Профилактика работы с трудными подростками (из опыта работы).
статья по теме
Много говорится и пишется сегодня о проведении успешной профилактической работе с трудными подростками. Мы, социальные педагоги, которые сталкиваемся с такими ребятами каждый день, стремимся постоянно придумать что-то новое, интересное, пытаемся изменить подростков, направить их интересы, энергию в позитивное русло. В 2013 году в Тамбовской области стартовала Комплексная программа профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних "Не оступись!". Появился первый опыт, сетевое взаимодействие помогает организовать работу в данном направлении более продуктивно и интересно. Об этом я и хочу рассказать в своей публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_raboty_s_trudnymi.docx | 69.55 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях требуется усиление работы по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних подростков. В целях реализации Комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы, наша школа активно взаимодействует с МБОУ ДОД «Центром внешкольной работы», МБОУ ДОД ЦДОД, с ПДН УВД по г.Тамбову, с ПДН ОП № 3, КДН, органами опеки и попечительства, с МБОУ «Центр диагностики и консультирования», ТОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения», с ТОГКСУСО «Социальный приют «Орешек», подростковыми клубами «Импульс», «Бригантина», МБОУ Центр «Ради будущего», кафедрой социальной и семейной педагогики ТГУ им. Г.Р. Державина, библиотеками им. Е.А.Баратынского и С.Я.Маршака, спортивными школами города, советами территорий «Автовокзал «Северный», «Телецентр», «завод «Аппарат», с реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями здоровья «Росинка», с Региональным отделением ВОМИ по Тамбовской области «Аппарель».
Следует отметить, что МАОУ СОШ № 24 является одной их крупнейших школ города Тамбова. Школа состоит из трех корпусов, расположенных в северной части города, общее число обучающихся составляет 1599 человек. Из них 681 обучаются в младшем звене, 823 - в среднем и 95 – в старшем звене.
Микрорайон школы насчитывает 2058 детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет. Основной контингент обучающихся, дети и подростки из малообеспеченных, неполных семей (21,2% обучающихся из малообеспеченных семей, 28,3% неполные семьи, 5,8% многодетные семьи), проживающих в общежитиях. Основной контингент родителей – 35% рабочие, 24,5% служащие, 4,4% предприниматели. 55,6% родителей имеют средне специальное образование, 14,5% высшее. Неблагополучие социальной обстановки, наглядный пример аморального образа жизни, употребления спиртного, наркотических веществ, нецензурная брань – все это отрицательно сказывается на воспитании детей и подростков.
Приведенные выше сведения показывают, что реализация Комплексной программы «Не оступись!» актуальна для нашего учебного заведения. Всего на учете ПДН состоят 10 обучающихся 6-9 классов. На учете в КДН состоят 13 семей и детей, находящиеся в социально опасном положении. 29 обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, также вовлечены в реализацию данной программы.
В начале учебного года была составлена база данных на всех трудных подростков (приложение 1. Маршрутная карта). Каждая семья была посещена, выявлены особенности воспитания и проживания, проблемы взаимоотношений. Кому-то оказана адресная помощь.
Совместная работа с МБОУ ДОД «Центром внешкольной работы» позволила выявить особенности характера подростков, научить их правильному дыханию, занятия по релаксации расслабили и успокоили детей.
Одним из важнейших направлений данной программы является вовлечение ребят в активную досуговую деятельность в школе и вне школы. В этом неоценимую помощь оказывают подростковые клубы, с которыми школы активно взаимодействует. Проведение совместных праздников, мероприятий для жителей микрорайона помогает раскрыть таланты и способности ребят, проявить те качества, которые находятся где-то в глубине души, благодаря которым дети раскрываются подобно цветку.
