Программа "Этика и психология семейной жизни"
рабочая программа по психологии на тему
Программа составлена на основании рекомендаций специалистов в психологии ГБУ ВПО АСУ г.Москвы.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час/неделю) в 10 или 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etika_i_psihologiya.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 Г.ПУШКИНО» |
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ПСИХОЛОГИИ |
«Этика и психология семейной жизни» |
Автор: педагог-психолог Цыганкова Наталья Юрьевна |
29.08.2016
Актуальность. В последнее время наше государство уделяет особое внимание вопросам поддержки семьи и защиты детства. Проблемы семьи и детсва и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 20120 года, а также в Указе Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Воспитание семейных ценностей и компетентного родительства стали основными национальными приоритетами России. В связи с этим насущной необходимостью является широкое просвещение юношества и молодежи в вопросах создания семьи, установления гармоничных, прочных супружеских отношений, компетентного воспитания детей, разрешения противоречий между супругами, предупреждения разводов.
Цель кружка – формирование у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения строить прочные внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей, создание нравственной и психологической основы подготовки к браку.
Задачи:
- Раскрыть значение семьи в жизни человека, сформировать у обучающихся представление о семье как необходимом условии жизненного благополучия и личностной самореализации. Познакомить обучающихся со структурой семьи, ее функциями, динамикой развития.
- Раскрыть этические и психологические основы создания гармоничной семьи, благополучных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, старшими родственниками. Воспитывать высоконравственные межличностные отношения.
- Дать представление о компетентном родительстве, обязанностях родителей по воспитанию детей.
- Познакомить обучающихся с закономерностями развития семейных отношений, способами профилактики и разрешения внутрисемейных конфликтов.
- Познакомить обучающихся с вопросами опеки и усыновления, дать представление об условиях осуществления опеки и усыновления в Российской Федерации.
- Повысить юридическую компетенцию в области семейного законодательства.
Данная программа рассчитана на ведение занятий в 10 классе.
В работе планируется использование следующих образовательных технологий:
- лекции-беседы;
- тематические дискуссии;
- мозговой штурм;
- кейс-технологии;
- учебно-ролевая игра;
- коммуникативные упражнения.
Техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер с выходом в интернет.
Программа составлена на основании методических рекомендаций по проведению элективного курса «Этика и психология семейной жизни» ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». Авторы: Башмакова Е.А., Кирсанова В.Г., Ашихмина О.А., Коваленко Е.М.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем занятий | Планируемая дата проведения |
Раздел 1. Значение семьи в жизни человека. Семья и общество | ||
1 | Создание семьи – важнейшая жизненная необходимость | 03.09.16 |
2 | Семейная система и жизненный цикл семьи | 10.09.16 |
Раздел 2. Взаимоотношения в семье | ||
Тема 2.1. Эффективная коммуникация как основа конструктивных отношений в семье | ||
3 | Эффективная коммуникация в социуме и семье | 17.09.16 |
4 | Развитие навыков эффективной коммуникации (практическое занятие) | 24.09.16 |
5 | Основные позиции человека в общении | 01.10.16 |
6 | Навыки конструктивного общения или как избежать конфликтов | 08.10.16 |
7 | Способы выражения чувств в процессе общения с близкими людьми | 15.10.16 |
8 | Техника «Я-высказывания» | 22.10.16 |
9 | Барьеры общения в семье, их виды | 12.11.16 |
10 | Способы преодоления трудностей общения в семье | 19.11.16 |
11 | Виды манипуляций | 26.11.16 |
12 | Различие манипуляций при общении в семье | 03.12.16 |
Тема 2.2. Взаимоотношения между супругами | ||
13 | Что такое дружба и любовь | 10.12.16 |
14 | Основы счастливой семейной жизни | 17.12.16 |
15 | Равенство и приоритеты в паре в отношении друг друга | 14.01.17 |
16 | Развитие эффективных коммуникативных навыков (практическое занятие) | 21.01.17 |
17 | Завершение отношений, их причины. | 28.01.17 |
18 | Как выжить в случае развода | 04.02.17 |
Тема 2.3. Взаимоотношения между родителями и детьми | ||
19 | Этические основания отношения родителей к детям | 11.02.17 |
20 | Типы семейного воспитания | 18.02.17 |
21 | Основные этические позиции детей в отношении родителей | 25.02.17 |
22 | Развитие навыков межличностного общения (практическое занятие) | 04.03.17 |
23 | Взаимоотношения между родителями и особенными детьми | 11.03.17 |
24 | Особенности отношений со старшим поколением, прародительской семьей | 18.03.17 |
25 | Забота совершеннолетних детей о престарелых родителях | 08.04.17 |
Тема 2.4. Профилактика и разрешение конфликтов в семье | ||
26 | Конфликт, структура и закономерности его развития | 15.04.17 |
27 | 6 шагов к решению конфликтов в семье | 22.04.17 |
28 | Предупреждение конфликтов в семье | 29.04.17 |
29 | Формирование конструктивных стратегий поведения в конфликте (практическое занятие) | 06.05.17 |
Тема 3. Опека и усыновление | ||
30 | Социальное родительство. | 13.05.17 |
31 | Итоговое занятие | 20.05.17 |
Используемые источники
- Андреева Т.В., Психология семьи: учебное пособие/Т.В.Андреева. – СПб.: Питер, 2014.
- Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография. – СПб: Речь, 2005.
- Анцупов А. Конфликтология: учебное пособие/А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009.
- Башмакова Е.А. Мастерство общения: пособие для учителя/Е.А.Башмакова. – М.: «Слово» «Светецъ», 2012.
- Башмакова Е.А. Работа педагога с семьей: учебное пособие/Е.А.Башиакова. – М.: АСОУ, 2015.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как?/Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014.
- Гришина Н.В. Психология конфликта/Н.В.Гришина. – СПб.: Петер, 2007.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009.
- Ильин Е.П. Психология любви/Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2013.
- Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений/Р.Р.Калинина. – СПб.: Речь, 2008.
- Петрушин С.В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. – СПб.: Речь, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"
Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида составлена с ...
Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида
Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...
Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"
Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара....
Психология семейной жизни
Программа по спецкурсу для учащихся 11 класса "Психология семейной жизни"...
Адаптивная программа курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 8-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7
Данная программа направлена на формирование у подростков с нарушением интеллекта представлений о семье и ее значении в жизни человека....
Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")
Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...