Программа Этика и психология семейной жизни
рабочая программа на тему
Электив для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eliktiv_dlya_9_klassa_etika_i_psihologiya_semeynoy_zhizni.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский Автономный округ, Берёзовский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рассмотрено на заседании МО протокол №___ от «__» ___________ 2009г. | Утверждено приказом директора № ___ от «__» ___________ 2009г. |
Кооперативная ул., д.15, 628146
Тел.: (34674)3-18-22 Факс: (34674)3-18-72
Программа
элективного курса
«Этика и психология семейной жизни»
для учащихся 9-х классов
срок реализации-16 часов
Программа составлена
Социальным педагогом
Собяниной Е.Ф.
Игрим
2009 г.
I. Пояснительная записка.
Одним из главных социальных объединений в жизни людей является семья. Она представляет собой элемент общества и играет важнейшую роль в его сохранении и дальнейшем развитии. Значение семьи для каждого отдельного человека настолько велико, что заменить и восполнить семью не в силах никакое другое объединение людей. В современном мире семья становится все более необходимой составляющей полноценной жизни человека, она приобретает характер личной ценности и служит одним из условий обретения человеческого счастья.
Семья так или иначе сопровождает человек на протяжении всего жизненного пути. С первых дней жизни человек неразрывно связан со своей семьей, которая является для него своеобразной моделью социального мира. В рамках семьи, с помощь близких людей ребенок познает окружающую действительность, постигает сложный мир человеческих отношений , учиться жить и взаимодействовать с другими людьми; приобретает опыт взаимопонимания, сопереживания, сочувствия, доверия и любви; усваивает важнейшие нравственные нормы; учиться осознавать и понимать самого себя.
По существу то каким становиться человек как личность и как индивидуальность, во многом зависит от того, в какой семье он рос, кто и как его воспитывал. Какой опыт взаимоотношений он сумел приобрести, какие ценности своей семьи усвоил (а от каких напротив сознательно отказался) и т.д.
Одной из главных жизненных задач взрослеющего человека становится создание своей собственной семьи. Вступление в брак и рождение детей – рубежные события в человеческой судьбе. Они являются своеобразной пробой на личностную и социальную зрелость молодого человека, его способность переживать высшие человеческие чувства, устанавливать близкие и глубокие отношения с другими людьми и самое главное – готовность нести ответственность за эти отношения.
Поэтому главная Цель курса:
Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность к ранним необдуманным бракам.
Задачи:
∙ Предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию;
∙ Учить детей делать выбор и принимать ответственные решения;
∙ Формировать общей готовности к самоопределению, самосознанию, самоотношению;
∙ способствовать осознанию ответственности за собственную жизнь и научить уважать других, как равных себе;
∙ Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Методы реализации элективного курса:
∙ Мозговой штурм,
∙ Лекции,
∙ Аудио-визуальные средства,
∙ Дискуссии,
∙ Кооперативное обучение,
∙ Упражнения - энергизаторы,
∙ Групповая дискуссия,
∙ Ролевое моделирование,
∙ Анализ конкретных ситуаций.
Формы контроля:
На итоговом занятии учащиеся представляют творческую работу по одной из прошедших тем. В процессе курса в качестве проверки знаний используются тесты и опрос по пройденному материалу.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения курса учащиеся должны:
- осознать свои личные особенности, интересы, склонности, жизненные цели и выставлять приоритеты;
- выстраивать свои отношения на нравственных нормах основанных на взаимном уважении и взаимной ответственности за себя, а в дальнейшем за свою семью;
Программа состоит из 16 занятий и предназначена для учащихся 9 класса.
Учебно - тематический план
элективного курса «Этика и психология семейной жизни».
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | ||
Лекц. | Практ. | Семин. | |||
1 | Введение | 2 | 2 | ||
2 | Самопознание. Я - концепция. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Личные границы | 1 | 1 | ||
4 | Экология любви | 1 | 1 | ||
5 | Любовь и влюбленность | 2 | 2 | ||
6 | Психология семейной жизни | 2 | 1 | 1 | |
7 | Семейные конфликты | 2 | 1 | 1 | |
8 | Функции семьи | 2 | 1 | 1 | |
9 | Интимная близость | 2 | 1 | 1 | |
10 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||
Всего: | 16 |
Содержание занятий
по программе элективного курса
«Этика и психология семейной жизни».
Тема 1. Введение. (1 час)
Происхождение термина «психология». Психология - наука о душе. Происхождение термина «этика». Психологические особенности мужчин и женщин. Различия между ними. Личностные особенности. Особенности общения и поведения представителей разного пола.
