Программа "Этика и психология семейной жизни"
учебно-методический материал (10, 11 класс) на тему

Одной из проблем явилось отсутствие приемлемой программы курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся специальной коррекционной школы. Имеющиеся программы не сориентированы на особенности специального коррекционного образовательного учреждения, не отвечают многим требованиям, в частности не в полной мере учитывают возможность учащихся усваивать тот или иной материал, являются сложными по содержанию и не всегда носят практическую направленность.

            В связи с этим возникла необходимость создания программы по данному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_etika_i_psihologiya_semeynoy_zhizni.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

 «Утверждаю»                                                            « Согласовано»                          

Директор ГБОУ  

школы – интерната № 16                                        Зам. Директора по  УР                            

Станпакова С.Д. ___________                                   Колосенко О.Ф.

«______» _____________20        г.                               «  _____»_________20      

Программа курса

«Этика и психология семейной жизни»

 2015 – 2016 учебный год

10 – 11 классы

Учитель: Быстрова Е.И.                                                

Пояснительная записка

        В этом  году в программу учебного плана  10-11 классов включен  новый предмет «Этика и психология семейной жизни», Введение этого предмета направлено на развитие социального опыта, а также когнитивной и эмоциональной сферы обучающихся.

        Одной из проблем явилось отсутствие приемлемой программы курса «Этика и психология семейной жизни» для учащихся специальной коррекционной школы. Имеющиеся программы не сориентированы на особенности специального коррекционного образовательного учреждения, не отвечают многим требованиям, в частности не в полной мере учитывают возможность учащихся усваивать тот или иной материал, являются сложными по содержанию и не всегда носят практическую направленность.

        В связи с этим возникла необходимость создания программы по данному предмету.

        Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.

Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

        Определение молодыми людьми своей социальной личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

        Формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются одними из основных условий адаптации к взрослой жизни.

        В подростковый период у учащихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности.

        Вместе с тем социально-педагогическая  практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в осознании своих планов на будущее.        Эта проблема обострена в наше время, когда ослабли и практически отменены моральные запреты, регулирующие сексуальную жизнь человека. Добрачные половые связи, супружеские измены, ранняя половая жизнь стали распространенными явлениями и практически не вызывают осуждения. Немалую роль в этом играют и социокультурные факторы: теле - и кинопродукция.

        Часто педагоги сталкиваются с тем, что решая возрастные задачи развития, подростки используют неадекватные (неконструктивные) стратегии поведения,       что приводит к школьной и социальной дезадаптации учащихся и требует коррекции. Образец поведения дети черпают в семье, но не всегда семья может дать тот образец, который бы соответствовал социально - нравственным нормам. Научить молодёжь элементарному этикету в семье, заставить задуматься о духовной сущности брака, показать реальные пути и возможности налаживания отношений, формировать навыки общения в среде сверстников – одни из главных задач  психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

        У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.

        У многих учащихся выявляется несоответствие между их психическим, физическим развитием и биологическим возрастом.

        Специфические особенности развития личности обучающихся, воспитанников с ОВЗ требуют знания учителем их индивидуальных черт характера, интересов, наклонностей, при гуманном и уважительном отношении к каждому обучающемуся, воспитаннику.

Подготовка учащихся специальной коррекционной школы к семейной жизни является одной из сторон целостного процесса их обучения и воспитания. Помогая ребенку освоить навыки правильных действий по достижению общечеловеческих потребностей, мы тем самым способствуем дальнейшему развитию их способности эффективного взаимодействия в семье и социуме.

        Вновь созданная программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации выбора жизненных приоритетов, расширение временной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи.

Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные  отношения и воспитывать будущих детей.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное  отношение к семье, её духовным ценностям.
  2. Способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся.
  3. Способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.
  4. Воспитывать высоконравственные межличностные  отношения, умение нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
  5. Воспитывать стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправные отношения отца и матери в семье, рождение детей и ответственное отношение к их воспитанию.
  6. Активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.

