Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников
статья (10 класс) по теме
В статье раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_psihologicheskoy_sluzhby_shkoly_v_upravlenii_rabo.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников
Понятие “адаптация” включает в себя процесс приспособления человека к окружающим условиям, а также результат этого процесса, т.е. состояние, в котором человек максимально приспособлен к окружающей среде. Такое состояние может достигаться несколькими принципиально разными путями, в связи с чем выделяют разные типы адаптационной направленности:
- Гомеостатический - достижение равновесия, спокойствия путем приспособления себя к среде, сведения к минимуму своих желаний и потребностей. Очень яркий пример адаптации по данному типу - одиноко живущий “в гармонии с природой” отшельник.
- Гедонистический - получение наслаждения, удовольствия путем приспособления среды к своим потребностям. Например, именно так адаптирован наркоман, все помыслы которого направлены на поиск наркотика для получения максимального наслаждения.
- Прагматический - ориентация на получение максимальной пользы как для себя, так и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах. Наиболее социально ориентированный тип адаптационной направленности.
У большинства людей в той или иной степени выражены все эти типы адаптационной направленности.
Понятие “социально-психологическая адаптация” является более узким, чем “адаптация” вообще, и подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с:
- Требованиями общества
- Собственными потребностями, мотивами, интересами
Адаптация в широком смысле не обязательно означает социально-психологическую адаптацию. Гармония между потребностями общества и отдельного человека достижима только тогда, когда собственные потребности и интересы сформированы у человека с ориентацией на требования общества.
Социально-психологическая адаптация - сложное явление,
включает комплекс показателей:
Возможность | выполнять социальные функции успешно строить отношения с коллективом, семьей |
Способность | к продуктивному обучению и труду к самообслуживанию к полноценному отдыху |
Адекватность | в восприятии окружающей действительности в восприятии самого себя в отношениях с окружающими |
Соответствие | между целями, действиями и реально достижимыми результатами между самооценкой и оценкой окружающих |
Изменчивость поведения | в соответствии с требованиями ситуации в соответствии с ролевыми ожиданиями |
Успешность адаптации зависит от:
- Жизненных целей
- Ценностных ориентаций
- Их поведенческой реализации
- Социальной среды, в которой происходит их реализация
Жизненные цели и ценностные ориентации закладываются главным образом в семейном воспитании, а их поведенческая реализация происходит у старшеклассников преимущественно в социальной среде, образуемой школой. Проблемы в социальной адаптации школьников в значительной степени обусловлены противоречиями между заложенными в семье ценностными ориентациями, требованиями социальной среды в школе и вне школы.
Социальная адаптация учащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях. По нашему мнению, эта проблема наиболее актуальна в старших классах в связи с целым комплексом причин:
- Резкое изменение состава классного коллектива и скачкообразное повышение требований со стороны педагогов при переходе в 10-й класс.
- Необходимость профессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своего жизненного пути, определение планов и перспектив.
- Расширение значимых социальных связей вне школы, что может вступать в противоречие с требованиями школы.
- Возрастание роли эмоционально нагруженного интимно-личностного общения и связанные с этим переживания.
В связи с этими причинами психологическая служба нашей школы активно участвует в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников. Рассмотрим этапы этой работы.
А) Определение проблемного поля.
Так, например: в 10-м классе сложилась довольно сложная ситуация по следующим причинам:
- классный коллектив изменился более чем на 50%
- для 2/3 из поступивших в 10-й класс учащихся это не был собственный осознанный выбор, в связи с чем в классе низкая мотивация к учебной деятельности
- 1/3 учеников перешли в этот класс из других школ преимущественно по причине конфликтов, и лишь 1/3 ориентировались на направления обучения, которое предоставляет школы
В связи с этими обстоятельствами углубленная работа по социально-психологической адаптации была признана наиболее актуальной именно в данном классе.
Б) Планирование работы по повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся.
Поскольку сложности удалось в значительной мере спрогнозировать на основании психолого-педагогического анализа ситуации в 9-х классах, планирование работы осуществлялось в опережающем режиме. К моменту комплектования 10-го класса план был уже разработан, однако по ходу анализа текущей ситуации в план вносился ряд изменений. В частности, мы сочли целесообразным отойти от традиционной схемы “изучение ситуации - выполнение работы - повторное изучение” и провести в данном классе запланированный выездной социально-психологический тренинг до проведения диагностических мероприятий. Это оказалось оправданно, т.к. в ходе этого мероприятия новый классный коллектив сдружился, а классный руководитель и психологи получили возможность наблюдать поведение детей в неформальной обстановке.
