«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»
материал по обществознанию на тему

В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный  период,  обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»

 Озерова Зоя Африкановна, учитель обществознания и истории МБОУ СОШ с. Романово Сосьвинский ГО Свердловской области.

Актуальность   опыта

Новое время предъявляет и новые социальные  требования к системе российского образования. «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (Концепция духовно –нравственного развития и воспитания Гражданина России (стандарты второго поколения)

Таким образом,  речь идет, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова. Такая постановка главной цели перед системой образования не случайна, так как важнейшей основой демократического режима, правового государства и гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе  является воспитание гражданина.

 Чтобы достичь этого, необходима целостная система работы учителя  как на  уроках истории и обществознания, так и в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности.

   Самому юному гражданину гораздо важнее:

 - во-первых, научиться самостоятельно находить и получать необходимую информацию, анализировать ее и оценивать;

 - во-вторых, попробовать деятельно освоить основные роли гражданского поведения;

 - в-третьих, осознать стоящие перед обществом проблемы, попытаться предложить способы решения или улучшения ситуации хотя бы одной из них.

     

Актуальность данной  проблемы  видится в следующих противоречиях

Противоречия

 Необходимостью и потребностью общества иметь активных и образованных граждан, способных в реальной практике реализовывать свои гражданские права и обязанности

1. Недостаточной разработанностью опыта формирования активной гражданской позиции учащихся в теории педагогике и образовательной практике

2. Политический инфантилизм, гражданское равнодушие

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему  исследования.

  Цель моей работы:

Создание комплекса организационно – педагогических условий, способствующих формированию активной гражданской позиции учащихся

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретические и практические предпосылки изучаемого вопроса;
  2. Подобрать компетентностные формы и методы обучения
  3. Разработать теоретическую и технологическую модель формирования активной гражданской позиции на основе использования компетентностного подхода;
  4. Организовать урочную и внеурочную деятельность по формированию активной гражданской позиции;
  5. Разработать систему критериев и показателей – индикаторов, отражающих сформированность изучаемого качества;

Педагогический аспект рассмотрения «гражданской позиции» говорит о возможности гражданского образования в формировании гражданской позиции, обосновывается влияние социальных и политических условий на становление гражданина, определяется взаимозависимость гражданской культуры и гражданской позиции личности, пути формирования гражданской позиции школьников в процессе изучения общественно-политических дисциплин и предметов гуманитарного цикла, приобщения к культурно-историческим ценностям города, области, страны, в процессе трудовой подготовки, в процессе творческой и исследовательской деятельности, в рамках деятельности общественной организации, в тренингах и деловых играх.

В результате анализа работ Е.В.Бондаревской, И.М.Дуранова, академика РАО И.А.Зимней, О.В.Лебедевой, В.А.Хуторского, пришла к выводу о том, нет единого мнения в трактовке понятий включающих компетентностный подход, научный мир в поиске.

Изучив педагогический опыт (Л.И.Божович, Т.В.Болотиной, Н.М.Воскресенской, Н.Я.Мещеряковой, В.И.Попова, О.Н.Прокопец, И.В.Молодцовой, Л.Н.Щербаковой и др.),  выделила составляющие гражданской позиции ученика, ими  могут являться следующие качества личности:

  • патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье)
  • гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране)
  • активная жизненная позиция
  • нравственность
  • творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)

 

3.   Результат теоретического этапа -  

1. разработана теоретическая модель формирования гражданской позиции ученика (Приложение №1)

2. разработана  модель «Этапы формирования мировоззрения и гражданской позиции», так считаю, что невозможно сформировать гражданскую позицию личности без освоения мировоззренческих знаний. (за основу взят опыт   работы  учителя истории и обществознания

МОУ «СОШ № 6»  г. Торжка Тверской области Галитовской О.И.)

Собственная деятельность

На  старте  все  равны умом и телом,
но к финишу придут лишь те, кто занят делом".

А. Гафуров,

узбекский афорист

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в

обучении, требует поэтапного внедрения.

