План работы психологической службы школы
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРАТСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
МБОУ Братский УВК
_________ Типпа М.В
ПЛАН РАБОТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ
на 2017/2018 учебный год
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:
ЯРОШИК ЕКАТЕРИНА ФЕДОРОВНА
с. Братское,2017 г.
Научно-методическая проблема, над которой работает школа:
«Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов в процессе обучения и воспитания учащихся».
Научно-методическая проблема, над которой работает педагог-психолог, социальный педагог:
«Процесс адаптации и социализации обучающихся в рамках внедрения ФГОС».
Основные цели работы: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности воспитанников и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности воспитанников , обучающихся, их родителей, работников и других участников образовательного и воспитательного процесса. Обеспечение условий для охраны психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Основные задачи:
- содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- сопровождение детей трудно адаптирующихся и попавших в трудные жизненные ситуации;
- определение причин нарушений личностного и познавательного развития ребенка;
- преодоление нарушений в развитии ребенка;
- содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании
обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- распространение и внедрение в практику образовательного учреждения достижения в области отечественной и зарубежной психологии ;
- взаимодействие с подразделениями образовательного учреждения
( ПМПк, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Психологическая диагностика | |||
Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнен. | Примечание |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:
изучение и анализ семейно-бытовых условий обучающихся, состоящих на ВШУ, детей-сирот, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; | сентябрь октябрь-ноябрь | ||
Обучающиеся 1-4 классов | |||
Изучение адаптации учащихся 1 класса: - определение уровня школьной мотивации и адаптации (по Н.Г. Лускановой); - наблюдение на уроке по методике Н.Г.Лускановой; - изучение личностных УУД: Методика «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина); - изучение регулятивных УУД: Методика «Изучение саморегуляции»(по У.В.Ульенковой); - изучение познавательных УУД: Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка); - изучение коммуникативных УУД: Методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман); - оценка предметных результатов обучающихся 1 классов; - проективная методика «Что мне нравится в школе». | октябрь | ||
Исследование формирования регулятивных УУД учащихся 2 классов. 1.Личностные УУД 1.1 Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха 1.2Методика исследования учебной мотивации школьников ( М.Р.Гинзбург) 1.3 Методика « Хороший ученик (рефлексивная самооценка учебной деятельности) 2. Коммуникативные УУД 2.1 « Совместная сортировка» ( Г.В. Бурменская) | Октябрь-апрель Декабрь-апрель | ||
Диагностика уровня готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено школы | апрель | ||
Психодиагностика по запросам Цель: выполнение психодиагностических процедур по запросам администрации, родителей, учителей | в течение года |
| |
Обучающиеся 5-8 классов | |||
Исследование адаптации учащихся 5 класса: - определение уровня личностной тревожности Филиппса; - определение уровня школьной мотивации и адаптации (по Н.Г. Лускановой) ; - социометрия. | октябрь | ||
Исследование формирования УУД учащихся 5-6 классов Личностные УУД 1.1Тест « Вербальная диагностика самооценки личности» 1.2 Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению 1.3 Диагностика адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене. Регулятивные УУД 2.1 Тест Тулуз-Пьерона Познавательные УУД 3.1 Методики « Числовые ряды» 3.2Методика « Аналогии» | Ноябрь, апрель Декабрь-апрель Ноябрь - апрель Октябрь-ноябрь | ||
Исследование профессиональных интересов учащихся 7-8 классов: - анкета «Мотивы выбора профессии», - «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной. | октябрь, апрель | ||
