Развитие коммуникативных способностей учащихся через школьный театр
статья
Основной задачей учителя бурятского языка как государственного является обучение коммуникативной компетенции. Сегодня, как известно, учащиеся, проживающие в районном центре в основном общаются на русском языке. Как научить ребенка общаться на бурятском языке? Как научить постигать тайны слова? Как развивать у школьников бурятскую речь?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publik_razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_uchashchihsya_cherez_shkolnyy_teatr.docx | 14.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей учащихся через школьный театр
Цыбикова Э.И.,
учитель бурятсокго языка
МБОУ «Курумканского района №1»
Основной задачей учителя бурятского языка как государственного является обучение коммуникативной компетенции. Сегодня, как известно, учащиеся, проживающие в районном центре в основном общаются на русском языке.
Как научить ребенка общаться на бурятском языке? Как научить постигать тайны слова? Как развивать у школьников бурятскую речь?
Задумываясь над этими непростыми проблемами, я решила создать в начальных классах театр кукол «Бамбаахай», в котором ставим постановки на бурятском языке.
Доказано, что игра, сочинительство, фантазирование способствуют эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости, умению чувствовать слово, художественному воображению. Все это может дать театр. Увлекшись театральной деятельностью, дети начинают интересоваться бурятским языком, у них пробуждается желание говорить на данном языке. В результате, у них воспитывается любовь и уважение к языку.
Кукольный театр «Бамбаахай» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности, чем урок. Дети не получают готовых знаний, а прочитав сценарий, сами выступают в роли режиссера, импровизируют и предлагают идеи.
Дети сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и педагога, содержательная работа с текстом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства развивают индивидуальность ребенка.
Драматизация или театральная постановка представляет самый частный и распространенный вид детского творчества. Л.С. Выготский объясняет это двумя основными моментами: во-первых, драма основана на действии, во-вторых, на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Драма ближе, чем всякий другой вид искусства, непосредственно связана с игрой. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Надевая куклу на руку, становясь за ширму или просто перед классом, ребенок оказывается в ситуации «защищенного актера». Он не стесняется говорить, рассказывать сказку, говорит не он- говорит кукла. Если его небольшое выступление прошло успешно, он чувствует себя победителем, а если не совсем неудачно, то ребенок подсознательно перекладывает вину на куклу. Таким образом, кукла как бы несет в себе функцию защиты маленького, неуверенного в себе человека. В этом случае ребенок ведет себя более спокойно и уверенно, что помогает ему достичь успеха и поверить в свои силы. Кроме того, освоение приемов кукловедения - это прекрасная гимнастика для рук, которая способствует развитию мелкой моторики. Доказано учеными, что на кончиках пальцев располагаются точки, которые отвечают за интеллект человека.
Важным моментом является субъективно пережитая радость при удачно сыгранной роли.
Театральное творчество, как творчество игры и представления, на уроках начальных классов может с успехом существовать и в микро-сценках и в микро-этюдах.
Микро-сценки и микро-этюды можно использовать на различных этапах урока: при объяснении нового материала, проверке домашнего задания, закреплении изученного.
Играя роль, ребенок не готовится жить, он живет каждый миг. И каким он вырастет, - злым или добрым, завистливым или щедрым, веселым или замкнутым, трудолюбивым или ленивым - во многом зависит от окружающей его эстетической среды.
Театральное искусство близко бурятскому народу. Недаром в Улан-Удэ работают много театров, в числе которых старейший и единственный до недавних пор в Сибири и на Дальнем Востоке Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени Г.Ц.Цыденжапова, уникальный Бурятский государственный академический театр драмы имени Х.Намсараева. достаточно вспомнить, что бурятская советская литература начиналась с жанра драмы, когда Намжил Балдано стал сочинять свои драматические произведения.
Занятия театральным творчеством адаптируются к учащимся 7,8,9-летнего возраста, начинаются со 2-го класса.
Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, которые выражаются в изучении тем, связанных с историей театра, сценической речью, сценической пластикой, импровизацией, драматизацией.
Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи действия в условиях вымысла.
В этих условиях больше всего оправдывают игры драматизации, составленные по народным сказкам, рассказам, басням, стихам. Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми встает необходимость освоения авторского теста , выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений и действий персонажей. Исполнители должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова роли, что, почему и зачем делают в каждый момент пребывания на сцене.
Занятия театром предполагают контакт с дисциплинами, развивающими мышление и речь (чтение, естествознание); художественный вкус (рисование, художественный труд); чувства (музыка, пение); уроками, способствующими физическому совершенствованию (гимнастика, хореография).
Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание художественного развития младших школьников на театральных занятиях, осуществляется путем анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать.
Таким образом, занятия театральным искусством дают ребенку желание говорить на бурятском языке, повышают познавательный интерес к языку, любовь к родному слову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.
Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности
В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...
Дебаты как средство развития коммуникативных способностей учащихся
Из опыта работы по технологии "Дебаты"....
Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые...
Образовательный проект на тему "Развитие творческих способностей учащихся через знакомство с театром"
laquo;Театр-искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». (К. С. Станиславс...