Поэтому на основе обобщенного опыта по данной проблеме   учителя истории и обществознания Кобякиной М.Н., разработала алгоритм деятельности учащихся по формированию активной гражданской позиции

Технология  работы

Осознавая то, что «гражданская позиция» является составляющей «гражданской»  компетентности, она   также может быть раскрыта через ряд других ключевых компетентностей.

Уроки истории и обществознания имеют большие возможности для  их формирования. Каждая из них удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность.

 По моему мнению, формированию всех  личностных качеств   как нельзя лучше способствует компетентностный подход в обучении,  направленный на формирование у учащихся     ключевых образовательных компетенций, которые выступают показателями развития личности ребенка.  Среди множество компетенции для себя я выделила следующие:

  • ценностно- смысловой компетенции ценностные ориентиры ученика, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • компетенцию личностного самосовершенствования - владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, деятельность в собственных интересах и возможностях и др. (А. Хуторской).
  • Общекультурная компетенция
  • Учебно – познавательная компетенция
  • Информационная компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  • Социально - трудовая  

 О каких более сложных компетентностях можно говорить, если статистика говорит о том,   наши дети не научились         
- отвечать за свои слова и поступки,         
- понимать права других людей на иную точку зрения,         
- трезво оценивать свои возможности,         
- доводить дело до конца, не бросать в любой момент.
      Одним  из условий формирования ключевых компетенций является - внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. В своей практике применяю  элементы следующих технологий:

Основываясь на стратегию внедрения компетентностного подхода,  модель которой представлена ниже

В своей практике применяю следующие приемы организации работы на уроках обществознания по формированию

1. Мировоззренческих знаний 

2. Гражданских, нравственных чувств

3. Мировоззренческих убеждений

4. Готовности к определенному поведению

5. Личностных отношений

Главным считаю, что на каждом уроке ученик должен выполнить такой объем работы, какой ему под силу и какой он сам себе намечает на уроке. Так как «компетентность, выступает результатом обучения, а не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного выполнения. Удовлетворенность самим собой на каждом уроке, это и есть возможность, которая позволит учителю ввести компетентностный подход к обучению. Поэтому применяю на практике дифференцированные задания.  Анализ своей деятельности должен проводить сам ученик, при консультативной помощи учителя. Он должен понять, что задание было для всех одинаково, но выполнили его по- разному, так как не достаточно приложили усилий.

 

Одно из перспективных направлений  - использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Данные технологии позволяют учитывать особенности  восприятия  детьми учебного материала: они охотнее воспринимают информацию с помощью интенсивного  визуального ряда, а не текста. Работа с мультимедийными программами и косвенным путем развивает алгоритмическое и творческое мышление, коммуникативные способности, формирует навыки исследовательской деятельности, ориентирование в потоке информации и ее последующей обработке. Многофункциональность компьютера  помогает  решать многие учебные задачи.  Действительно, наши дети - это люди нового поколения, нового информационного общества,  которые не любят читать книги. Я считаю, что «насильственным методом»  приобщения к книге, мы только усугубим ситуацию, пропадет интерес к учению.  А активизация учебно - познавательную деятельность на уроках истории и обществознания   является основой формирования ключевых компетенций.  В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения эффективных педагогических технологий, с использование информационно - коммуникативных технологий.   Средством может служить  Интернет. Часто  задания по истории требуют знания или информированность во многих отраслях науки  Важно,  чтобы  «скаченное» было тщательно проработано. Чтобы он дал этой информации смысловую оценку.

Формируя информационную компетенцию, даю задания по поиску информации в сети Интернет  о процессах и явлениях политической и социальной жизни общества, например:  «Антиглобалисты, история возникновения движения, идея, способы противостояния».  Использование ресурсов Интернет  позволяет применять в создании творческих проектов по курсу истории и обществознания яркие иллюстрации, карты и схемы, фотографии, справочный материал. Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках истории и обществознания  текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет учителю и учащимся в творческой деятельности применять различные источники информации. Школьники  активно использую навыки работы с ПК, применяют в самостоятельной работе более высокий уровень ориентации в бурном потоке информации, выделяя главное, систематизируют и обобщают. Формирования информационной культуры - основа информационной компетенции.

