Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида
рабочая программа (10 класс) на тему
Данная программа рецензирована ККИДППО Краснодарского края г. Краснодара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Этика и психология семейной жизни" 10-11 класс коррекционной школы 8 вида | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Этика и психология семейной жизни»
10, 11 класс
Общее количество часов: 10 класс – 34 ч., 11 класс – 34 ч.
Количество часов в неделю: 10 класс – 1 ч., 11 класс – 1 ч.
Пояснительная записка.
Основное содержание курса
Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Изучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на достижение следующей цели:
- создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека;
- выработки у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь;
- коррекции и развития мышления подростков, эмоционально-волевой сферы;
- применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи.
Задачи курса:
- формировать представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре поведения влюбленных;
- о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д., об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, о своей обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;
- об экономике и быте семьи, об основных статьях доходов и расходов семьи;
- об основах семейного законодательства;
- о нравственных правилах поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
Содержание материала распределено по принципу целесообразности на два года обучения (10-11 классы).
Методы и формы обучения
Методы по источнику знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа)
2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций)
3) практические методы (игра, упражнение, элементы проблемного обучения)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповые.
Формы учебных занятий: предметные уроки.
Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся. Контингент обучающихся данного класса по возможностям обучения делится на группы:
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Планируемые результаты обучения воспитанников I – III групп (по программе):
- знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитывать бюджет семьи на один месяц;
- знать основные нравственные правила поведения людей, о различных социальных ролях людей в семье, способы взаимодействия между людьми, живущими в одной семье, основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
- понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка, определять основные обязанности по отношению к своим детям;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения воспитанников IV группы:
- знать основные статьи доходов и расходов семьи;
- иметь представление об элементарных нравственных правилах поведения людей, понимать ответственность родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;
- уметь быть терпеливой, устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Количество часов по разделам.
10 класс.
Личность, общество, семья – 3 ч.
Особенности межличностного общения - 3 ч.
Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций – 3 ч.
Семья, создание семьи – 16 ч.
Взаимоотношения в молодой семье – 8 ч.
11 класс.
Быт и экономика молодой семьи – 7 ч.
Конфликты в семье – 5 ч.
Ребенок в семье - 14 ч.
Конфликты с родителями – 8 ч.
10 класс.
п/п | № | Тема занятия | Содержание | Примечание |
1. | 1. | I четверть (9 ч.) Введение (1 ч.) Что изучает предмет «Этика и психология семейной жизни?» | ||
2. | 1. | Личность, общество, семья (3 ч.) Что такое личность. | Психологические характеристики личности. | |
3. | 2. | Роль семьи в воспитании. | Этапы формирования личности. | |
4. | 3. | Личность и общество. | Ответственность за совершенные правонарушения. | |
5. | 1. | Особенности межличностных отношений (3 ч.) Психология межличностных отношений. | Товарищество, дружба. | |
6. | 2. | Типы дружеских отношений. | ||
7. | 3. | Возникновение конфликтов в отношениях друзей. | Причины возникновения, способы преодоления. | |
8. | 1. | Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций (3 ч.) Семья в различных культурах. | ||
9. | 2. | Христианская семья. | Нравственные нормы брака. | |
10. | 3. | II четверть (7 ч.) Современная семья в обществе. | ||
11. | 1. | Семья. Создание семьи (16 ч.) Представления людей о семейном счастье. | Образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отвержение) | |
12. | 2. | Причины создания семьи (2 ч.) | Нравственная, материальная, физиологическая готовность человека к созданию семьи. | |
13. | 3. | Причины создания семьи. | ||
14. | 4. | Выбор спутника жизни. | Качества, необходимые в семейной жизни. | |
15. | 5. | Требования к спутнику жизни. | Ожидания, предъявляемые к партнеру, их реальное воплощение. | |
16. | 6. | Нравственные качества девушки. | Качества, важные для девушки, вступающей в брак. | |
17. | 7. | III четверть (10ч.) Нравственные качества юноши. | Качества, важные для юноши, вступающего в брак. | |
18. | 8. | Жизненнные умения, важные для девушки. | Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи. | |
19. | 9. | Жизненные умения, важные для юноши. | Социально-бытовые навыки, необходимые для обеспечения семьи. | |
20. | 10. | Культура общения юношей и девушек. | Любовь и влюбленность. | |
21. | 11. | Этические правила, важные во взаимоотношениях юношей и девушек. | Самостоятельная работа. | |
22. | 12. | Принятие решения о вступлении в брак. | Предложение, взаимное согласие. | |
23. | 13. | Главные мотивы для принятия решения о вступлении в брак. | Основа будущего благополучия семьи: любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие средств к существованию). | |
24. | 14. | Как сообщить родителям о своем решении? | ф/о | |
25. | 15. | Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями. | ||
26. | 16. | Обобщение по теме «Создание семьи». | Тест. | |
27. | 1. | IV четверть (8 ч.) Взаимоотношения в молодой семье (8 ч.) Молодая семья. | Первые шаги в жизни молодой семьи. | |
28. | 2. | Привыкание к особенностям характера партнера. | Беседа об уважении, терпимости. | |
29. | 3. | Изменения, происходящие в жизни юноши. | Освоение новой соц. роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита) | |
30. | 4. | Изменения, происходящие в жизни юноши. | (обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.) | |
31. | 5. | Изменения, происходящие в жизни девушки. | Освоение новой соц. роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность) | |
32. | 6. | Изменения, происходящие в жизни девушки. | (ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи). | |
33. | 7. | Обобщение знаний по теме «Взаимоотношения в молодой семье». | Тестирование. | |
34. | 8. | Обобщение знаний по предмету «Этика и психология семейной жизни» 10 класс. | Урок-викторина. |
11 класс.
