Программа "Этика и психология семейной жизни".
методическая разработка по психологии (10 класс)
"Этика и психология семейной жизни".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_i_psihlogiya_semeynoy_zhizni.docx | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов имени
Ю.Н. Янова г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей протокол № 1 от «29» августа 2020года | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2020года | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 1 № 152/05-02 От «30» августа 2020 года |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов имени Ю.Н. Янова
г. Вязьмы Смоленской области
Программа элективного курса
« Этика и психология
семейной жизни»
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Рагузина Наталья Николаевна,
первая квалификационная категория
г.Вязьма
2020 год.
- Пояснительная записка.
Программа по предмету «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе программы «Этика и психология семейной жизни» (Матвеева Н.Б.) Программно-методического обеспечения для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, ГИЦ «Владос», 2010г).
Целью программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Программа направлена на выработку у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
Задачи программы:
- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
- формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье
- и воспитание;
- формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи.
Формирование базовых учебных действий на уроках:
Регулятивные УД:
- самостоятельно формулировать тему урока;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- работа по предложенному плану;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- составление плана и последовательности действий (алгоритма);
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УД:
- пользоваться словарями, справочниками;
- находить ответы на вопросы;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую с помощью учителя (составлять план, таблицу, схему)
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
Личностные УД:
- определять под руководством учителя общие правила поведения (этические нормы)
- давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке
Формы и методы реализации программных задач:
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках «Этики и психологии семейной жизни» различных методов обучения:
* Устный рассказ учителя (с использованием наглядных пособий; с использованием различных технических средств обучения)
* Беседа
* Элементы проблемных методов обучения
* Драматизация
* Решение «этических задач»
Обучение по программе курса «Этика и психология семейной жизни», направлено на достижение следующих личностных и предметных результатов освоения содержания.
Межпредметные связи:
Родной язык и литература - закрепление навыков письма при выполнении письменных работ, чтение текстов, пересказ.
СБО - создание семьи, отделы ЗАГСа.
Контроль и учет знаний на уроках:
Для контроля результативности освоения обучающимися программы изучение каждого раздела программы завершает тест. В конце учебного года выполняется итоговое тестирование.
3.Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Примечание (включает в себя классы, даты, корректировку проведения уроков и др.) |
1 | Введение в предмет. | 3 | |
2 | Личность , общество, семья | 12 | |
3 | Межличностные отношения юношества | 10 | |
4 | Брак и семья | 12 | |
5 | Основы семейных отношений | 17 | |
6 | Семья и дети | 14 | |
Итого: 68 часов |
Календарно-тематическое планирование
№урока | Тема урока | Дата проведения | |||
План | факт | ||||
а | б | а | б | ||
1 | Введение. | ||||
2 | Введение. Раскрыть важнейшие для молодежи вопросы подготовки к семейной жизни. | ||||
3 | Введение. Раскрыть важнейшие для молодежи вопросы подготовки к семейной жизни. | ||||
4 | Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. Семья, брак, супружество Тест-рисунок «Семья». Семейный Кодекс РФ | ||||
5 | Р.К. Родительский дом – начало начал. 3 гр.- задание «Закончи предложение». | ||||
6 | Духовные, дружеские, материальные связи в семье. Традиции семьи, семейные праздники. Пословицы, поговорки о семье. | ||||
7 | Влияние семьи на формирование личности ребенка Младенчество, детство, юношество, зрелость. Диафильм «Функции семьи» 3 гр.- задание «Выпиши близких род-ственников» | ||||
8 | Близкие и дальние родственники. Мини-сочинение «Моя семья» | ||||
9 | Родственные отношения 3гр.- выполни рисунок «Мой дом» | ||||
10 | Отношение между родителями. Уступчивость, любезность, взаимоуважение, сотрудничество, сотворчество | ||||
11 | Отношение детей к родителям. Ролевая игра «Дочь (сын) пришел домой под утро» | ||||
12 | Обобщение знаний по теме «Семья». Взаимоуважение, сотрудничество | ||||
13 | Семейные ценности. Тест по теме «Семья» | ||||
14 | Представление людей о семейном счастье. Р.К. Твои обязанности в семье | ||||
15 | Представление людей о семейном счастье. Р.К. Твои обязанности в семье | ||||