Одним из  таких инструментов является программа  Power Point. В данной программе учителем и учениками создаются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков, позволяющие создать информационную поддержку.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать изучаемый материал, программа не перегружает зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. Данная программа развивает познавательный интерес и творческие способности учащихся.  Межаттестационный период мной создано    презентаций к уроку,    создано учениками. (электронное приложение)

        Эффективной стратегией - методом формирования информационной  компетентности считаю,

 кластеры-  «графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами  или явлениями», например:

2. Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Какие последствия?);

 2. Инсерт – приём маркировки текста - «интерактивная самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления», например:

-  (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

        Компетентный человек в современном информационном  обществе должен не просто уметь использовать предлагаемые  информационные источники, которые не всегда являются достоверными, подталкивающими к созиданию, творчеству, но и понимать возможности их применения, уметь критически к ним относится, осмысливать и дозировать для себя информацию, распространяемую в СМИ, Интернет - источниками и я учу этому своих воспитанников.  

Эффектным средством является игровая технология.  Ролевая, дидактическая игра, позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, создается благоприятная атмосфера для самореализации и общения учащихся. Больший интерес вызывают игры на уроках обществознания: 9 класс «Суд» (Тема: «Право и подросток»); 7 класс «Правовой ринг»; «Избирательная кампания»; «Референдум «За и против разделения Серовского района»; «Референдум «За и против частной собственности на землю»;  «Конкурс юных юристов»; «Как стать миллионером» - тема: «Право и права в Российской Федерации», «лимон» выиграл - Романов Игорь. и т.д.) Большое внимание привлекло внеклассные мероприятия «Час молодого избирателя».

Для того, что сохранить творческую активность учащихся в течение урока, обращаюсь к модельному методу обучения, это форма «учебно-ролевые игры» Например: «В зале суда»; «На избирательном участке». Считаю, что  деловые - ролевые игры помогают детям осваивать многие сложные темы.

Одним из средств активизации познавательной активности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод, который успешно был апробирован мной. Три «кита» которые содержит данная технология: самостоятельность,  деятельность, результативность. Задача педагога: не учить, а консультировать, чтобы ученик смог реализовать логическую цепочку: интерес выбор - успех (неуспех) - рефлексия - адекватная оценка (самооценка) - рефлексия. (по И. Чечель).  В межаттестационный период, учащимися и были подготовлены следующие проекты: «1941-1945 годы глазами детей военных лет»; «Имя Россия» - Макарова Наталья, 11 класс, 3 место; «Проблемы нашего села»; «Экологические проблемы Свердловской области»; «Судьба личности  при тоталитарном режиме» и т.д. (Приложение  «Творческие работы учащихся )

Использование краеведческого материала, позволяю глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой край, воспитывает у учащихся чувство патриотизма. Работа по краеведению  способствует активности и мотивации ученика, активизирует мыслительную деятельность, позволяет  разнообразить содержание урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, помогает формированию закономерности исторических событий. Помогают осознанию учащимися себя как представителей исторически сложившегося социума. (Например: «Тыл в годы Великой Отечественной войны»  - мною были приведены факты о том, как в селе Романово учащиеся школы  жили, работали,  учились; детям было дано задание: «Взять интервью у дедушек и бабушек, как они жили в эти суровые годы. Приложение № )

Немаловажно научить  подростков как подать иск в суд: как защитить свои права как потребителя, как устроиться на работу -  такие задания, имеющие прикладное значение  вызывают большой интерес учащихся.

        На уроках применяю групповые, парные, триады, индивидуальные формы, что позволяет всех учащихся вовлечь в учебный процесс и дать каждому школьнику реализовать себя в учебной деятельности с опорой на ценностные ориентиры, на его склонности, интересы и субъективный опыт.

         

«Бинарный урок»  -

«История и  обществознание»

 - тема «Неолитический кризис. Переход от присвающего к производящему хозяйству, изменения отношений между людьми»

Обществознание и информатика

- По теме «Возникновение самостоятельных княжеств Х11 –Х111 веках  в России», занятие было проведено в форме Деловой игры «Туристическое агентство».

 Цель игры: Обобщить, закрепить пройденный материал.

