Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"
методическая разработка (6 класс)
Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_alternativa.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ
Программа работы с трудными подростками
в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
«Альтернатива»
Автор: Алиева Ильмира Ильдаровна
Должность: методист, заведующая отделом
г. Нерюнгри, 2010 год
Оглавление
Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в ЦРТДиЮ
1 этап – выявление детей «группы риска»
2 этап – дифференциация по подгруппам
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности
Методическое обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Формы подведения итогов реализации программы
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
В настоящее время понятие «дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» мы подразумевали детей с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.
Так, из 12 350 школьников города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) около 8 тысяч были оздоровлены различными видами отдыха на период летних каникул. В свободное от учебы время 9 692 ребенка посещает кружки и секции, из них только 641 - это дети и подростки «группы риска». Это составляет 80% от общего числа детей, состоящих на всех видах учета. Но эти данные приведены на начало учебного года, когда дети только записываются в кружки, секции, различные объединения, к середине учебного года, как правило, картина намного хуже – занятыми остаются около 20%.
Поэтому работа по организации свободного времени детей и подростков с девиантным поведением стала жизненно важным условием для системы дополнительного образования г. Нерюнгри.
Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.
Положив в основу данный закон, в МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри (далее Центр) разработана программа деятельности с трудными детьми и подростками. Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально значимую деятельность.
Программа предоставляет детям и подросткам возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными.
Направлена программа на детей и подростков с девиантным поведением 5-11 классов, реализуется в течение учебного года.
Цель программы:
Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением в условиях дополнительного образования.
Задачи программы:
- Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
- Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
- Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
- Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.
В рамках Программы выработан следующий алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска»:
1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;
2 этап – дифференциация по подгруппам;
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности.
Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в ЦРТДиЮ
1 этап – выявление детей «группы риска»
Социальный педагог Центра и педагоги дополнительного образования на основе данных операции «Всеобуч» производят сверку, на основе которой формируется банк данных о воспитанниках «группы риска» ЦРТДиЮ. Он представляет собой документ формата doc, в котором хранится информация об обучающихся.
Банк данных позволяет осуществлять количественную и качественную оценку по специально выделенным критериям:
- персональные данные воспитанника (ФИО, дата рождения, домашний адрес, информация о родителях, вид учета);
- статистические данные (название объединения, педагог);
- учет фактов нарушения Устава Центра;
- учет мероприятий, проводимых с обучающимися;
- характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.
Банк данных об учащихся «группы риска» является открытым лишь для администрации Центра и педагогов.
Полученная информация является источником для анализа и в результате - мониторингом проявления девиаций у воспитанников Центра, дает возможность более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.
2 этап – дифференциация по подгруппам
При анализе данных операции «Всеобуч» и состава обучающихся Центра выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.
1 подгруппа – воспитанники, состоящие на различных видах учета и посещающие различные объединения Центра.
2 подгруппа - воспитанники Центра, имеющие склонности к различным формам девиантного поведения, но не состоящие на учете.
3 подгруппа – учащиеся «группы риска» образовательных учреждений г. Нерюнгри, не охваченные услугами Центра.
3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности
С воспитанниками первой и второй подгруппы планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в реализации программ индивидуального сопровождения воспитанника. С воспитанниками психологами Центра проводится глубокая диагностика по следующим методикам:
- «Шкала личной тревожности А.М. Прихожан»;
- «Агрессивность» (Басса – Дарки в адаптации Г.А.Цукерман);
- «Самооценка» (автор Дембо-Рубинштейн).
- «Изучение характерологических особенностей подростка по тест-опроснику Г. Айзенка».
- «Акцентуация личности» (автор Шмишек – для учащихся 12–13 лет).
- «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» (ПДО под ред. А.Е. Личко)
- «Анализ семейной тревоги» (автор Э.Г. Эйдемиллер).
- «К чему люди стремятся в жизни» (автор Рокич).
- «Социометрия» (автор Д.Морено).
- Тест ГИТ, ШТУР.
Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты (психологи, соц. педагог и педагоги дополнительного образования) установят:
- индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в обучении и профессиональном самоопределении;
- зону его ближайшего развития, перспективы;
- определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического и социального воздействия.
Весь комплекс разработанных на заседаниях социально-психологической службы мер ложится в основу Программы индивидуального сопровождения обучающегося «Преодоление».
Именно программа индивидуального сопровождения обучающегося Центра становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на протяжении всего обучения в учреждении.
