Развитие гуманитарной культуры и гражданской позиции учащихся средствами школьного театра
статья на тему
Искусство театра является помощником в выработке ценностей и ценностных знаний учащихся, которые нельзя приобрести волевыми усилиями, а только пережить в опыте отношений. Создавая жизненные модели, театр втягивает в сходные с жизнью события, раздумья, активизирует жизненный опыт, формирует нравственное отношение к явлениям жизни, человеческим поступкам, их осмыслению, гражданственности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель обществознания
Хижнякова Ольга Николаевна
Развитие гуманитарной культуры и гражданской позиции учащихся средствами школьного театра.
«Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком» такие слова произнес Николай Иванович Пирогов очень давно, но и сейчас они имеют актуальное значение в образовательном процессе.
Проблемы современной цивилизации, перемены огромного масштаба и глубины в стране ставят человека перед необходимостью переосмысления своей роли в историческом процессе. Самоценность человека, его право на развитие, он сам – эти критерии объявляются мерилом цивилизационного процесса, но вместе с тем именно к человеку предъявляются требования – взять на себя всю меру ответственности за свою судьбу и судьбу планеты.
Проблемы социального неблагополучия отражены в образовании, как в зеркале, и требуют коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления целей и ценностей образования с гуманистической и гражданской позиций.
Учитель – особая профессия. Любовью учителя воспитывается сердце ребенка, разумом учителя формируется ум его учеников, убеждения учителя определяют убеждения его учеников, трудом учителя создается величайшая ценность на Земле – Человек.
Во все времена каждый народ придавал первостепенное значение интеллектуальному, культурному и нравственному потенциалу общества, так как это считалось и считается золотым фондом, передаваемым из поколения в поколение прежде всего посредством обучения и воспитания детей.
Развивать гуманитарную культуру – это значит найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, самозащиты, самовоспитания.
Развивать гражданскую позицию – это значит формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.
Гражданственность – это высшая ступень развития сознания личности. В детские школьные годы ее формирование не заканчивается, но именно в эти годы закладывается фундамент гражданственности. Воспитать гражданина – значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества; научить жить по нормам и принципам демократического общества, тем самым нормам, которые юридически закреплены в Конституции Российской Федерации. Трудный путь взросления нужно пройти растущему человеку, прежде чем он станет подлинным гражданином. А начинается этот путь с постижения простых норм нравственности, норм человеческого общения. В.А. Сухомлинский утверждал: «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин, - это человеческие взаимоотношения».
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – очень сложная задача.
К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо, и дети сразу станут хорошими. Но, как показала практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.
Мой предмет – обществознание открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость через сочувствие, соучастие, сотворчество, сотрудничество.
В какой-то момент я стала чувствовать, что ребятам не хватает практической деятельности. Результатом стало создание клуба старшеклассников «Союз друзей». Девизом нашего клуба являются строчки из песни Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Целью клуба: просветительная работа этико-правовой направленности и организация свободного времени учащихся младшей школы.
Ребята составили много сценариев бесед, игр, праздников о вредных привычках и их последствиях, о здоровье человека, как заботиться о себе, как общаться друг с другом, находить друзей. Один-два раза в месяц они приходят к своим младшим друзьям, чтобы поговорить, поиграть, ответить на интересующие их вопросы. Но зачастую такие встречи проходят и в неформальной обстановке.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Каждому нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Поэтому в 2001 году мы создали школьный театр «Дыхание». «Жизнь – это прежде всего дыхание. – писал Д.С.Лихачев, - «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон»! – это значит «умер». Познание мира будет более осознанным, если ребенок сам включится в собственное творчество.
Искусство театра как синтетический вид искусства может стать средой и фактором развития гуманитарной культуры и нравственной позиции учащихся.
Нравственное воспитание невозможно без эмоционального опыта. Углубление в свой собственный мир, его ощущение и понимание – первая ступень в духовном развитии человека. Понимание включает в себя не только знание, но и сопереживание, соучастие, сочувствие. В.А.Сухомлинский писал: «И чем нежнее, тоньше детские чувства, тем чувствительнее откликнется детское сердце на правду, красоту, человечность».
Искусство театра становится помощником в выработке ценностей и ценностных знаний, которые нельзя приобрести волевыми усилиями, а только пережить в опыте отношений. Единство сознания и переживаний как нельзя лучше проявляют себя в восприятии театрального искусства.
Создавая жизненные модели, театр втягивает в сходные с жизнью события, раздумья, активизирует жизненный опыт. Внутренние влияния становятся частицей «я». В процесс восприятия вовлечена вся личность, что расширяет круг духовных запросов, интересов, моральных побуждений. Формирует нравственное отношение к явлениям жизни, человеческим поступкам, их осмыслению, гражданственности.
Театр может стать важнейшим компонентом, укрепляющим интеграцию образовательного пространства. Выполняя задачу объединения всех элементов образования, он из формы внеклассной работы становится важным компонентом целостной системы, который обеспечивает и способствует укреплению связей внутри системы. В одно интегральное поле объединяются учебные предметы, внеклассная работа по предметам, кружки и объединения дополнительного образования. Реализовать идею создания интегрального образовательного поля позволяет метод театральных проектов.
Приоритетная цель школьного театра, включенного в образовательную систему, - личностный рост каждого участника совместного творческого процесса: и ребенка и взрослого, их взаимообогащение. В связи с этим существенно меняется и роль самого руководителя театра: его задача – координировать общие совместные действия. В такой работе педагог востребован в большей степени, чем режиссер в привычном для нас смысле этого слова, так как он призван учитывать личностные особенности ребенка. Исходить из его индивидуальных потребностей, а не осуществлять свои собственные идеи и замыслы. Основой такого сотрудничества является стремление к диалогу как форме межличностного общения.
Театр позволяет осуществить все пять форм социальной активности, на которые указывает М.С.Каган: познавательную деятельность, ценностно-ориентированную, преобразовательную или творческую, коммуникативную и художественную (т.е. эстетическое освоение действительности).
Шаг за шагом я веду своих учеников к успеху. Это совершенно не значит, что они обязательно достигнут значительных высот, так как мера успеха бывает различной. Ощущение успеха рождается у ученика, сумевшего преодолеть свой страх, свою робость или застенчивость. Для маленького человека – это взлет, восхождение на новую ступеньку духовного роста. Ведь успех обязательно достигается ценой собственных усилий.
За срок с 2001 -2017 гг. было осуществлено около 20 театральных проектов.
Мир стоит на пороге нового тысячелетия. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Всё в новом веке будет зависеть от него, сейчас ещё ребенка, но уже человека XXI века. А вследствие этого во многом от работы учителя зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на её истинное место в обществе.
Задача педагога – создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок – росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности – утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.
Нахожу новые формы работы, потому что хочу помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность, дать каждому шанс – вот те задачи, которые я поставила перед собой, вот мое педагогическое кредо: не давать готовых истин, а учить их находить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"
В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...
Развитие одаренности учащихся средствами школьного театра (из опыта работы театральной студии «Крыло»)
Материал из опыта работы театральной студии «Крыло»...
Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима...
«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»
В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный период, обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...
Развитие коммуникативных способностей учащихся через школьный театр
Основной задачей учителя бурятского языка как государственного является обучение коммуникативной компетенции. Сегодня, как известно, учащиеся, проживающие в районном центре в основном общаются на русс...
«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа»
Доклад на тему«Формирование активной гражданской позиции школьников через школьные медиа» был представлен на районной конференции для педагогических работников «Воспитание патриотизм...