Условия игры: Создание рекламного проспекта «Туристическая фирма предлагает…»

- «Глобальные проблемы общества»

-    «Моя семья», при изучении темы в 8,9, 11 классе темы «Социальная сфера»

 - «Перестройка и распад СССР»

«История и обществознание» с элементом исторического краеведения, например:

«Великая Отечественная война 1941—1945 гг.": ученик сам выбирает, в какой форме он будет представлять результат работа: мульмедийная презентация, газетный листок;  «Интересные факты»;  «Пожелтевшие страницы» (солдатские письма); "Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа"

- лабораторная работа  с источниками (приложение  творческие работы учащихся)

Познавательные задания:

- Образное задание – это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими.

Пример: Составить исторический портрет видного деятеля той или иной эпохи. Чингисхан. Пётр I и т.д.

- Интеллектуальные или логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно – логического мышления.

Пример:

«Никаких дел, касающихся до торговли и фабрик, не можно завести принуждением, а дешевизна родится от великого числа продавцов и от вольного умножения товара». Определите кому: Петру I или Екатерине II, принадлежат эти слова. Свой ответ обоснуйте.

- Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль.

Пример:

Судьба американских безработных по их собственным рассказам.

Пат Догерти. Лос-Анжелес, Калифорния:

В 1931 г. я в общей сложности проработал 5 дней. Один раз я увидел, наконец, объявление, касающееся женатых людей, которые должны были сообщить свое имя, чтобы получить работу в нефтяных районах. Я прочел это объявление в понедельник утром. В 8 час. 50 мин. Я уже был там. В 2 часа 30 мин. Дошла, наконец, моя очередь. Они поставили мне самые разнообразные вопросы и, наконец, сказали, что они известят меня в течение трех недель. Три недели превратились уже в шесть долгих месяцев. Я только потому не умер с голоду, что моя жена имеет еще работу. Когда она работает, она получает 21 доллар в неделю. Эту неделю ее очередь сидеть дома. Следующую неделю она опять будет работать.

Огромный  интерес вызывают беседы с встречи с  ветеранами, почетными людьми села.

Творческие задания:

Применяю и такие творческие задания: необходимо вспомнить сказку, нарисовать рисунок, так как считаю, что «хорошая учеба – это творчество. Творчество, основанное на знаниях»

- при изучении темы «Вклад Цивилизаций Древнего Востока и Античного Мира в Современную цивилизацию»,домашним заданием стало:

Подготовить эссе об античных городах Баальбеке, Гелиопосе, Персополе, Эфесе. На следующем уроке была лабораторная работа с показом слайдов и комментариями учащихся.

-  при изучении темы «Феодальная раздробленность в Западной Европе» была проведена Деловая игра с элементами ретроспективности.

(конспект прилагается) Домашним заданием, этого урока стало: Написать письмо о съезде:

Своему вассалу, своему сеньору. В письме необходимо изложить свое видение причин феодальной раздробленности и свое отношение к ней.

(некоторые работы прилагаются)

-   викторины и турниры, так при закреплении темы «Европа - средние века» проведен турнир смекалистых, эпиграфом которого стали такие слова А.Поп «Силу уму придают упражнения, а не покой»;

 - Заполнение кроссвордов, как средство закрепления и обобщения полученных знаний, так например, при изучении темы «Культура» в 9 классе по обществознанию, опрос домашнего задания проходил в форме разгадывания кроссворда, при разгадывании ключевым словом по горизонтали стало слово «культура».

- придумать кроссворд по теме  (Личность и индивид)

-         Поэтому домашними заданиями на уроках бывает написание мини-сочинений, вот некоторые их темы:

  • Может ли человек исправиться в местах лишения свободы?
  • Все равны перед законом- выполняется ли это в жизни?
  • Интересы государства превыше личных
  • Суд должен быть независимым.
  • Всегда ли цель оправдывает средства
  • Реальна ли возможность для любого гражданина стать Президентом?

Могут ли к власти прийти недостойные люди?

Нетрадиционные формы уроков:

- Обобщающий урок по теме «Цивилизации Древнего мира» проходил в форме «Путешествия». Класс был разделен на три группы: «Древняя Греция», «Древний Рим», «Древний Египет», распределяли в форме жребия.

