Программа "Этика и психология семейной жизни"
учебно-методический материал (10, 11 класс) на тему
Одной из проблем явилось отсутствие приемлемой программы курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся специальной коррекционной школы. Имеющиеся программы не сориентированы на особенности специального коррекционного образовательного учреждения, не отвечают многим требованиям, в частности не в полной мере учитывают возможность учащихся усваивать тот или иной материал, являются сложными по содержанию и не всегда носят практическую направленность.
В связи с этим возникла необходимость создания программы по данному предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etika_i_psihologiya_semeynoy_zhizni.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» « Согласовано»
Директор ГБОУ
школы – интерната № 16 Зам. Директора по УР
Станпакова С.Д. ___________ Колосенко О.Ф.
«______» _____________20 г. « _____»_________20
Программа курса
«Этика и психология семейной жизни»
2015 – 2016 учебный год
10 – 11 классы
Учитель: Быстрова Е.И.
Пояснительная записка
В этом году в программу учебного плана 10-11 классов включен новый предмет «Этика и психология семейной жизни», Введение этого предмета направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся.
Одной из проблем явилось отсутствие приемлемой программы курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся специальной коррекционной школы. Имеющиеся программы не сориентированы на особенности специального коррекционного образовательного учреждения, не отвечают многим требованиям, в частности не в полной мере учитывают возможность учащихся усваивать тот или иной материал, являются сложными по содержанию и не всегда носят практическую направленность.
В связи с этим возникла необходимость создания программы по данному предмету.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.
Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.
Определение молодыми людьми своей социальной личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.
Формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются одними из основных условий адаптации к взрослой жизни.
В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности.
Вместе с тем социально-педагогическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в осознании своих планов на будущее. Эта проблема обострена в наше время, когда ослабли и практически отменены моральные запреты, регулирующие сексуальную жизнь человека. Добрачные половые связи, супружеские измены, ранняя половая жизнь стали распространенными явлениями и практически не вызывают осуждения. Немалую роль в этом играют и социокультурные факторы: теле - и кинопродукция.
Часто педагоги сталкиваются с тем, что решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные (неконструктивные) стратегии поведения, что приводит к школьной и социальной дезадаптации учащихся и требует коррекции. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально - нравственным нормам. Научить молодёжь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.
У многих учащихся выявляется несоответствие между их психическим, физическим развитием и биологическим возрастом.
Специфические особенности развития личности обучающихся, воспитанников с ОВЗ требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому обучающемуся, воспитаннику.
Подготовка учащихся специальной коррекционной школы к семейной жизни является одной из сторон целостного процесса их обучения и воспитания. Помогая ребенку освоить навыки правильных действий по достижению общечеловеческих потребностей, мы тем самым способствуем дальнейшему развитию их способности эффективного взаимодействия в семье и социуме.
Вновь созданная программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи.
Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, её духовным ценностям.
- Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся.
- Способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.
- Воспитывать высоконравственные межличностные отношения, умение нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
- Воспитывать стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправные отношения отца и матери в семье, рождение детей и ответственное отношение к их воспитанию.
- Активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.
Реализация программы курса предполагает учёт следующих принципов:
- гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
- использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
- учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
- соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала; учет объёма накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
- возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.
Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:
- о сущности личности;
- об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;
- об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.
Ключевые идеи курса:
- В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
- Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
- Основную роль в становлении личности играет её собственная активность.
Методы и формы обучения:
Теоретические блоки: отработка навыков межличностного взаимодействия.
Практические блоки:
- беседа
- собеседование
- проблемно-поисковые задачи
- проигрывание проблемных ситуаций
- оценочные упражнения
- упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия
- элементы тренинга
- дискуссии
- обсуждение фильмов
- ролевые игры
- рисование
- диспуты
- тесты
- выполнение заданий
- моделирование ситуаций с последующим анализом
- выработка алгоритма и последовательности действий
- индивидуальная работа
В качестве форм промежуточного контроля достижений учащихся могут быть использованы наблюдения активности на уроках, беседа с учащимися.
В программе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык и литература, биология, СБО (социально-бытовое обслуживание), ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), физкультура.
Предполагаемый результат:
- Получение представления о личности, о ценностях жизни.
- Повышение психологической информированности учащихся в области семейной жизни, формирование ценностей семьи и личностного роста.
- Получение учащимися этического и социального опыта и поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье и обществе.
- Профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций.
- Повышение уровня осведомлённости и компетентности в вопросах общения и правовых основ.
- Овладение знаниями и умениями в организации семьи, домашнего хозяйства, досуга, оздоровления и создания благоприятного психологического климата в семье.
- Пропаганда семьи, живущей по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми.
- Формирование коммуникативных навыков общения и эмоционально-волевой сферы.
Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 2 года (10 и 11 классы).
В каждом учебном году - 34 часа: 22 лекционных и 12 практических занятий.
Курс включает в себя 5 основных разделов:
- «Межличностные отношения»,
- «Брак и семья»,
- «Основы семейных отношений»,
- «Семья и дети»,
- «Семейное законодательство».
Виды занятий:
Урок-лекция.
Урок-беседа.
Открытый урок.
Практические занятия.
Урок-диспут.
10 класс
К концу года учащиеся должны знать:
1.Овладеть понятием «семья», понимать значение семьи в жизни человека.
2.Основы семейных отношений, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
3.Основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой,
4. О важности духовного начала в любовных отношениях и об ответственности за любимого человека.
5.О значении психологического климата в семье.
6. О влиянии на детей личного примера и авторитета родителей.
К концу года учащиеся должны уметь:
1.Применять полученные знания в жизни.
2.Правильно оценивать ситуацию и решать создающиеся проблемы,
сохраняя теплые и доверительные отношения с любимым человеком.
3.Различать любовь и другие чувства.
4.Обратиться за помощью к взрослым в случае жизненной необходимости.
5.Формировать собственную позицию в отношениях между юношами и девушками.
6. Понимать и объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.
11 класс
К концу года учащиеся должны знать:
1.Основные ценности семьи
2.Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнёру.
3.Что сохранение духовного и физического здоровья – не только его личное дело, но и долг перед обществом, перед родными и близкими.
4. Осознавать незаменимость семьи в воспитании детей.
5.Основные обязанности членов семьи, объяснять их значение в семейной жизни.
6.Нравственные правила поведения людей в случаях конфликтной ситуации.
К концу года учащиеся должны уметь:
1. Моделировать ситуации.
2. Участвовать в дискуссиях, беседах.
3. Вырабатывать и конструктивно отстаивать свою точку зрения.
4.Приблизительно рассчитать бюджет семьи на один день.
5. Достойно вести себя в общественных местах.
6.Применять полученные знания и практические навыки в личной и общественной жизни.
7.Проявлять эмпатию, оказывать сочувствие, выражать признательность, уважение, толерантность к окружающим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Психология семейной жизни
Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"...
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...