Профилактика зависимого поведения. Занятие с элементами тренинга.
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Занятие с элементами тренинга направлено на профилактику зависимого поведения путем формирования позитивного мировосприятия школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_elementami_treninga.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие с элементами тренинга

«Мой ВЫБОР - СВОБОДА от зависимости»

Педагог-психолог первой квалификационной

категории: Хасанова Эмиля Эркиновна,

МАОУ «Гимназия № 1», г. Бугуруслан

Цель: Профилактика зависимого поведения

Задачи:

  1. Формирование позитивного мировосприятия школьников
  2. Развитие положительных установок личности

Возраст учащихся: 15 – 16 лет.

Зависимое поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс становится настолько захватывающим, что начинает управлять жизнью человека, который становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости. Одними из основных причин стремления уйти от реальности, как правило, являются: чувство неудовлетворенности происходящим, неспособность увидеть положительные стороны жизни, склонность воспринимать реальность в «темных тонах», нежелание брать ответственность за свои действия и др.

В профилактике зависимости от наркотиков главная задача сделать так, чтобы дети и взрослые хотели, умели и могли жить здоровой жизнью. Особо подчеркнем современное психологическое понятие «позитивное мышление». Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным. Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня. Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен огородить нас от разного рода зависимостей и изменить нашу жизнь к лучшему.

Ход занятия:

  1. Приветствие (7 мин.)

Цель: Создание работоспособности, снижение напряженности, скованности, повышение настроения.

Добрый день! Сегодня мы встретились для того, чтобы поговорить о значении свободного и позитивного мышления для современного человека. В настоящее время проблема употребления наркотиков является актуальной, и многие специалисты решают ее по-разному. Как вы думаете, что является причиной употребления наркотиков, и какие вы можете предложить способы решения этой проблемы? (Обсуждение).

Темой нашего занятия является: «Мой выбор – свобода от зависимости». И прежде чем приступить к обсуждению данной темы, хочется привести слова немецкого мыслителя Фридриха Ницше: «Независимость — удел немногих. Она — привилегия сильных». 

Как вы можете прокомментировать данное изречение? Какими качествами важно обладать для того, чтобы быть сильным и независимым человеком? (обсуждение)

Упражнение: мяч передается по кругу, и каждый участник завершает одну из фраз на выбор:

«Свобода – это…»

«Зависимость – это…»

Обсуждение: Трудно ли вам было завершить данные фразы? Объясните свой выбор фразы. Можно предположить, что те участники, которые выбрали первую фразу, обладают позитивным мышлением, а тому человеку, который выбрал вторую фразу, следует задуматься над своим восприятием мира, возможно, он делает акцент на негативных сторонах жизни.

  1. Ролевая игра: Свобода от зависимости (7 мин.)

Цель: осознание участниками последствий состояния зависимого поведения.

Игра: определяются участники, которые будут проигрывать 2 роли (зависимый человек и зависимость), остальные являются наблюдателями. Участники показывают взаимодействие между человеком и его зависимостью. В конце игры задачей человека является освобождение от зависимости.

Обсуждение: Какие чувства вы испытывали, проигрывая данные роли? Приятным ли было освобождение от зависимости? Что наблюдали другие участники?  

  1. Беседа. Значение позитивного отношения к жизни (5 мин.)

Цель: Развитие осознанности и активизация мышления учащихся.

Обсуждение: Почему позитивное отношение к жизни так важно?

  • позитивное мышление вызывает положительные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение. В то время как негативное мышление вызывает в основном, отрицательные эмоции: страх, гнев, ревность, разочарование, уныние;
  • положительные эмоции влияют не только на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления, вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;
  • оптимизм заразителен, имея положительное мышление, вы сможете легче привлекать в свою жизнь позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;
  • позитивный настрой повышает ваши жизненные силы и приближает к осуществлению ваших желаний, в то время как негативное мышление запускает противоположные процессы.

  1. Позитивное мышление: самые эффективные упражнения (20 мин.)

Цель: развитие у учащихся навыков, способствующих положительному восприятию реальности и навыков постановки целей.

Важно понимать, что негативные мысли – это наш выбор, наша вредная привычка, которую можно заменить на полезную. Упражнения на формирование позитивного мышления действуют по тому же принципу, что и физические упражнения. Для того чтобы быть в хорошей физической форме – важны регулярные, желательно ежедневные тренировки. Точно также обстоят дела и с мышлением. Позитивное мышление – результат ежедневной работы над собой. По разным данным на формирование новой привычки нашему мозгу требуется от 21 до 60 дней. Практикуя упражнения, направленные на формирование позитивного мироощущения ежедневно в течение месяца, положительный настрой станет для вас привычкой.