Условиями  игры и критериями ее оценивания стало:

1.Название

2.Создание эмблемы.

3.Активное участие всех жителей государства»

На своих уроках стараюсь включать игровые моменты, например при изучении темы «Европа в Средневековье», опрос домашнего задания происходил в форме анализа крылатых выражений.

«Ходить в Каноссу»; «Париж стоит мессы»; «Бросить перчатку»; «Что с возу упало, то пропало»; «Копья ломать»; «Я не могу вызвать этого человека на бой, он идет с открытым «забралом».

        

- При изучении темы «Споры о русской цивилизации»- Понять ли умом Россию, содержанием всего урока стал анализ произведений русских поэтов Вл. Соловьева; М.Волошина; В.Я. Брюсова; А.Блока; Ф. Тютчева.

- лабораторная работа с источником «Законы Хаммурапи». Анализируя законы, учащиеся расширили имеющиеся представления о делении общества на социальные группы, сословия и об их положении, (цель урока истории); познакомились с правом Древнего мира.

- В целях закрепления полученных знаний, провожу дидактические игры, не требующие специальной подготовки, такие как «Я знаю пять правил…»; «Азбука» «Отгадай термин».

- Урок наиболее будет плодотворным, тогда, когда мотивационный этап урока, будет выражаться методом – ситуация удивления, поэтому тема урока объявляется нетрадиционно; например: при изучении проблемы алкоголизма в России, звучала так «Пить или не пить -  вот в чем вопрос?» Чтобы показать, как алкоголь влияет на организм человека, какой вред  наносит чрезмерное употребление алкоголя, при рассказе, красными флажками были отмечены те органы человеческого тела, которые поражаются, А также приведены следующие научные данные:

1.Смертельная доза алкоголя для детей – 3 гр. на 1 кг. тела

2.. При употреблении 100 гр. пива ориентировочно погибает около 3000 клеток мозга; 100 гр. вина- 5000; водки – 7500 клеток. У пьющего человека погибают миллионы клеток, которые не восстанавливаются.

Чтобы обозначить актуальность проблемы привожу статистические данные роста преступлений, алкоголизма,  и т.д. С  этой же целью по изучаемой мете, использую разные приемы, в том числе и составление кластера (пучка, созвездия), в котором видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями.

Также использую метод «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых и сильных), важно учесть, чтобы работа не приобрела форму – базара, надо постоянно держать руку на «пульсе».

- урок - дискуссия  в 9 классе         «Право на жизнь – за и против?» Удивление вызывает парадоксальность постановки проблемы или новый взгляд на привычные вещи. Так, например: «Убийство запрещено законом и осуждается моралью. Но в УК РФ «Существует смертельная казнь, а значит, существует профессия «палач», как вы относитесь к тому, что случайно узнали, что ваш хороший знакомый – палач?» Ответы детей были разнообразными, как и их мысли:

  1. Осудил бы его занятие и не стал бы с ним общаться

(таких ответов было большинство)

  1. Обходил бы стороной
  2. Но кто-то же это должен сделать. Если ему хорошо платят, то почему бы и нет.

- через 2 года, в 11 классе  в АИФ был проведен социологический опрос «За смертельную казнь подофилам». Мы провели урок по теме «Смертельная казнь   «СМЕРТЕЛЬНАЯ КАЗНЬ И ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ: НОРМА ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ?»

«СМЕРТЕЛЬНАЯ КАЗНЬ: ОПРАВДАНА ИЛИ...?

В острой дискуссии, проведя факты и аргументы,     прямым голосовании  приняли решение, о том,  «За - смертельную казнь - 13 человек, против  -2», заполнив отрывной листок, отослали в газету.

Для ликвидации политического инфантилизма, который распространен в молодежной среде, часто на уроках провожу политические пятиминутки. Учащиеся уже с 8 класса знают, что можно получить оценку, анализируят , оценивая или высказать свою точку зрения по поводу выпуска новостей или общественно - политических явлений происходящих как в России так и за рубежом.

