Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
статья на тему
Социализация и профориентация
учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе. | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация и профориентация
учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Важнейшим направлением социализации является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью. Профориентация - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей. Особого внимания в настоящее время заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации учащихся школы VIII вида в современном социуме. Молодые люди часто попадают в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой. В центре внимания находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. К важнейшим задачам деятельности педагога относится помощь в развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении. Профориентация и социализация детей с ОВЗ должна быть организована с учетом следующих позиций. Во-первых, профориентация - достаточно длительный процесс, в ходе которого решаются проблемы адекватного профессионального самоопределения, профвыбора. Во-вторых, необходимая системность, комплексность процесса профориентации в значительной степени обеспечивается включением средств медицинского, психологического, социального характера. В-третьих, продолжительность процесса профориентации, его содержательная разноплановость предполагают различные этапы, направления, которые связаны со спецификой актуальных профориентационных задач и используемых для их решения средств. В-четвертых, своеобразие профориентации и социализации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации.
Одним из важнейших звеньев работы педагогов является оказание помощи учащимся в социально-профессиональной адаптации. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Именно школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Можно отметить, что на сегодняшний день в нашей школе сложились не только внутренняя система работы, но и система взаимодействия между профессиональными образовательными учреждениями, а так, же установлены связи с учреждениями других ведомств(центр "Семья"ПДН). В нашей школе наряду с трудовой подготовкой в школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного выбора профессии данной категории подростком существуют проблемы, которые являются характерными для всех учащихся с ОВЗ:
- заниженный уровень жизненных притязаний вне школы;
-неадекватность самооценки: у некоторых явно завышены профессиональная самооценка. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией;
-бедность жизненного опыта, ограниченность знаний;
- несфомированность социальных компетенций данной категории детей;
- школьникам неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда;
- учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии и
- нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными
возможностями здоровья
Поэтому мы стараемся создать эффективную систему профессионального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда. Все практические занятия, общешкольные мероприятия воспитатели в отрядах проводят для того. чтобы: расширить представления обучающихся о современном "рынке профессий", сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией, сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии. В нашей школе-интерната используются различные формы и методы адаптации: тренинги; индивидуальные задания; профдиагностика; профконсулътации; профориентационные уроки; профессиографические игры; профвстречи; профэкскурсии; профильное обучение.
Воспитатели организуют: индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции, познавательные игры (1-4 класс -Знакомство с профессиями родителей".5-7 классы «Мир профессий». 8 класс «Мы выбираем». Конкурс рисунков «Моя будущая профессия" Викторина «Что, где, когда?» о профессиях (5-8 классы).«Путешествие по профессиям».Игра-"Знакомство с миром профессий". (5-8 классы). Защита проектов, по теме «Новые профессии в современном мире» (7-8 кл. )
-проведение профессиональной диагностики обучающихся 5-8 классов «Сделай правильный выбор»
-организация встреч с представителями профессиональных учебных заведений ;
- ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
- организуют посещение учащимися дней открытых дверей средних профессиональных учебных заведенияхг.Котово.г.Камышина;
- организуют тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия(в пожарную часть. в лесхоз, магазины, парикмахерские;
- оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
- организуют встречи учащихся с выпускниками школы – студентами профессиональных учебных заведений;
-работают с детьми на пришкольном участке;
-благоустроивают пришкольную территорию;
-разрабатывают социальные проекты для оформления цветочных клумб у школы и
внедрение его в действие, проекты по озеленение отрядных зленых уголков;
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели,конкурсы ;
- обеспечивают профориентационную направленность практических занятий, формируя у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
Оптимальными психолого-педагогическими условиями подготовки учащихся школы к процессу социально-профессиональной адаптации являются: адекватное профессиональное самоопределение учащихся; первоначальная профессиональная подготовка; приобретение знаний и умений по самоанализу и саморегуляции жизнедеятельности. В систему профориентационной деятельности в, нашей школе, входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Проводятся:
- родительские собрания;
-лектории для родителей;
-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
-анкетирование родителей обучающихся;
-привлечение родителей школьников для бесед в мире профессий;
-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- организация детско-родительских мероприятий.
В процессе решения вопросов социализации и профориентации учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода .Необходимо вести:
1. Целенаправленную профориентационную работу с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья, следует проводить, начиная со старшего
дошкольного возраста. Эта деятельность должна включать в себя широкое
профессиональное информирование, основанное на сюжетно-ролевых играх.
2. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять
комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
3. Методический инструментарий для определения типологических особенностей
личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям
подростка с ОВЗ.
4. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать
профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.
5. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить
психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для
овладения той или иной профессией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Правовые аспекты учебно–воспитательного процесса как основа будущей социализации детей с ограниченными возможностями
Доклад на VIII Международной конференции дефектологов 15 ноября 2012 года...
Доклад "Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе."
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей трудового обучения...
«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»
Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»...
Совершенствование научно-методической работы ДПЦ «Молодость» в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса Секция: «Обновление содержания форм и методов работы ПДО по социализации личности
Материал I Открытых Алишевских педагогических чтений «Свободное время детства: За и против», 2011 г....
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...