы коммуникативных способностей детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школ...
Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...
Выступление на педагогическом совете по теме «Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью».
Выступление на педагогическом совете...
Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""
Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...