Диагностика обучающихся «группы риска» (опросник Кеттела, А.Е.Личко «Акцентуация характера») | январь | ||
Анкетирование обучающихся 6-8 классов на раннее выявление зависимости от вредных привычек | апрель | ||
Проведение опросов, анкетирований в рамках месячников Правовые знания, профилактика негативных явлений, ЗОЖ, профориентация | В течение года | ||
Психодиагностика по запросам Цель: выполнение психодиагностических процедур по запросам администрации, родителей, учителей | В течение года | ||
Обучающиеся 9-11 классов | |||
Изучение адаптации учащихся 10 классов: - диагностика уровня личностной тревожности Филлипса; | октябрь | ||
Исследование профессиональных интересов учащихся 9-11 классов: 9-10 классы - анкета «Мотивы выбора профессии», - «Карта интересов» А.Е. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной; - 10-11 классы «ОПГ» | апрель апрель | ||
Диагностика уровня тревожности учащихся 9,11 классов при подготовке к сдаче ГИА | апрель | ||
Психодиагностика по запросам Цель: выполнение психодиагностических процедур по запросам администрации, родителей, обучающихся | в течение года | ||
Воспитанники ДОУ | |||
Диагностика адаптации вновь прибывших детей Цель: выявление уровня адаптации детей в условиях детского сада Наблюдение по параметрам: - поведение в группе; - игра и общение с детьми; - познавательное развитие; - социально — бытовые навыки и ориентировка; - темповые характеристики деятельности; - речевое развитие; - отношение к занятиям и их успешность; - моторное развитие; - отношение родителей; - физическое развитие | сентябрь-октябрь | ||
Одаренные дети | |||
1. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (П. Торренса) 2. Методика «Самооценка» 3.« Цветовой тест Люшера» | январь-февраль март апрель | ||
Дети, попавшие в сложные жизненные обстоятельства | |||
1.Исследование межличностных отношений детей в семье Р.Жиля 2. Исследование образа семьи (проективные методики) 3.Диагностика тревожности | ноябрь декабрь март | ||
Учителя | |||
1.Изучение педагогического климата в коллективе 2. Эмоциональное выгорание педагогов | декабрь май | ||
Родители | |||
1.Анкета для родителей первоклассников М.В.Москвина 2. Анкетирование родителей второклассников « Стили и методы воспитания ребенка в семье» 3.Анкетирование родителей пятиклассников с целью изучения адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы | декабрь февраль ноябрь-май | ||
Определение психологической атмосферы в семье Методика Е. Шефера «Измерение родительских установок и реакций» (6-8 класс) | февраль-март |
Коррекционная и развивающая деятельность | |||
Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнен. | Примечание |
Обучающиеся 1-4 классов | |||
Групповые занятия с 1 классом с целью повышения психологической адаптации к школе | Октябрь - ноябрь | ||
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1, 2 классов по коррекции развития УУД. | II полугодие (по результатам диагностики) | ||
Групповая и индивидуальная игровая коррекция с обучающимися, требующими усиленного педагогического внимания | в течение года | ||
Коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате на снятие эмоционального напряжения | 1 раз в неделю | ||
Обучающиеся 5-8 классов | |||
Групповые развивающие занятия с пятиклассниками. Цель: Повышение психологической адаптации к обучению в среднем звене. Коррекционная работа по снижению уровня тревожности у пятиклассников | Октябрь-ноябрь II полугодие (по результатам диагностики) | ||
Коррекционные занятия по профилактике негативных привычек и формированию ЗОЖ | в течение года | ||
Обучающиеся 9-11 классов | |||
Развивающие занятия по подготовке ГИА с учащимися 9,11 классов | II полугодие (по результатам диагностики) | ||
Обучающиеся «группа риска» | |||
Игровые коррекционные занятия для агрессивных детей (по результатам диагностики) | В течение года | ||
Коррекционно-развивающие занятия на снятие эмоционального напряжения с одаренными детьми; с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | В течение года | ||
Педагоги, воспитатели | |||
Тренинговое занятие на сплочение коллектива и создание позитивного настроя | ноябрь | ||
Тренинговое занятие на профилактику эмоционального выгорания | апрель |
Просвещение | |||
Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнен. | Примечание |
