Программа "Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа по психологии на тему

Цыганкова Наталья Юрьевна

Программа составлена на основании рекомендаций специалистов в психологии ГБУ ВПО АСУ г.Москвы.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час/неделю) в 10 или 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_etika_i_psihologiya.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 Г.ПУШКИНО»

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПСИХОЛОГИИ

«Этика и психология семейной жизни»

Автор: педагог-психолог Цыганкова Наталья Юрьевна

29.08.2016

Актуальность. В последнее время наше государство уделяет особое внимание вопросам поддержки семьи и защиты детства. Проблемы семьи и детсва и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 20120 года, а также в Указе Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Воспитание семейных ценностей и компетентного родительства стали основными национальными приоритетами России. В связи с этим насущной необходимостью является широкое просвещение юношества и молодежи в вопросах создания семьи, установления гармоничных, прочных супружеских отношений, компетентного воспитания детей, разрешения противоречий между супругами, предупреждения разводов.

Цель кружка – формирование у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, создание нравственной и психологической основы подготовки к браку.

Задачи:

  1. Раскрыть значение семьи в жизни человека, сформировать у обучающихся представление о семье как необходимом условии жизненного благополучия и личностной самореализации. Познакомить обучающихся со структурой семьи, ее функциями, динамикой развития.
  2. Раскрыть этические и психологические основы создания гармоничной семьи, благополучных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, старшими родственниками. Воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
  3. Дать представление о компетентном родительстве, обязанностях родителей по воспитанию детей.
  4. Познакомить обучающихся с закономерностями развития семейных отношений, способами профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов.
  5. Познакомить обучающихся с вопросами опеки и усыновления, дать представление об условиях осуществления опеки и усыновления в Российской Федерации.
  6. Повысить юридическую компетенцию в области семейного законодательства.

Данная программа рассчитана на ведение занятий в 10 классе.

В работе планируется использование следующих образовательных технологий:

- лекции-беседы;

- тематические дискуссии;

- мозговой штурм;

- кейс-технологии;

- учебно-ролевая игра;

- коммуникативные упражнения.

Техническое обеспечение:

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- компьютер с выходом в интернет.

Программа составлена на основании методических рекомендаций по проведению элективного курса «Этика и психология семейной жизни» ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Авторы: Башмакова Е.А., Кирсанова В.Г., Ашихмина О.А., Коваленко Е.М.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем занятий

Планируемая дата проведения

Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Семья и общество

1

Создание семьи – важнейшая жизненная необходимость

03.09.16

2

Семейная система и жизненный цикл семьи

10.09.16

Раздел 2. Взаимоотношения в семье

Тема 2.1. Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье

3

Эффективная коммуникация в социуме и семье

17.09.16

4

Развитие навыков эффективной коммуникации  (практическое занятие)

24.09.16

5

Основные позиции человека в общении

01.10.16

6

Навыки конструктивного общения или как избежать конфликтов

08.10.16

7

Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми

15.10.16

8

Техника «Я-высказывания»

22.10.16

9

Барьеры общения в семье, их виды

12.11.16

10

Способы преодоления трудностей общения в семье

19.11.16

11

Виды манипуляций

26.11.16

12

Различие манипуляций при общении в семье

03.12.16

Тема 2.2. Взаимоотношения между супругами

13

Что такое дружба и  любовь

10.12.16

14

Основы счастливой семейной жизни

17.12.16

15

Равенство и приоритеты в паре в отношении друг друга

14.01.17

16

Развитие эффективных коммуникативных навыков (практическое занятие)

21.01.17

17

Завершение отношений, их причины.

28.01.17

18

Как выжить в случае развода

04.02.17

Тема 2.3. Взаимоотношения между родителями и детьми

19

Этические основания отношения родителей к детям

11.02.17

20

Типы семейного воспитания

18.02.17

21

Основные этические позиции детей в отношении родителей

25.02.17

22

Развитие навыков межличностного общения (практическое занятие)

04.03.17

23

Взаимоотношения между родителями и особенными детьми

11.03.17

24

Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей

18.03.17

25

Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях

08.04.17

Тема 2.4. Профилактика и разрешение конфликтов в семье

26

Конфликт, структура и закономерности его развития

15.04.17

27

6 шагов к решению конфликтов в семье

22.04.17

28

Предупреждение конфликтов в семье

29.04.17

29

Формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте (практическое занятие)

06.05.17

Тема 3. Опека и усыновление

30

Социальное родительство.

13.05.17

31

Итоговое занятие

20.05.17

Используемые источники

  1. Андреева Т.В., Психология семьи: учебное пособие/Т.В.Андреева. – СПб.: Питер, 2014.
  2. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. – СПб: Речь, 2005.
  3. Анцупов А. Конфликтология: учебное пособие/А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009.
  4. Башмакова Е.А. Мастерство общения: пособие для учителя/Е.А.Башмакова. – М.: «Слово» «Светецъ», 2012.
  5. Башмакова Е.А. Работа педагога с семьей: учебное пособие/Е.А.Башиакова. – М.: АСОУ, 2015.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как?/Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014.
  7. Гришина Н.В. Психология конфликта/Н.В.Гришина. – СПб.: Петер, 2007.
  8. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
  9. Ильин Е.П. Психология любви/Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2013.
  10. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений/Р.Р.Калинина. – СПб.: Речь, 2008.
  11. Петрушин С.В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. – СПб.: Речь, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида

Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....

Психология семейной жизни

Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"...

Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7

Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...