Памятка "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях"
материал на тему
В памятке "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях" представлены:
- Основные трудности подростков
- Порядок поведения педагога при возникновении конфликта во время урока
- Действия педагога при проявлении агрессивности подростков
- Кекомендации по выстраиванию учебный процесса с трудными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_po_rabote_s_trudnymi_podrostkami.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие советы:
- Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.
- Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
- Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
- Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность - лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Составил: социальный педагог Бондаренко И.Л.
Основу трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.
Эти трудные черты порой абсолютно неуправляемы и приводят к постоянным конфликтам, как между учащимися, так и с педагогами, они же мешают учебному процессу и нарушают дисциплину на уроках. Таким образом, они недопустимы, нежелательны и каждому педагогу хотелось бы избавиться от них раз и навсегда. Это взгляд со стороны педагога. А что же происходит внутри подростка, почему именно в этом возрасте практически каждый из них проявляет эти черты?
Хочется еще раз напомнить, что подростковый возраст – это один из кризисов в жизни любого человека. А, как известно, именно в кризисных ситуациях очень часто проявляются негативные качества человека, иногда тщательно скрываемые им в стабильных благоприятных условиях. Во взрослом мире даже принято проверять человека, как в профессиональной, так и в обыденной жизни, путем испытаний и трудностей, т.е. искусственным созданием кризисных ситуаций. Тогда чем подростки хуже взрослых, почему они не могут в состоянии кризиса проявить свою негативную сторону? Подросток еще не умеет справляться с жизненными трудностями и, соответственно, не имеет в своем арсенале способов адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И в этом случае задача любого взрослого, а в особенности педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и адекватно функционировать в кризисных для человека условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых попытках справиться с ситуацией.
Конфликты во время урока
- Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.
- При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.
- Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.
Агрессивность.
Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.
Учебный процесс.
В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С "ТРУДНЫМИ" ПОДРОСТКАМИ
Этот небольшой план поможет составить алгоритм своей деятельности и работы . Можно добавлять к нему более волнующие воаросы,расширять их....
Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).
Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно...
рекомендаций по проведению коррекционной работы с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию.
Рекомендаций по проведению коррекционной работы с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию....
Памятка педагогам по работе с "трудными" подростками
Правила работы с «трудными» школьниками...
Семинар-практикум для педагогов "Как общаться с трудными подростками"
Семинар-практикум на развитие коммуникативной компетенции «Как общаться с трудными обучающимися» (для педагогов 5-11 классов). Включен конспект, листы для заполнения и презентация....