п/п | № | Тема занятия | Содержание занятия | Примечание |
I четверть (9 ч.) «Быт и экономика молодой семьи» (7 ч.) | ||||
1 | 1 | Понятие «Экономика семьи». | Доходы и расходы семьи. | |
2 | 2 | Потребности семьи. | Беседа о потребностях: естесственные (питание, одежда, отдых, развлечения) и ложные («вещизм») | |
3 | 3 | Понятие «быт семьи». | ||
4 | 4 | Организация домашнего хозяйства. | Режим семьи, отдых и развлечения в семье. | |
5 | 5 | Атмосфера семьи. | ||
6 | 6 | Нравственные правила взаимоотношений в семье. | Беседа о доброте в отношениях, помощь, отношения с родителями, друзьями. | |
7 | 7 | Обобщение знаний по теме «Быт и экономика молодой семьи» | Самостоятельная работа. | |
8 | 1 | Понятие «семейный конфликт». | Конфликты в семье (5 ч.) Причины конфликтов в семье. | |
9 | 2 | Предотвращение конфликтов. | Нравственные способы разрешения. | |
10 | 3 | Распад семьи. | II четверть (7 ч.) Причины, нравственное поведение во время развода. | |
11 | 4 | Знакомство с основными формальностями | Способы осуществления развода, раздела имущества, обязанности родителей по отношению к детям. | |
12 | 5 | Обобщение знаний по теме «Конфликты в семье». | Тестирование. | |
13 | 1 | Молодые родители. | Ребенок в семье. (14 ч.) Правильный образ жизни родителей, отказ от вредных привычек. | |
14 | 2 | Молодая мать. | Создание благоприятных условий для здоровья и жизни матери. | |
15 | 3 | Климат семьи. | Добрые отношения между родителями, подготовка родителей к будущим обязанностям. | |
16 | 4 | Значение родителей для ребенка. | Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка. | |
17 | 5 | Значение родителей для ребенка. | III четверть (10 ч.) Тепло, поддержка, ощущение защищенности. | |
18 | 6 | Материнство. | Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. | |
19 | 7 | Материнство. | Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. | |
20 | 8 | Отцовство, роль отца. | Обязанности отца по отношению к ребенку. | |
21 | 9 | Роль отца. | Обязанности отца по отношению к ребенку. | |
22 | 10 | Особенности воспитания ребенка в разные периоды. | Младенческий период, необходимый уход. | |
23 | 11 | Особенности воспитания ребенка в разные периоды. | Дошкольный период, потребности ребенка. | |
24 | 12 | Особенности воспитания ребенка в разные периоды. | Школьный период, особенности развития. | |
25 | 13 | Особенности воспитания ребенка в разные периоды | Подростковый возраст, особенности подросткового периода. | |
26 | 14 | Обобщение знаний по теме «Ребенок в семье». | Тестирование. | |
27 | 1 | Общий взгляд на воспитание детей. | IV четверть (8 ч.) Конфликты с родителями (8ч.) Необходимость формирования единой системы воспитания ребенка. | |
28 | 2 | Стиль отношений. | Авторитарный, дружеский, попустительский стиль воспитания и его влияние на отношения с родителями. | |
29 | 3 | Конфликты детей и родителей. | Причины конфликтов, непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни. Проблемы дошкольного возраста. | |
30 | 4 | Конфликты детей и родителей. | Проблемы школьного возраста. | |
31 | 5 | Конфликты детей и родителей. | Проблемы подросткового возраста. | |
32 | 6 | Предупреждение и преодоление конфликтов. | ||
33 | 7 | Развод родителей. | Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права и обязанности родителей на общение с детьми. | |
34 | 8 | Обобщение знаний по теме «Конфликты с родителями». | Самостоятельная работа. |
Программа составлена на основе:
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. Раздел «Этика и психология семейной жизни». Матвеева Н.Б., с. 61;
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 17.12.2009 г.);
- Письма МО РФ от 19.06.2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой»;
- Электронные источники.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 59 VIII вида
Краснодарского края г. Краснодар
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учреждения зам. директора по УВР
____________Н. В. Бурякова _________Н. М. Бобровникова
Протокол совета учреждения Протокол совета учреждения
От «___»__________20__г.№__ от «___»___________20__г.№___
Модифицированная программа по предмету
«Этика и психология семейной жизни»
(для учащихся 10-11 классов)
Составила:
педагог-психолог
Полунова А. В.
Краснодар, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 6 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В....
Рабочая программа по изо 5-7 класс, коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 5-9 классы под редакцией доктора педагогичес...
Рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ре...
Рабочая программа по математике для 8 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по математике для 9 класса коррекционной школы VIII вида
Содержательной основой рабочей программы являются: - примерная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В. В. Воронковой, М., издательство «Вл...
Рабочая программа по геометрии для 8 класса коррекционной школы V вида.
Рабочая программа по геометрии 8 класса коррекционной школы V вида к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка ...
рабочая программа по математике для 5 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно - тематическое планирование, методическое сопровождение...