Классные часы и занятия: -Толерантность. Учимся общаться. (2-3 кл.) -Умеем ли мы дружить (1 кл.) -Наши права и обязанности (4 кл.) -Здоровый образ жизни (1-11кл.) -Как воспитывать уверенность (4 кл.) -Мы разные, но мы вместе (5-6кл.) -Наши чувства и эмоции(5-6кл.) -Занятия, направленные на преодоление агрессии (5-9кл.) -Занятия по профориентации(9,11кл.) -Как пережить жизненные трудности (7-8кл.) -Эффективно используй возможности памяти (9-11кл.) - Цикл занятий «Психологическая подготовка к экзамену» ( 9,11 кл) | В течение года апрель-май | ||
Психолого-педагогический семинар для педагогов «Психологическая защита как ответная реакция ученика на стрессовую ситуацию» | февраль | ||
Выступление на родительских собраниях | В течение года | ||
Выступление на совещании при директоре « Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе». | ноябрь | ||
Выступление на педсовете на тему « Неуспевающие дети: как решать проблемы» | февраль | ||
Выступление для воспитателей ДОУ «Кризис 3-х лет – пути его преодоления» | март | ||
Оформление информационных уголков | В течение года | ||
Изучение общественного мнения учащихся, родителей, педагогического коллектива по различным вопросам школьной жизни | В течение года |
Консультирование | |||
Форма проведения/ Цель исследования | Сроки проведения | Отметка о выполнен. | Примечание |
Групповое и индивидуальное консультирование по запросам: - учащихся; - родителей; - работников школы. | В течение года | ||
Консультирование родителей по вопросам адаптации детей к условиям детского сада | |||
Консультирование по вопросам работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания | В течение года | ||
Консультирование родителей и учителей по вопросам адаптации учащихся к школе и к обучению в 1,5,10 классах | В течение года | ||
Консультирование обучающихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменам | В течение года | ||
Профориентационные консультации | В течение года | ||
Консультирование родителей по вопросам воспитания детей | В течение года | ||
Организационно-методическая работа | |||
Составление и утверждение плана работы на 2017-2018 учебный год | сентябрь | ||
Подготовка материалов к проведению диагностических исследований, родительских собраний, выступлений на МО, подготовка педагогических советов, семинаров, занятий, консультаций. | В течение года | ||
Обработка и оформление полученных результатов диагностики | В течение года | ||
Составление программ | В течение года | ||
Посещение библиотеки | В течение года | ||
Участие в районных семинарах педагогов-психологов | В течение года | ||
Оформление документации | В течение года | ||
Оформление кабинета психолога | В течение года | ||
Изучение методической литературы | В течение учебного года | ||
Разработка и подготовка мероприятий | В течение учебного года | ||
Разработка рекомендаций | В течение учебного года | ||
Оформление стендов | В течение I сем. | ||
Экспертная работа | |||
Участие в работе ПМПк | По графику работы ПМПк | ||
Участие в работе Совета профилактики | По графику работы | ||
Посещение уроков и занятий | В течение года | ||
Участие в административных совещаниях | По графику работы школы |
Педагог-психолог, социальный педагог Ярошик Е.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы псигологической службы школы
план работы психологической службы школы с целями, задачами, основными мероприятиями по различным направлениям...
Годовой план работы социальной службы школы
В годовом плане работы социальной службы школы отражены основные направления социально-педагогической деятельности с учащимися, родителями, педагогами...
Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников
В статье раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников...
План работы психологической службы
Разработка годового плана работы школьного психолога....
план работы социальной службы школы
Здесь представлен план работы социального педагога...
Годовой план работы психологической службы МБОУ СОШ №2 г.Советский на 2017-2018 уч.год
план работы...
Работа психологической службы в условиях формирования функциональной грамотности (в условиях деятельности малокомплектной школы)
Материал отражает опыт работы педагога-психолога в малокомплектной школе в условиях формирования функциональной грамотности....