Упражнение: «Снежный ком»
Тема 2.Самопознание. «Я - концепция» ( 2 часа)
Знаем ли мы самих себя? Процесс самопознания и «Я - образ». «Я – концепция» и ее составляющие. Когнитивная составляющая «Я - концепции» (самопонимание). Оценочная составляющая «Я - концепции» - самооценка. Особенности поведения людей в зависимости от характера самооценки. Источники формирования самооценки. Поведенческая составляющая «Я - концепции».
Упражнения: «Ласковое слово»
Диагностические методики: Мини тест «20 Я», тест «Самооценка»
Тема 3. Личные границы. (1 час)
Мозговой штурм. Понятие «Личные границы». 4 С: Самоуважение, самооценка, самодостаточность, самостоятельность. Концентрация на цельности себя. Здоровая коммуникация.
Упражнения: «Одинокая свеча» ,№ 9 стр.17 «Молекулы» № 9 стр. 16
Тема 4. Экология любви. (1 час)
Две модели любви. Характер отношений между любящими людьми. «Разрушители любви». Признаки насилия в отношениях. Разрыв отношений
Упражнения: «Одинокая свеча» № 9 стр. 17
Тема 5. Любовь и влюбленность (2 часа)
Презентация «Истинная и ложная любовь». Что такое любовь. Любовь с первого взгляда. Первая любовь. «Любви все возрасты покорны». Любовь взаимная и безответная. Влюбленность и любовь их сходство и различие.
Тема 6. Особенности семейной жизни. (2 часа)
Особенности мужчин и женщин. Психологические различия. Познавательная и эмоциональная сферы. Особенности общения и поведения представителей разного пола.
Тема 7. Семейные конфликты (2 часа)
Презентация «Конфликты». Обсуждение-беседа: Причины возникновения семейных конфликтов; Правила поведения в семейной ссоре; Взаимоотношения разных поколений в семье; Проблема «отцов и детей».
Тема 8 Функции семьи (2 часа)
Значение гармоничных отношений в браке. Функции семьи: воспитательная функция, хозяйственно-бытовая, функция первичного социального контроля, функция духовного общения, эмоциональная функция. Детско-родительские отношения. Типы негармоничного (неправильного) воспитания. Причины негармоничного воспитания
Упражнения:
Диагностические методики: тест «Карта интересов» № 10 стр.232
Тема 9. Интимные отношения (1 час)
Роль интимных отношений в жизни человека. Норма и патология. Искусственное прерывание беременности. Болезни, передающиеся половым путем.
Упражнения:
Тема 10. Итоговое занятие. (2 часа)
Упражнения: «Те, кто…»
Диагностические методики: Контрольные вопросы.
Мини - сочинение «Я через 10 лет», Игра «Яблоня».
Задание для самостоятельной работы учащихся (по окончанию курса):
Выступление с творческой работой по одной из пройденных тем.
Литература.
- Баль Л.В., С.В. Барканова. Формирование здорового образа жизни российских подростков, “Владос”, М.,2002 г.
- Винтовкина И.С. Девочке-подростку, М, Медицина 1992 г.
- Журнал “Планета здоровья” №20, 2007 г “Отец подростка”.
- Ковалев С. В. Психология современной семьи.- М.: «Просвещение»,1988 г.
- Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: «Мир»,1994
- Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие под редакцией Дубровиной И. В.,- М, 2003.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Часть 2., Владос, М., 2002 г.
- Психология. Учебное пособие. Под редакцией Дубровиной И. В. М-Воронеж 2004 г.
- Романова О.Л. Тренинг жизненных навыков. М., 1997 г.
- Родионов В.А. Я и все-все-все. Ярославль, Академия холдинг, 2002 г.
- Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М., Просвещение, 1990 г.
- Херсонский Б.Г. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов, Киев. Здоровье, 1991 г.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка-подросток-девушка, М., Просвещение, 1981 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
"Азбука семейной жизни". Программа для молодёжи по этике и психологии семейной жизни.
Для оказания психолого-педагогической поддержки молодым людям в ситуации семейного самоопределения, расширения жизненной перспективы личности учащихся, оказания помощи в построении жизненных планов и ...
Программа "Этика и психология семейной жизни"
Программа составлена на основании рекомендаций специалистов в психологии ГБУ ВПО АСУ г.Москвы.Курс рассчитан на 34 часа (1 час/неделю) в 10 или 11 классе....
Программа "Этика и психология семейной жизни"
Одной из проблем явилось отсутствие приемлемой программы курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся специальной коррекционной школы. Имеющиеся программы не сориентированы на ос...
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10
Рабочая программа Предмет: этика и психология семейной жизни Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...
Программа "Этика и психология семейной жизни".
quot;Этика и психология семейной жизни"....
Программа "Этика и психология семейной жизни".
Программа "Этика и психология семейной жизни"....