Реализация программы курса предполагает учёт следующих принципов:

  • гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися;
  • использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися;
  • учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания;
  • соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала; учет объёма накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Методологическую основу системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

  • о сущности личности;
  • об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности;
  • об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса:

  • В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
  • Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.
  • Основную роль в становлении личности играет её собственная активность.

Методы и формы обучения:

Теоретические блоки: отработка навыков межличностного взаимодействия.

Практические блоки:

  • беседа
  • собеседование
  • проблемно-поисковые задачи
  •  проигрывание проблемных ситуаций
  • оценочные упражнения
  • упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия
  • элементы тренинга
  • дискуссии
  • обсуждение фильмов
  • ролевые игры
  • рисование
  • диспуты
  • тесты
  • выполнение заданий
  • моделирование ситуаций с последующим анализом
  • выработка алгоритма и последовательности действий
  • индивидуальная работа

В качестве форм промежуточного контроля достижений учащихся могут быть использованы наблюдения активности на уроках, беседа с учащимися.

        В программе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык и литература, биология, СБО (социально-бытовое обслуживание), ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), физкультура.

Предполагаемый результат:

  • Получение представления о личности, о ценностях жизни.
  • Повышение психологической информированности учащихся в области семейной жизни, формирование ценностей семьи и личностного роста.
  • Получение учащимися этического и социального опыта и поведения в процессе решения проблемных ситуаций в семье и обществе.
  • Профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций.
  • Повышение уровня осведомлённости и компетентности в вопросах общения и правовых основ.
  • Овладение знаниями и умениями в организации семьи, домашнего хозяйства, досуга, оздоровления и создания благоприятного психологического климата в семье.
  • Пропаганда семьи, живущей  по нравственным законам в гармонии с окружающей природой и людьми.
  • Формирование коммуникативных навыков общения и эмоционально-волевой сферы.

        Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 2 года (10 и 11 классы).

        В каждом учебном году - 34 часа: 22 лекционных и 12 практических занятий.

Курс  включает в себя 5 основных разделов:

  1. «Межличностные отношения»,
  2. «Брак и семья»,
  3. «Основы семейных отношений»,
  4. «Семья и дети»,
  5. «Семейное законодательство».

Виды занятий:

Урок-лекция.

Урок-беседа.

Открытый урок.

Практические занятия.

Урок-диспут.

10 класс

К концу года учащиеся должны знать:

1.Овладеть понятием «семья», понимать значение семьи в жизни человека.        

2.Основы семейных отношений, понимать важность такого шага  как создание собственной семьи.

3.Основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой,

4. О важности духовного начала в любовных отношениях и об ответственности     за любимого человека.  

5.О значении психологического климата в семье.

6. О влиянии на детей личного примера и авторитета родителей.

К концу года учащиеся должны уметь:

1.Применять полученные знания в жизни.

2.Правильно оценивать ситуацию и решать создающиеся проблемы,

сохраняя теплые и доверительные отношения с любимым человеком.

3.Различать любовь и другие чувства.

4.Обратиться за помощью к взрослым в случае жизненной необходимости.

5.Формировать собственную позицию в отношениях между юношами и девушками.      

6. Понимать и  объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.

11 класс

К концу года учащиеся должны знать:

1.Основные ценности семьи

2.Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнёру.

3.Что сохранение духовного и физического здоровья – не только его личное дело, но и долг перед обществом, перед родными и близкими.

4. Осознавать незаменимость семьи в воспитании детей.

5.Основные обязанности членов семьи, объяснять их значение в семейной жизни.

6.Нравственные правила поведения людей в случаях конфликтной ситуации.

К концу года учащиеся должны уметь:

1. Моделировать ситуации.

2. Участвовать в дискуссиях, беседах.

3. Вырабатывать и конструктивно отстаивать свою точку зрения.

4.Приблизительно рассчитать бюджет семьи на один день.

5. Достойно вести себя в общественных местах.

6.Применять полученные знания  и практические навыки в  личной и     общественной жизни.

7.Проявлять  эмпатию, оказывать сочувствие, выражать признательность,     уважение, толерантность к окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

Психология семейной жизни

Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...