Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
статья на тему
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы школы
в формировании социально-значимых качеств личности
через активизацию учебно-воспитательного процесса
Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения.
За последнее десятилетие отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Все это отразилось на отношении молодежи к таким ценностям, как культурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские, исторические, интеллектуально-образовательные, профессиональные, конституционно-государственные, общечеловеческие и т.д. В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживается тенденция значительного ослабления восприятия в сознании у молодежи этих ценностей или изменения в ориентирах на них.
Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. Особо это значимо на современном этапе общественного развития в период переоценки ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у молодежи. Приобщение ее к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Важнейшим институтом социализации личности подрастающего поколения было и остается образовательное учреждение. Сегодня это принципиальное положение находит отражение в государственной политике в области воспитания, определенной федеральной программой развития воспитания в системе образования Российской Федерации на долгосрочной основе.
Обществу стало понятно, что без приоритета воспитания, как органичной составляющей педагогической деятельности, трудно достичь интеграции общего процесса обучения и развития. Приоритет воспитания научно подтверждается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.01.
В Концепции сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Ведущая идея воспитания - воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения пред собой, своей страной, человечеством. Ориентирование детей на вечные, абсолютные ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, земля.
Принципы воспитания
1. Школа - для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
2. Обучение и воспитание - это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии педагога, воспитателя и воспитанника.
3. Связь воспитания с жизнью, социокультурной средой.
4. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
5. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
7. Творческий подход в воспитании и использование новых педагогических технологий.
Цель: Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности.
Задачи:
- Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически и нравственно здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению.
- Создание максимума условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
- Оказание помощи в определении смысла жизни в условиях социально-экономических изменений, в формировании самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, развитии самоуважения, способности к объективной оценке, развитии гражданской и социальной ответственности.
- Воспитание патриотических, гражданских качеств личности. Воспитание гражданской ответственности, доброты и мужества.
- Развитие потребности в здоровом образе жизни.
- Гармонизация отношений в общешкольном коллективе.
- Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений.
Средства воспитания
1. Труд
2. Учение
3. Общение
4. Слово
5. Искусство
6. Спорт
7. Игра
8. Элементы социальной среды
Воспитательная система школы является гуманистической. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними; на самопознание и самовоспитание ребенка; на создание в школе обстановки социальной защищенности, взаимодействия и взаимопонимания, творческого содружества.
Воспитательная система школы — развивающаяся система. В процессе работы постоянно конкретизируются цели воспитания на основе ориентировочных моделей выпускников начальной, средней (V-VI, VII-VIII классов) и старшей школы; расширяются ведущие виды деятельности.
Воспитанием в школе занимается весь педагогический коллектив.
Воспитательная работа в нашем учебном заведении осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу.
Воспитание проходит:
- Через уроки общеобразовательного цикла;
- Через внеклассную деятельность;
- Через внешкольную деятельность.
Воспитательная система школы осуществляется в процессе обучения и во внеурочной деятельности, может быть представлена в виде схемы с учетом уровней образовательного процесса:
Уровни |
|
Организация воспитательной деятельности в школе проходила через:
- Учебная деятельность.
Урок
1ый уровень образовательного процесса - освоение базы знаний, передача информации;
2ой уровень образовательного процесса - развитие репродуктивных способностей;
3й - уровень образовательного процесса - развитие познавательного потенциала.
Занятия в факультативах
1ый уровень образовательного процесса - открытие дополнительных знаний;
2ой уровень образовательного процесса - развитие познавательной активности;
3й - уровень образовательного процесса - интеллектуальное развитие
Обучение обеспечивает завершение базовой общеобразовательной подготовки, интеллектуальное развитие;
Организация учебно-воспитательного процесса на основе планирования. Это единство педагогических позиций и требований в учебной работе, и внедрение в практику достижений педагогической науки.
По изменениям в уровнях воспитанности и обученности детей можно судить о качествах учебно-воспитательной работы школы.
Так, высокий уровень общественной направленности говорит об эффективности деятельности педколлектива по достижению целей и задач воспитания. Сформированность мировоззрения подтверждает качество усвоения детьми ведущих идей науки и их практического применения. Обученность школьников во многом зависит от качества учебного процесса и его индивидуализации и дифференциации и т.д.
Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.
2. Классный час и классные мероприятия.
Классный час
1ыйуровень образовательного процесса - освоение норм и правил жизни в классе;
2ой уровень образовательного процесса - развитие чувства ответственности, коллективизма.
Главное в деятельности классного руководителя на сегодняшний день является содействие саморазвитию личности, обеспечение активной социальной защиты ребенка, сохранение здоровья, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий подростков по решению собственных проблем.
В воспитательной работе классного руководителя следует выделить следующие направления:
- Непосредственное воздействие на обучающихся (изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов);
- Программирование воспитательных воздействий (разработка и реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы, включение подростков в разнообразные виды деятельности, развитие самоуправления класса);
- Профилактика влияния различных субъектов социальных отношений обучающихся (социальная помощь семье, взаимодействие с педагогами, коррекция воздействия средств массовой информации, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с другими образовательными учреждениями).
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
Всеми классными руководителями в этом году составлены планы воспитательной работы.
Классные руководители ставят перед собой следующие воспитательные задачи:
- работа над сплочением детского коллектива;
- воспитание уважения к себе и окружающим;
- знание культуры поведения, культуры общения;
- профилактика здорового образа жизни;
- организация ученического самоуправления;
- тесная связь с семьей, вовлечение родителей в общественную жизнь класса и школы.
Учитывая возрастные особенности учащихся, продумано и грамотно составлена работа в классных коллективах.
Большую воспитательную работу проводят классные руководители.
В этом учебном году классные коллективы работали согласно «Целевой программе воспитания». Это программа была разработана в соответствии с особенностями (психологическими и возрастными) учащихся.
3.Общешкольные праздники и мероприятия.
Досуговая деятельность
1ый уровень образовательного процесса - организация познавательного досуга ;
2ой уровень образовательного процесса - поддержание интереса к занимательному досугу;
3й - уровень образовательного процесса - занятость во внеурочное время.
Все более острой педагогической проблемой год от года становится свободное время учащихся, воспитание у них умений разумно, интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг.
Несмотря на все сетования на учебную перегрузку, на нехватку времени, у наших детей времени, свободного от учения, выполнения домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей — очень много. В среднем 180 дней каникул. Воскресений, праздников и еще около 100 дней за счет часов, остающихся в личном распоряжении учащихся. Они заполняются разнообразной досуговой деятельностью. Это и дополнительная учеба по личной инициативе; самообразование; общественная деятельность; потребление ценностей культуры; научно-техническое творчество; труд по желанию и оплачиваемая работа; прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм, физическая культура; общение с природой и экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия; игры и сюда же входит отдых как "ничегонеделание", и в том числе, к сожалению, антикультурные занятия и криминальный досуг.
В развитии ребенка свободная (досуговая) деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы: целеполагание (свобода, воля), планирование (инициатива, творчество), реализация намеченных целей (трудолюбие, способности), анализ и оценка результатов (совесть, честность, честь). Проведение досуга оказывает сильное воздействие на все стороны жизнедеятельности детей, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Впечатления, переживания, содержание свободных дней и часов детства неоценимы для будущей взрослой деятельности.
Грамотно организованный досуг ребят — школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности; школа профилактики правонарушений. Досуг — школа поддержки, одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, "трудного", т.к. победа ребенка в досуговом деле — это здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться. Сегодня, как никогда, детям нужен досуг.
Вторая половина дня детей, наполненная полезная деятельностью, дополняет и органически продолжает воспитательный процесс, который берет свое начало на уроке, развивает интересы, способности, таланты, социальные связи, качества, чувства, помогает молодым людям жить в коллективах, находить свое место в жизни.
В школе осуществляется идея о равновесии, равноценности обеих сфер жизнедеятельности ребенка — учебной (академической) и досуговой (внеурочной, внеклассной).
Внеурочная деятельность способствует формированию нравственных, гражданских качеств, жизненных позиций, развитие способностей, здорового образа жизни, коммуникативных качеств на основе разнообразной творческой деятельности в процессе рациональной организации труда и отдыха, индивидуального жизненного опыта.