В) Изучение уровня социально-психологической адаптации учащихся.
Для этого нами используется комплекс психодиагностических методик:
- Методика диагностики социально-психологической адаптации школьников (К.Роджерс, Р.Даймонд). Вычисляются 6 интегральных показателей уровня социальной адаптации старшеклассников.
- “Проблемная анкета” (методика Seiffqe-Krenke). Позволяет установить средние показатели проблемной озабоченности школьников в разных жизненных областях, а также конкретные проблемы, беспокоящие их в наибольшей степени.
- Методика многофакторного исследования личности (16PF-опросник Кеттелла). Позволяет выявить личностные черты, свидетельствующие об уровне адаптации и возможных проблемах в ее протекании (общительность, уровень самоконтроля, подозрительность, тревожность и др.).
- Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК). Позволяет определить, приписывают ли испытуемые причины происходящих с ними событий своим собственным действиям или внешним факторам, умеют ли брать на себя ответственность.
- Социометрия. Свидетельствует о социальной структуре классного коллектива, количестве принятых и отвергнутых школьников, степени сплоченности класса.
Результаты, полученные в 10-м классе, были подвергнуты тщательному анализу (в т.ч. с использованием методов математической статистики), обсуждались на педсоветах и на психолого-педагогических консилиумах. Основной вывод исследования: учащиеся показали достаточно высокий уровень адаптации к новому коллективу, высокую сплоченность класса и эмоциональную комфортность условий в нем, умеренную степень озабоченности проблемами. Это сочетается с низкой мотивацией учебной деятельности, отсутствием четких жизненных перспектив, неумением брать на себя ответственность в случае неудач. Видимо, класс оказался для ребят тем местом, где можно беззаботно и комфортно провести 2 года жизни, занимаясь не столько учебой и жизненным самоопределением, сколько общением с приятелями. Впрочем, проблемы в области восприятия своего будущего оказались для учащихся на 1-м месте по значимости, а раз проблема осознана и поставлена - есть надежда, что она будет решаться.
Г) Конкретная деятельность по осуществлению запланированной работы.
Основные субъекты адаптационного процесса - это сами дети, их родители и учителя. Соответственно этому выделены и основные направления работы:
- Работа с учащимися. Включила в себя участие класса во всех общешкольных мероприятиях (День Самоуправления, театрализованные представления и др.), проведение специальных факультативных курсов (например, Курс развития навыков самостоятельной работы), выездные социально-психологические тренинги, тренинг личностного роста, профориентационную работу, индивидуальные психологические консультации.
- Работа с педагогическим коллективом. Это проведение педсоветов, малых педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, методические объединения, совещания творческих групп, индивидуальные консультации для педагогов.
- Работа с родителями. Ее основные направления: проведение родительских собраний, совместное обсуждение результатов психодиагностических исследований, групповое, индивидуальное и семейное консультирование.
- Аналитическая работа по результатам проведенных мероприятий.
Д) Повторное изучение уровня социально-психологической адаптации учащихся для подтверждения эффективности проведенной работы.
Этот этап работы выполняется с использованием комплекса психодиагностических методик, сходном с применяемым на этапе первичного изучения уровня социально-психологической адаптации старшеклассников.
Таким образом, школьная психологическая служба занимает определенное место в системе управления воспитательной работой в целом и работой по социальной адаптации старшеклассников в частности. Школьные психологи разрабатывают научно-методическую базу для этой работы, активно участвуют в ситуативном психолого-педагогическом анализе, что позволяет прогнозировать ситуацию и корректировать ее развитие. Планирование работы осуществляется в сотрудничестве психологов с администрацией, психологи принимают активное участие в практическом осуществлении запланированной работы.
Многоуровневое управление, включающее различные субъекты, позволяет наиболее успешно решать проблему системности и организованности управленческого процесса воспитательной работой школы в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее. Вопрос «Кем я ...
примерная модель организации работы по социальной адаптации семей с одним родителем, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
презентация...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....
"Формы работы по социальной адаптации и успешности обучающихся школы. Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений социализации обучающихся."
Выступление на методическом объединении педагогов (5-10 класс)...
Программа по социальной адаптации старшеклассников
Деятельность современной коррекционной школы направлена на решение важной социально-значимой задачи - подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в обществе....