Важным условием эффективности программы сопровождения является согласованность действий всех специалистов социально-психологической службы, педагогов дополнительного образования и родителей, их высокий профессиональный уровень и заинтересованность.
С воспитанниками третьей подгруппы осуществляется профилактическая работа, направленная, в том числе, на привлечение данных подростков к организованному досугу в условиях Центра через работу клуба «Мальчишник» (см. Приложение 1).
Методическое обеспечение программы
- Социально-реабилитационные технологии:
- Исследование микросоциума ребенка.
- Установление доверительных отношений.
- Методы обучения и воспитания:
- Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.
- Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.
- Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.
- Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.
- Диагностика подростков:
- Исследование интересов подростков.
- Исследование ценностных ориентаций участников программы.
4. Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:
- на формирование позитивных дружеских отношений.
- групповую сплоченность.
- на формирование доверия друг к другу.
5. Организация и проведение конкурсно - познавательных игр, спортивных мероприятий:
- районная игра «911» - направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся «группы риска» 5-6 классов.
- гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» - направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов.
- познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков 8 – 11 классов.
- спортивные мероприятия: Малые Олимпийские Игры, «Веселые старты», соревнования по пулевой стрельбе, настольному теннису, настольным играм (шахматам, шашкам) и т.д.
Кадровое обеспечение программы
К реализации программы привлекаются:
- сотрудники социально-психологической службы ЦРТДиЮ: реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся «Преодоление»;
- руководители творческих объединений (педагоги дополнительного образования), в которых занимаются дети «группы риска»: реализация программы индивидуального сопровождения обучающихся «Преодоление»;
- социальный педагог: проведение конкурсно - познавательных игр «911», «В мире профессий» и гражданско-патриотической игры «Юная Россия»;
- инструктор по физкультуре: проведение спортивных мероприятий в клубе «Мальчишник».
Формы подведения итогов реализации программы
- Анализ проводимых методик и тестов.
- Отзывы подростков – участников программы.
- Отзывы заинтересованных лиц (педагогов дополнительного образования, родителей, социальных педагогов и учителей ОУ и др.)
- Реализация социально значимых мероприятий, их анализ.
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:
- использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- повысить количество обучающихся с девиантным поведением, вовлеченных в дополнительное образование;
- осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;
- создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;
- совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов.
Приложение 1
Информация о клубе «Мальчишник»
Клуб «Мальчишник» существует с 14 октября 2005 года. Цель деятельности клуба - вовлечение подростков в социально-значимую деятельность. Открытие прошло в виде игры «Дом, где живут друзья», на которую были приглашены учащиеся «группы риска» школ города. Через конкурсную программу ребятам было наглядно показано, чем они смогут заниматься в клубе. 28 человек по собственному желанию стали членами штаба клуба «Мальчишник» (из них 20 – состоят на различных видах учета). Однако это не означает, что клуб действует только для этих ребят: любой желающий подросток может найти себе дело по душе. Всего с 2005 года разными программами было охвачено свыше 500 учащихся.
Содержание деятельности исходит, прежде всего, из желаний ребят. Они сами планируют (под руководством социального педагога ЦРТДиЮ), организовывают и проводят массовые мероприятия, пресс-центр выпускает тематические листовки, плакаты, ежемесячную газету «Мальчишник».
В работе как средство активизации познавательной деятельности детей часто используются возможности ИКТ. На занятиях: как при подготовке, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Причем, для многих это порой единственная возможность научиться работать с персональным компьютером, так как в семье нет средств для его приобретения, а в школе часто к ним не допускают. Эффективно используются ИКТ при проведении массовых мероприятий, например, в качестве мультимедийного сопровождения. Презентации, созданные с помощью программы Microsoft Power Point, звуковое оформление позволяют достигнуть эффекта быстрого включения воспитанников в учебно-познавательную деятельность.
За 5 лет существования клуба традиционными стали следующие мероприятия:
- Малые Олимпийские Игры;
- конкурсно-познавательная игра «911»;
- гражданско-патриотическая игра «Юная Россия»;
- познавательная игра «В мире профессий» - 2 тура.
Согласно гуманистической педагогике ролевые и деловые игры являются современными педагогическими технологиями. Именно в виде деловых игр чаще проходят традиционные массовые мероприятия в клубе «Мальчишник». В жюри приглашаются представители организаций г. Нерюнгри – тренеры спортивных школ, капитаны городских команд по разным видам спорта, работники УВД, прокуратуры, больницы, библиотеки, музея и т.д.