Направления воспитательной деятельности:
- учебно-познавательная деятельность;
- профориентационное воспитание;
- военно-патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- эстетическое воспитание;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- профилактика вредных привычек;
- профилактика детского дорожного травматизма;
- гражданско-правовое воспитание;
- нравственное воспитание;
- воспитание экологической культуры;
- воспитание основам экономических знаний;
Школьные мероприятия проходят в различных формах:
- общешкольные праздники;
- КТД;
- игровые и конкурсно-игровые программы;
- встречи с интересными людьми;
- тематические вечера;
- концерты;
- лекции;
- беседы;
- круглые столы;
- акции и др.
Детский массовый праздник - одна из самых распространенных сложных форм работы школы, воспитателя. Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его "мудрости", "чтобы, развлекая, поучать". Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.
Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости.
4. Работа органов детского самоуправления и организации «Лидер»
Органы самоуправления и общественная организация
1ый уровень образовательного процесса - овладение нормами и правилами поведения;
2ой уровень образовательного процесса - развитие чувства причастности к социуму;
3й - уровень образовательного процесса - развитие социальной активности.
Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. В последнее время Министр образования РФ В.М.Филиппов неоднократно обращал внимание на этот вопрос, подчеркивая необходимость создания органов ученического самоуправления в школах. Министерство Образования РФ направило письмо Главам субъектов РФ с предложением поддержать этот процесс.
Уже не первый год в школе работают органы ученического самоуправления, которые участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива нашего учебного заведения.
Развитие самоуправленческих способностей ребенка является одним из основных условий формирования личности. Этот процесс непрерывный, длительный и индивидуальный. В отличие от способностей специальных, которые создают возможность для успешного определенного вида деятельности, самоуправление - способность универсальная, присущая в той или иной мере каждому человеку Специальные способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способности к самоуправлению зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. Н.Коупленд отмечал, что «обычный человек использует только десять процентов своих физических и умственных способностей. Разница между той силой, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении, - это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть».
Поэтому роль нашей педагогической системы заключается именно в том, чтобы помочь учащемуся непрерывно и целенаправленно развивать и совершенствовать способность управлять своей индивидуальной деятельностью, что предполагает:
- способность ставить индивидуальные цели и работать над ними в плане конкретности и достижимости;
- способность вычленять главное и логически выстраивать задачи с учетом их взаимодействия и соподчинения;
- способность работать с информацией необходимой для достижения целей;
- способность логически выстраивать деятельность и распределять события и действия во времени;
- способность прогнозировать характер протекания процесса, предполагать возможные проблемы и трудности, находить пути их решения и устранения;
- способность анализировать и оценивать результат своей деятельности.
Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления:
воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Задачи ученического самоуправления:
- создание условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства;
- воспитание желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзьям и ровесникам.
Продолжает свою деятельность Детская и Юношеская Общественная Организация "Лидер".
"Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство". Таким образом, детский клуб и кружок отличаются от детской организации, прежде всего наличием социально ценной идеи, то есть направлением вектора интересов. Если в кружке и клубе вектор направлен во внутрь, то есть, на самих участников клуба или кружка, то в организации вектор направлен во вне, то есть на общество.
Подавляющее большинство ребят ищут в детских объединениях реализации своих возрастных потребностей: коммуникативную (желание неформально общаться), деятельную (желание производить продукт), творческую (желание реализовывать свои идеи), амбиционную (желание быть признанным). Часто эти потребности вступают в противодействие друг с другом, например идея одного ребенка может быть встречена негативно другими детьми, затянувшееся по времени обсуждение ставит под удар произведение продукта и так далее. В качестве одного из решений подобного рода противоречий и возникли детские организации, где помимо желаний участников существуют еще и правила их взаимодействия описанные в законах, принципах или уставе организации. Таким образом, детская организация является более структурированной и простой в понимании ребятами, чем детское объединение.
Цели деятельность организации:
- Влияние на формирование качественно нового общества с новыми взглядами на социальную, экономическую, политическую сферу жизни;
- активизация лидерского и творческого потенциала школьников, создание единого поля общения и взаимодействия.
Задачи организации:
- Развитие коммуникативных способностей.
- Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
- Формирование и развитие лидерских качеств.
- Формирование умений и навыков лидерского поведения.
- Самовыражение каждого активиста через участие в его конкретных делах.