Главным направлением в воспитательной работе школы является гражданско - патриотическое воспитание, но нельзя воспитывать достоянного гражданина и патриота, если не касаться вопросов гражданского и правового воспитания. Цель этой работы - подготовка учащихся к ответственному участию в политической жизни в качестве компетентных информированных граждан, преданных фундаментальным ценностям демократии. Все это требует приобретения отдельных знаний, интеллектуальных и практических навыков, а также выработки определенных установок и черт характера, которые увеличивают возможности индивида влиять на политический процесс, на становление гражданского общества. Теоретическое знакомство детей с вопросами избирательного права и избирательного процесса происходит на уроках обществознания в 8 – 11 классах. В 8 классе в рамках изучения урока «Политика и политическая жизнь», «Гражданин и государство», в 9 классе -  «Гражданские и политические свободы», «Конституция РФ», в 10 классе – «Политическая деятельность», в 11 классе  - «Политический статус личности», «Демократия».
       
На этих уроках я рассматриваю с учащимися   наиболее важные ценности и принципы устройства демократического общества и государства; основные политические права и свободы человека и гражданина;  понятие и социальную функцию выборов; главные принципы избирательного права; положения законодательства Российской Федерации о выборах относительно избирательных прав граждан и их гарантий; основные стадии  избирательного процесса; виды избирательных систем и их особенностей        
   Логическим продолжением         данной  работы в этом направлении является    самостоятельная работа учащихся  по вопросам избирательного права и избирательного процесса. Виды работ, которые выбирают учащиеся, разнообразны: рефераты, проекты, сочинения – эссе, доклады.
         В 2009 году ученик 8 класса  Чернятьев Егор занял 1 место в муниципальном конкурсе «Мы выбираем будущее».  Школьный коллектив постоянно участвует в проведении мероприятий Серовской территориальной избирательной комиссией, на протяжении 4 лет, получаем грамоты и дипломы.

     На практике учащиеся могут применить эти знания  во время школьных выборов президента детского объединения « ДТО «Эдельвейс». В 2007 году ДТО «Эдельвейс» заняла I место в муниципальном туре, среди сельских школ Северного округа и Свердловской области в конкурсе «Мы выбираем будущее». В 2008 году I место в муниципальном туре, в 2009 г. -II  место. О своей  жизни в организации ребята рассказали на  семинаре школ северного управленческого округа «Детское самоуправление как фактор социализации личности».   Ответив на вопрос, что для них «Эдельвейс» - Школа Интересных Дел (сокращенно ШКИД - республика ШКИД).

        Добиться положительных результатов в работе возможно при интегративном подходе, который я реализую в многоступенчатой системе работы: это уроки истории, обществознания, основы экономической культуры, информатики,  элективные курсы, внеклассная работа по предмету, деятельность как классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе.  

 Практический опыт учащиеся получают,  участвуя в общественных делах школы и села: экологические субботники, акции милосердия, тимуровская работа; социальных акциях проводимых  администрацией Сосьвинского городского округа, например: «Операция Звездочка»; конкурсы -смотры на противопожарную тематику, по борьбе с вредными привычками, наркоманией,  СПИДОМ, туберкулезом.  Я постоянно являюсь куратором  работ деятельности детей. За участие в конкурсах и акциях имеем почетные грамоты: 1 место среди школ  г. Серова и Серовского района за  изготовление памятки  на противопожарную тему, Почетные дипломы управления образования.

        Одной из проблем компетентностного подхода к обучению, является сложность определения результативности его применения. Как определит уровень сформированности  активной  гражданской позиции воспитанника?

Свою гражданскую позицию учащиеся смогут продемонстрировать только во взрослой жизни. Однако говорить  можно о динамике изменений в мировоззрения учащихся, в их отношении к общественным процессам.

Я выделила следующие критерии  и показатели сформированности активной гражданской позиции

  Интерес к общественно – политической жизни поселка, района, страны

  просмотр информационно- политических программ

( беседа, наблюдения)

 Отношение к избирательному процессу (анкетирование)

 участие в социальных проектах (количество участвующих)

Отношение к предметам обществоведческого цикла

 Уровень качества знаний по предметам

 участие в предметных олимпиадах (кол- во и качество)

Участие в творческих конкурсах (кол- во и качество)

Сформированность

поведенческих качеств

  Уровень воспитанности

Повышение лидерской активности

         

Результатом своей деятельности считаю, 100% успеваемость по предметам обществознание, история.