Упр.1 Избавляемся от негативных слов

Проследите за своими мыслями и высказываниями. Если вы часто повторяете вслух, или про себя фразы: «…я сомневаюсь», «…у меня не получиться», «мне не везет» – это явный признак преобладания негативных установок. Старайтесь менять каждое негативное утверждение на позитивное. Сейчас мы попробуем применить это упражнение на практике.

Упражнение: Мяч передается по кругу, и каждый участник завершает фразу: «Верю в то, что я могу…»

Обсуждение: Легко ли вам было завершить данную фразу, если трудно, то почему?

Упр. 2 Умение благодарить

Это одно из самых мощных и эффективных упражнений. Благодарность обладает колоссальной силой. Благодарите абсолютно за все, что есть в вашей жизни, даже за трудности и разочарования, ведь они делают вас сильнее, обогащают ваш жизненный опыт. Посмотрите на свою жизнь с точки зрения того, что у вас уже есть, а не с точки зрения того, чего не хватает.

Упражнение: Участники на листочках записывают 5 положительных моментов своей жизни, за которые они испытывают благодарность. По желанию участники зачитывают вслух свои результаты.

Обсуждение: Какие чувства вы испытывали во время упражнения?

Если вы ежедневно будете делать данное упражнение, то научитесь держать фокус на положительных сторонах происходящего.

Упр. 3 «Мой идеальный день»

Эта методика была предложена известным психологом Мартином Селигманом, основателем позитивной психологии. Чаще всего это техника используется при постановке целей. В то же время она отлично помогает удерживать фокус внимания на позитиве.

Упражнение: Выделите время и опишите в подробностях свой идеальный день. Уделите особое внимание вашим личным предпочтениям и жизненным ценностям, определите, что важно лично для вас, например:

  • провести время с близкими;
  • найти время для любимого хобби;
  • отдохнуть на природе;
  • поработать над интересным проектом;
  • побездельничать, ничего не делать, полистать журнал;
  • таким образом, это может быть любой вид деятельности, который приносит вам радость и удовольствие.

Следующий этап – воплощение в жизнь, т.е. нужно просто прожить ваш «идеальный день» и отметить для себя что получилось, а что нет. Какие эмоции вы при этом испытали? Радость, удовлетворение, умиротворение…? Если что-то не вышло, просто нужно написать новый «идеальный день» и опять прожить его в реальной жизни. Упражнение выполняется до тех пор, пока вы не почувствуете удовлетворение от происходящих изменений в вашей жизни.

Упр.4 Визуализация

Не секрет, что наш разум работает и мыслит посредством образов. Образы влияют на все, что нас окружает: на то, что чувствуем, что мы делаем, как достигаем своих целей, как строим отношения с окружающими людьми.

«Воображение важнее знания» – слова Эйнштейна. Чем более позитивные картины вы будете рисовать в своем воображении, тем больше хорошего появится в вашей жизни. Сначала идея, потом воплощение. Секрет визуализации прост – создавая в своем уме позитивные образы своей жизни и самих себя, мы влияем на свое сознание.

Упражнение: Участники под релаксационную музыку создает в своем воображении позитивные образы своего будущего.

Обсуждение: Были ли трудности в процессе визуализации, если да, то какие? Какие эмоции вы переживали во время упражнения?

Регулярные, ежедневные занятия визуализацией дают ощутимый эффект, помогают настроиться на позитивное мышление.

  1. Подведение итогов занятия, рефлексия (5 мин.)

Цель: рефлексия проведенного занятия.

Сегодня мы практиковали позитивное мировосприятие, которое позволяет нам иметь «стойкий иммунитет» к зависимостям любого рода. Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, является ли позитивное мировосприятие защитой от наркотиков? Почему?  

- Является ли проведенное занятие для вас полезным, что, по вашему мнению, стоило бы добавить в занятие или, наоборот, убрать?

- Какие общие впечатления у вас от занятия?

  1. Упражнение «Дождик» (2 мин.)

Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

Упражнение: Участники создают звук легкого моросящего дождя с помощью пальцев рук, затем происходит усиление звука, который завершается громкими аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения

Статистика суицидов сегодня весьма впечатляющая. По данным ВОЗ, максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Профилактика суицидального поведения школьников – весьма важное направление...

Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения

Программа занятия для старшеклассников (8-11 класс), направленного на профилактику суицидального поведения среди учащихся. Пригодится в работе педагога-психолога или социального педагога....

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения

Тренинговое занятие по профилактике зависимого поведения "Умей сказать "НЕТ"...

профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Жизнь без зависимости"

Цель занятия:·         Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...

Методическая разработка группового занятия с элементами тренинга для подростков «Уверенное поведение»

Методическая разработкагруппового занятия с элементами тренинга для подростков  «Уверенное поведение»...

Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""

Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...