16 | Психология межличностны х отношений. | ||||
17 | Культура поведения влюбленных. | ||||
18 | Культура поведения влюбленных. | ||||
19 | Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек | ||||
20 | Культура поведения влюбленных. | ||||
21 | Культура поведения влюбленных. | ||||
22 | Дружба,влюбленность любовь. | ||||
23 | Культура поведения влюбленных. Охарактеризовать нравственную сущность поведения влюбленных, способствовать выработке умения критически оценивать свое поведение | ||||
24 | Культура поведения влюбленных. | ||||
25 | Культура поведения влюбленных. | ||||
26 | Что такое готовность к браку? | ||||
27 | Свадьба. | ||||
28 | Медовый месяц. Показать «подводные камни» первого месяца жизни. | ||||
29 | Медовый месяц. Показать «подводные камни» первого месяца жизни. | ||||
30 | Медовый месяц. Показать «подводные камни» первого месяца жизни. | ||||
31 | Общение в семье. Рассмотреть особенности общения в молодой семье, обратить внимание на умение выслушивать друг друга Охарактеризовать основные функции семьи. | ||||
32 | Медовый месяц. Показать «подводные камни» первого месяца жизни. | ||||
33 | Медовый месяц. | ||||
34 | Особенности молодой семьи. | ||||
35 | Особенности молодой семьи. Показать, что супружество - это новый этап развития любви, когда из двух «я» формируется одно целое. Как оставаться интересными друг другу. | ||||
36 | Особенности молодой семьи. | ||||
37 | Особенности молодой семьи. Показать, что супружество - это новый этап развития любви, когда из двух «я» формируется одно целое. Как оставаться интересными друг другу. | ||||
38 | Нравственные устои семьи. Дать понятие о долге в семье. | ||||
39 | Планирование семьи. Обсудить главный вопрос в молодой семье - вопрос о детях. | ||||
40 | Планирование семьи. | ||||
41 | Планирование семьи. | ||||
42 | Досуг - это зеркало семьи. Поговорить о том, как проводить свободное время в семье. | ||||
43 | Семейные праздники. Вспомнить, какие семейные праздники отмечают в семьях ребят. | ||||
44 | Семейные праздники. Вспомнить, какие семейные праздники отмечают в семьях ребят. | ||||
45 | Семейные праздники. Вспомнить, какие семейные праздники отмечают в семьях ребят. | ||||
46 | Семейный бюджет. Дать представление о семейном бюджете, о планировании, подумать над тем, как зарабатывать деньги. | ||||
47 | Семейный бюджет. | ||||
48 | Семейный бюджет. | ||||
49 | «Погода» в доме. Выяснить, от чего зависит уют в доме, как создать интерьер комнат. | ||||
50 | Психологический климат семьи. Дать понятие о факторах, формирующих психологический климат семьи. | ||||
51 | Причины нарушения семейных отношений. Семейные конфликты-выяснить их причины, умение выходить из них. | ||||
52 | Последствия нарушения семейных конфликтов. Раскрыть последствия нарушений семейных конфликтов, объяснить последствия развода | ||||
53 | Последствия нарушения семейных конфликтов. Раскрыть последствия нарушений семейных конфликтов, объяснить последствия развода | ||||
54 | Последствия нарушения семейных конфликтов. Раскрыть последствия нарушений семейных конфликтов, объяснить последствия развода | ||||
55 | Воспитание детей в семье Дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей, раскрыть ошибки семейного воспитания и пути их устранения. | ||||
56 | Мать – главный зодчий человечества. Дать представление об особых функциях матери как воспитательницы, прививать уважение к матери с детства | ||||
57 | Мать – главный зодчий человечества. | ||||
58 | Отец - опора семьи. | ||||
59 | Отец - опора семьи. Раскрыть сущность отцовства, своеобразия влияния отца на детей. | ||||
60 | Истоки родительской мудрости. Затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей, начиная с рождения ребенка | ||||
61 | Истоки родительской мудрости. Затронуть степень участия отца и матери в воспитании детей, начиная с рождения ребенка | ||||
62 | Истоки родительской мудрости. | ||||
63 | Бабушки и дедушки. Раскрыть значимость старших в воспитании детей в семье, воспитывать уважение к бабушкам и дедушкам. | ||||
64 | Советы доктора Спока. Познакомить ребят с некоторыми советами знаменитого педагога Бенджамина Спока. | ||||
65 | Новорожденный в доме. Рассказать о приеме новорожденного в доме и уходе за ним, познакомить с особенностями развития ребенка первого года жизни. | ||||
66 | Неполные семьи. Раскрыть трудности воспитания детей в неполных семьях, экономическое и психологическое состояние членов семьи, помощь государства этим семьям | ||||
67 | Неполные семьи. Раскрыть трудности воспитания детей в неполных семьях, экономическое и психологическое состояние членов семьи, помощь государства этим семьям | ||||
68 | Неполные семьи. Раскрыть трудности воспитания детей в неполных семьях, экономическое и психологическое состояние членов семьи, помощь государства этим семьям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Психология семейной жизни
Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"...
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...