- Развитие культуры межличностного общения молодежи, создание здорового стиля взаимоотношений.
- Формирование коллективно-творческого мышления.
- Способствовать развитию самостоятельности во взглядах активистов.
Направления деятельности:
- Социализация;
- Патриотическое;
- Социально-политическое;
- Досуговое.
Основные направления деятельности объединения:
- МИГ (Молодежная Инициативная группа) - организация различных видов деятельности: "Пресс-Центр", "Старшеклассник", клубы по интересам
- ТИГ (Творческая Инициативная Группа) - организация и проведение различных мероприятий
- НИГ (Научно-Инициативная группа) - разработка и реализация проектов
Концептуальный подход к деятельности организации представляет программу организации жизнедеятельности учащихся (1-11 классы), профилирующейся под задачи развития у детей возможностей социальной адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни. Направленность модели связана с реализацией компенсационной функции свободного времени по отношению к периоду учебного года. Жизнедеятельность в свободное время - это добровольная практическая деятельность, которая совершается личностью, наделенной качествами современного делового лидера, с целью самовыражения и удовлетворения своих интересов.
Ведущей идеей содержания работы является приобретение учащимися навыков лидерского поведения, столь необходимых для жизни в цивилизованном мире.
Программа организации - это логическое продолжение программ деятельности школьных органов самоуправления.
5. Дополнительное образование
Занятия в кружках
1ый уровень образовательного процесса - освоение дополнительных знаний;
2ой уровень образовательного процесса - развитие творческих способностей, самостоятельности;
3й - уровень образовательного процесса - совершенствование профессионального мастерства
В толковом словаре одно из значений слова “развить” - дать раскрыться умственным, духовным и физическим качествам человека. И, конечно же, сидя на уроках, недостаточно будет условий, возможностей попробовать себя ученику в разных видах деятельности. Кружки помогают ребёнку развивать в себе те или иные наклонности, способности. Занятие в кружках стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она даёт учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности.
Приоритетными направлениями в организации внеурочной деятельности и дополнительного образования в школе стали:
- Включение учащихся в различные кружки и секции по интересам в школе и вне нее. Для чего был проведен сбор сведений о занятости учащихся и акция «Найди себя», которая своей задачей ставила вовлечение учащихся в кружки и секции.
- Создание условий по развитию спортивно-массовой и оздоровительной работы, формированию навыков ЗОЖ.
Представление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает задачи:
- Развитие творческих способностей и творческой активности школьников.
- Развитие их познавательных интересов.
- Формирование мотивации успеха.
- Создание условий для самоутверждения и самореализации.
- Создание условий всестороннего развития личности.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.
6. Участие в фестивалях и конкурсах
Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в жизни города и округа.
Практически ни одно общегородское мероприятие или спортивное соревнование не обходится без участников от нашей школы.
Творческие коллективы школы выступают на сценах ТПП, Сервисного центра, детских садов, Культурно-спортивного комплекса, Молодежного центра «Этвит» и, конечно, Дома культуры «Октябрь»
Своим примером педагоги школы воодушевляют на участие и учащихся.
Таким, образом, критерии успешности организации воспитательной работы в школе можно определить как:
- Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы.
- Координирующая роль директора и участие администрации в организации воспитательного процесса в школе.
- Включенность родителей в воспитательный процесс.
- Информационное обеспечение участников воспитательного процесса.
- Наличие фонда поддержки воспитания в школе.
- Главным условием успешности воспитательной деятельности в школе следует считать создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата.
- Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует и тех, кого планируют). Обязательное сочетание традиционного планирования с ситуационным.
- Оптимальный охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям, главное направление деятельности педагогов – расширение культурного и нравственного диапазона представлений и ценностей учащихся.
- Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы.
- Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности.
- Смысл воспитания в передаче социального опыта учащимся, включении их в деятельность по накоплению собственного позитивного опыта.
Постоянное нарастание динамики в оценке учащихся роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношением с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....
«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)
География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...
Система воспитательной работы школы как сотрудничество и соавторство всех субъектов образовательного процесса.
В данном материале говорится о месте воспитательной работы в целостном педагогическом процессе и в системе работы школы....
"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"
"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...
Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"
В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...
Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...