Мониторинг качеств знаний, проведенный по годам, 2 выпуска с 8 - 11 класс, показал, что  качество знаний остается стабильным, на уровне 75-85%.

Доля участия в школьном туре олимпиады по предмету увеличилась  на 50%.

Высший балл по предмету составляет 88%.

При итоговой аттестации по предмету обществознание наивысший балл составил 75.

Участие в конкурсах:

  • 1, 2, 3 место в муниципальном конкурсе Сосьвинского городского округа «Мы выбираем будущее» за исследовательскую работу «Я и мои права»    - Киселев Данил, Васькина Оля, Васькина Вика.
  • 1 место в конкурсе «Мы выбираем будущее» в Северном управленческом округе,  Васькина Оля - 3 класс, 3 место - Киселев Данил - 3 класс.
  • 1 место  муниципальном конкурсе Сосьвинского городского округа «Мы выбираем будущее»  Чернятьев Егор, 8 класс
  • Диплом I Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» - авторский коллектив учащихся и учителей МОУ СОШ с. Романово

Результаты анкетирования:

 

Результаты диагностики мотивации  мотивация учебной деятельности: средний уровень – 48% (внешняя мотивация);

  • ориентация на личностный успех: средний уровень – 69% (в активной форме);
  • эмоциональное самоощущение (самооценка): адекватная – 80%, заниженная – 10%, завышенная – 10%;
  • готовность к сотрудничеству: 84% при условии заинтересованности учителя;
  • готовность к самостоятельному выбору: 56%.

О  положительной динамике в формировании гражданского сознания и активной жизненной позиции выпускников свидетельствуют результаты анкетирования. Так, в  последние 5 лет - 72% выпускников    заявили о своей готовности стать избирателями, а половина из них выбрали социально – ориентированные профессии.  

Об оптимальном уровне сформированности коммуникативной компетенции  моих учеников говорит их умение взаимодействовать с окружающими людьми, сотрудничать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе, что было выявлено методом педагогического наблюдения.

К окончанию школы мои выпускники  могут самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее,  что позволяет судить о сформированности информационной компетенции.

У молодых людей, обучавшихся в моих классах, сформированы личностные компетенции: их рассуждения и поступки целенаправленны, зрелы, среди них нет людей, преступивших закон. Более 50% моих выпускников получают высшее образование,  многие уже работают, создают семьи.

Литература

  1. Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно – исследовательская работа учащихся//   Преподавание истории в школе. -  2005. - №3.
  2. Возможности компетентностного подхода в развитии гражданственности старшеклассников / А. В. Дергай [и др.]. — Минск: Медисонт, 2008. http://www.fpb-belarus.org/publ/Citizenship_Book.pdf
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. -   http://www.bestreferat.ru/referat-88536.html
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -  С. 5-12.
  5. Молодцева И.В., Саволайнен Г.С. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. -  2007. - №1.
  6. Селевко Г. Педагогические компетенции и компетентность// Сельская школа. – 2004. - № 3. – С. 29 – 32.
  7. Степанова Л.Г. Формирование гражданской компетентности старшеклассников средствами предметов обществоведческого цикла. http://www.fkgpu.ru/doc/perspektiva2/rep_20.doc

  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 5. – С.58-64.
  9. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. - http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm
  10. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС». – 2009.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Эксцитативные приемы в системе компетентностного подхода в обучении истории и обществознания в современной школе.

В статье размещены эксцитативные приемы , используемые на уроках истории для воспитания патриотизма и гражданственности у современных подростков....

Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"

Новое время предъявляет и новые социальные  требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе  является воспитание гражданина. Необходима...

Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

В методической разработке описано, какими способами школа формирует патриотизм, гражданскую позицию, активность участников образовательного процесса, так чтобы обучающиеся могли противостоять террориз...

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

Выступление на педагогическом совете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»...

Выступление на педсовете «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»

тема: «Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции обучающихся с ОВЗ»цель: Воспитание у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, своему ...