Малые Олимпийские игры проводятся 2 раза в год по следующим видам: качание пресса, прыжки на скакалке, прыжки в длину с места, набивание футбольного мяча, прыжки «Ыстынга» и «Куобах», настольный теннис, армрестлинг, дартс (метание дротиков), отжимание, вращение обруча, стрельба. В соревнованиях определяются победители (1, 2, 3 место) в личном зачете по каждому виду. Традиционно эти соревнования собирают до 100 участников.
Конкурсно-познавательная игра «911» направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся 5-6 классов. В течение учебного года проходит 4 тура. Ребятам предлагаются задания, соответствующие их возрастным и психолого-педагогическим особенностям: расшифровать аббревиатуры, решить кроссворды, разгадать викторины, на время свернуть пожарный рукав и т.п. Участникам запомнился конкурс «Автосалон», выяснилось, что подростки практически не знают марки отечественных автомобилей. Стихотворения, сочиненные учащимися МОУ СОШ №2 и МОУ СОШ №3 позволили им выиграть номинацию «Самая творческая команда» по итогам 2009-2010 учебного года:
СОШ №2: Нельзя жить людям без воды Не избежать тогда беды! Воду в склянку наберите Спички в руки не берите Вы окно не открывайте, Очень быстро убегайте. | СОШ №3: Спички приносят беду. Вода выручает судьбу. В склянки мы воду нальем И пожар мы потушим бегом. И можно крикнуть в окне: «Помогите, пожалуйста, мне!» |
В ходе рефлексии все участники всегда высказались, что их полностью удовлетворяет организация игры и качество конкурсов. Члены жюри остаются довольны содержанием конкурсов, и предлагают дальнейшее сотрудничество. Победители игр получают Почетную Грамоту, подписанную начальником ГИБДД г. Нерюнгри.
Гражданско-патриотическая игра «Юная Россия» - в течение учебного года также проходит 4 этапа. Игра направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов. Игры тематические, посвящаются памятным датам, историческим событиям, известным деятелям России, Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри.
Познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков. Данная профориентационная игра предназначена для обучающихся 8-11 классов, посещавших занятия в клубе в течение учебного года. Эта возрастная группа школьников уже имеет базовый уровень знаний в области трудовых ресурсов. Поэтому участие ребят в профориентационных играх не только помогает применять полученные знания на практике, но развивать свои лидерские качества, способность принимать быстрое правильное решение в режиме соревнования. Позволяет развивать интерес к миру профессий у подростков, существенно расширить их кругозор, а также повлиять на выбор своей будущей специальности.
При разработке мероприятий учитываются психолого-педагогические особенности этих ребят:
- время проведения не превышает 1 астрономического часа;
- в интеллектуальных конкурсах вопросы не должны быть чрезмерно сложными;
- сочетание разных видов деятельности;
- ребятам необходимо поручать творческие задания;
- самое главное – создавать ситуацию успеха для каждого ребенка!
Соблюдение этих простых условий позволило сделать мероприятия для учащихся интересными и желанными. Наибольший отклик у детей находят мероприятия спортивной направленности, так как эти дети чаще всего реализуют себя в спорте.
Психологическое сопровождение воспитанников осуществляет социально-психологическая служба ЦРТДИЮ по следующим направлениям: диагностика (входная и итоговая), коррекционно-развивающая и тренинговая работа: тренинговые занятия, ролевые и деловые игры, направленные на развитие познавательных интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа научно - исследовательской школы "ЮнИс" МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Тимашевска
Программа предназначена для одаренных детей. Занятия ведутся в летнее каникуларное время и имеют эколого - биологическую направленность....
Программа работы с трудными учащимися в МОУ "Ялгинская СОШ"
Вашему вниманию предлагается комплекс мероприятий по работе с трудными учащимися в МОУ "Ялгинская СОШ"....
Программа работы с «трудным классом» (для подростков)
Цель программы: создание условий для поддержания школьной мотивации учащихся....
программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...
Программа работы с трудными подростками в МОУ СОШ с. Утан
Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, пра...
Программа для работы с трудными детьми
Данная программа разработана для работы с так называемыми "трудными" детьми....
Программа работы с трудными подростками
В помощь классному руководителю...