Правовые аспекты учебно–воспитательного процесса как основа будущей социализации детей с ограниченными возможностями
материал по теме
Доклад на VIII Международной конференции дефектологов 15 ноября 2012 года
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласно статистической информации рождаемость детей с ограниченными возможностями увеличилась, в связи с чем в нашей стране проводится специфическая государственная социальная политика, создается система социальной защиты данной категории детей.
По некоторым данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 11 -12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн.
Всем известна истина: по тому, как общество относится к инвалидам, можно судить о его цивилизованности.
Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире.
Как известно, в соответствии с Конституцией, Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, то есть осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, переходящих в разной степени под его попечительство.
В условиях дошкольного образования социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в задачу, предполагающую психическое, физическое, интеллектуальное развитие ребенка.
Являясь учреждением коррекционного в своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами:
- защита интересов ребенка
- сохранение семейных связей
- максимальное использование сохранённых ресурсов
положительного развития (как ребенка, так и семьи)
- содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья
- информирование родителей ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи; о содержании, методах и формах проводимой нами коррекционной работы, а также о результатах диагностики;
- информирование родителей о возможности организовать обучение и воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (группы).
- содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания;
- повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи, поддержки.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей ребенка: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития. При необходимости дети в конце учебного года направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.
Немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенную социальную группу или в общество целом предполагает возникновение у него чувства равенства с другими членами этой группы (или общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами. В этом случае у человека формируется адекватная самооценка, чувство безопасности и психологического комфорта.
Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, принимающих непосредственное участие в обучении и воспитании этой категории детей: логопедов, учителей-дефектологов, педагогов психологов.
Нельзя изучать ребенка с ограниченными способностями в отрыве от семьи, основы коррекционного воспитания и обучения надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. С этой целью важно регулярно проводить консультирование родителей, открытые занятия для взрослых, наиболее тесно взаимодействующих с ребенком. В своем учреждении мы практикуем особую форму проведения занятия самими родителями (законными представителями) в присутствии педагога. В ходе такого занятия взрослые учатся основам методики коррекционного обучения. Это дает им возможность продуктивнее заниматься с ребенком самостоятельно, что увеличивает эффективность обучения дошкольника.
Родители имеют право совместно с педагогом разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для своего ребенка. При разработке такой программы следует опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Педагоги обязаны корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
Педагоги дошкольных учреждений, обеспечивая право детей на полноценное существование в социуме, создают прочную основу для его дальнейшей социализации, возможности в будущем трудиться и вносить посильный вклад в развитие своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Опыт работы с детьми в коррекционной школе восьмого вида....
Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»
С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....
Доклад: "Совершенствование процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из опыта работы по совершенствованию процессов профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида, как одного из компонентов социализации детей с ограниченными возможностями здор...
Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап развития общества выдвигает перед школой новые задачи. С особой силой ставится вопрос о поиске новых подходов совершенствования учебной, коррекционно- воспитательной работы по мобили...