«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
материал на тему
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему:
«Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
Деянова Е.А.
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего – в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами, учащимися и родителями. Основу этих отношений всё в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнёрство.
Учебно-воспитательный процесс- это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся. Поскольку и педагог, и учащиеся являются активными сторонами процесса и субъектами деятельности (каждый своей), было бы неправомерно рассматривать его только как обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося. Ученик также располагает ресурсами воздействия на учителя, поэтому образовательный процесс вполне корректно можно охарактеризовать как взаимодействие.
Во всяком взаимодействии людей выявляются его осознанность и целенаправленность. Цель участников взаимодействия может быть либо общей, либо каждый участник может преследовать свою цель.
Успешность учебно-воспитательного процесса, на мой взгляд, в первую очередь зависит от сотрудничества классного руководителя со всеми участниками процесса. Работая в системе образования 23 год, прихожу к выводу, что классный руководитель - это ключевая фигура в управлении процесса развития ребёнка, поскольку он ближе всех находится к своим подопечным. Именно поэтому я стараюсь работать в тесном сотрудничестве со всеми участниками процесса :
- обучающимися
- администрацией школы
- учителями –предметниками
- социальным педагогом
- старшей вожатой
- школьным библиотекарем
- родителями
Я как классный руководитель 8 «А» класса работаю с коллективом из 20 учащихся, 38 родителей, 12 учителей-предметников и администрацией. Взаимодействие с администрацией многогранно. Это и проведение инструктажей по т\б, индивидуальные беседы с учениками и родителями которые мы проводим совместно с Юдиной М.Н., Стребковой Н.А. , контроль за ведением журналов и дневников. Электронные дневники я заполняю ежедневно, но помимо них у нас существуют и бумажные версии.
Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, очень важно, ведь успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи.
При взаимодействии с учителями-предметниками я использую следующие формы работы:
- Посещение уроков учителей-предметников . в своём классе я присутствовала на уроках Журавлёвой Л.А., Макаровой О.Б., Дмитриевой С.В., Бубенцовой Т.Н., Артёмовой Т.В., Поповой Н.В. и др.
- Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение). В том случае, когда коллеги не могут их посетить в силу различных обстоятельств, я беседую с ними заранее, записываю их рекомендации родителям, поощрения и нарекания, и затем , выступая перед родителями, выступаю от лица каждого учителя, работающего с моим классом.
- Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; во 2 четверти очень тесно мы работали с Лежнёвым Александром Владимировичем и к наше общей радости смогли добиться положительного результата.
В моём классном коллективе двое учеников, которых можно охарактеризовать как трудных. Это Зубков Юрий и Васильев Григорий. Эти ребята стоят на внутришкольном контроле, сложные отношения сложились с правоохранительными органами. Поэтому в очень тесном сотрудничестве я работаю с социальным педагогом Пенягиной Алиной Валерьевной и инспектором по делам несовершеннолетних Данилиной Еленой Владимировной. Мы посещаем семьи этих детей, беседуем с ними, проводим профилактику пропусков уроков без уважительных причин, профилактику правонарушений.
Ученики моего класса очень активные, участвуют в мероприятиях разного уровня, и поэтому организована работа совместно с вожатой Коротковой Ольгой Александровной. Например, если необходимо поставить какой-либо танец для мероприятия, она всегда может положиться на моих девочек.
Начиная с 5 класса, мы работаем в тесном сотрудничестве с коллективом под руководством Макаровой Ольги Борисовны. Мы проводим совместные классные часы, внеклассные мероприятия, посещали музей А.Н.Верстовского, музейно выставочный центр г. Тамбова, музей-усадьбу Асеевых, краеведческий музей, зоопарк.
Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью библиотеки успешно развивается познавательная активность учащихся, интерес к учению, и, конечно же, любовь к книге. Очень содержательное и интересное мероприятие о толерантности было проведено для классных коллективов 8 «А» и 8 «Б» школьным библиотекарем Гольневой Ларисой Викторовной.
Осенью этого года я со своими детьми принимала участие в субботнике по благоустройству территории храма Михаила Архангела. Девочки занимались обрезкой цветов, пересадкой растений, мальчики помогали разбивать клумбы на прилежащей территории. Все дети очень старались, осознавая, что это не просто клумбы, а территория храма.
- Школа и семья - естественные союзники в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них - условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школа, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Думаю, мои коллеги согласятся, что самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями. Учебно-воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, если активного участия в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации этого процесса . Чтобы добиться взаимопонимания с родителями и эффективности воспитательного процесса необходимо правильно построить взаимоотношения педагогов и родителей. Чтобы взаимодействие было наиболее успешным, в своей работе я выбираю несколько стилей. Я стараюсь быть не просто классным руководителем, а педагогом-консультантом, который всегда готов помочь решить самые сложные проблемы и другом родителей, который вместе с ними пытается решить все возникающие в классе проблемы, и, одновременно быть педагогом-другом. Утверждать, что всё удаётся, было бы излишне самоуверенно. Родители моих учеников знают, что ко мне можно обратиться за помощью в любую минуту. Но вместе с тем , я знаю, что могу позвонить им при первой необходимости (а по хорошему поводу общаемся редко, чаще проблемы) и спокойна за то, что они правильно поймут , ведь я беспокоюсь за детей так же как и они. А совместно мы всегда найдём оптимальные пути решения любых, даже самых сложных вопросов. Работа с родителями разносторонняя:
1. Изучение воспитательного потенциала семьи
2. Психолого-педагогический всеобуч родителей
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
4. Индивидуальная работа с родителями
5. Родительские собрания
- Все мы классные руководители работаем, опираясь на общешкольный воспитательный план, но помимо того у каждого из нас есть свой план работы со своим коллективом. Хочу просто привести примеры некоторых мероприятий. В преддверии дня матери мои дети писали признание в любви своим мамам. Потом я все их сочинения напечатала, они приклеили фото своих мам, поместили в рамку формат А-4 и праздничным утром преподнесли своим мамам. Это было очень трогательно, на следующий день они делились впечатлениями. 3 декабря мы проводили классный час «Люди, сильные духом», посвящённый людям с ограниченными возможностями. Я подобрала материал о 10 людях. Фамилии некоторых из них были знакомы, а про других не слышали никогда. Материал достаточно интересный и серьёзный. Есть к нему и презентация и этот материал можно найти на моём сайте на ns.portal.
В заключении хочу сказать, что решение проблемы социализации личности ребёнка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Всем успехов!
Интернет ресурсы:
1)http://festival.1september.ru 2) pandia.ru 3) mobiw.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-105875-1355597688.jpg)
«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»
«Сбережение здоровья всех участников образовательного процесса – стратегическая задача школы»Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-272896-1373264166.jpg)
Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».
Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика,...
Здоровьесберегающие технологии. Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
В статье затронута проблема здорового образа жизни и пути её разрешения....
Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.
В данной статье представлены особенноти работы образовательного учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...
Рекомендации по организации взаимодействия всех участников образовательного процесса
Возможные варианты работы по налаживанию взаимодействия...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/12/picture-1036917-1526074103.jpg)
Постановка мюзикла как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса
Во время работы над мюзиклом, педагог создает условия для развития творческой активности детей, в которых ребёнок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует своё творческое начало...
Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»
Удовлетворенность взаимодействием с психологом всех участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель)в МБОУ «Мало-Куналейской СОШ»...