Таким образом, представленный опыт может быть полезен социальным педагогам, работающим с трудными подростками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Маршрутная карта_________(фамилия имя)
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество | |
Дата, место рождения | |
Место проживания | |
Место регистрации | |
№ домашнего телефона | |
Сведения об образовании | |
Название учебного заведения | |
Адрес учебного заведения | |
Класс | |
Качество знаний | |
Процент успеваемости | |
Уровень учебной мотивации | |
Процент посещаемости учебных занятий | |
Количество пропусков без уважительных причин | |
Социальная активность | |
Членство в общественных объединениях | |
Взаимоотношения в коллективе | |
Уровень дисциплины | |
Сведения о семье | |
ФИО матери | |
Место работы, должность матери | |
Образование матери | |
Телефон матери | |
ФИО отца | |
Место работы, должность отца | |
Образование отца | |
Телефон отца | |
Число членов семьи | |
Состав семьи | |
Характеристика семьи (тип семьи, характер семейного воспитания) | |
Жилищные условия семьи | |
Материальный достаток семьи | |
Сведения о постановке на учёт | |
Дата постановки на учёт | |
Кто поставил на учёт | |
Причина постановки на учёт | |
Статья постановки на учёт | |
Состояние здоровья | |
Уровень физического развития, соответствие возрастным нормам | |
Наличие хронических заболеваний | |
Гигиенические навыки | |
Частота заболеваний | |
Состояние психического здоровья, наличие отклонений в психическом развитии | |
Состояние нравственного развития: | |
Нравственные ценности | |
Нравственное поведение | |
Сведения об асоциальном поведении | |
Наличие преддевиантного синдрома (аффективный, агрессивный тип поведения; семейные конфликты; отрицательное отношение к учёбе; низкий уровень интеллекта | |
Алкоголизация | |
Частота появления в нетрезвом виде | |
Наркомания | |
Агрессивное поведение | |
Суицидальное поведение | |
Сексуальные девиации | |
Воровство (вымогательство, попрошайничество) | |
Бродяжничество | |
Психические расстройства: | |
заболевания | |
акцентуации | |
аддикции | |
Принадлежность к неформальным группировкам | |
Противоправное поведение (девиантное, делинквентное) | |
Занятость во внеурочное время
НЕДЕЛЯ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
Занятия в классе (классные часы, мероприятия) | |||||||
Факультативные, элективные занятия, НОУ | |||||||
Занятия в школьных объединениях ДОД | |||||||
Занятия в объединениях УДОД | |||||||
Занятия в объединениях ДОД культуры, физкультуры и спорта | |||||||
Занятия в общественных объединениях, детских организациях, волонтёрских отрядах, клубах | |||||||
Занятия на портале | |||||||
Занятия на МОП | |||||||
Незапланированная занятость |
МЕСЯЦ
1 нед | 2 нед | 3 нед | 4 нед | 5 нед | |
Встреча (беседа) с тьютором (классным руководителем) | |||||
Занятие с психологом | |||||
Беседа с инспектором ПДН (секретарём КДН) | |||||
Беседа с администрацией (директор, зам. По ВР) | |||||
Обследование медсестры | |||||
Встреча с общественным шефом | |||||
Экскурсия | |||||
Незапланированная занятость |
ГОД
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Летняя занятость | ||||||||||||
Сетевая встреча | ||||||||||||
Консилиум | ||||||||||||
Массовые мероприятия | ||||||||||||
Выезд РРЦ | ||||||||||||
Индивидуальные проекты | ||||||||||||
Трудоустройство (где) | ||||||||||||
Поездки | ||||||||||||
Походы | ||||||||||||
Незапланированная занятость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидальных проблем среди подростков (из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова Пономаренко О.Г.)
Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл...
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ...
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ (из опыта работы)
Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения ко...
Взаимодействие с семьей по профилактике девиации подростков (из опыта работы).
Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и мор...
Духовно-нравственное воспитание как профилактика социально-негативных явлений среди подростков (из опыта работы)
Одно из актуальных направлений духовно-нравственного воспитания следует назвать реализацию комплекса эффективных профилактических мер, препятствующих разрастанию социально-негативных явлений в...
профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)
профилактика игровой зависимости подростков (из опыта работы классного руководителя)...
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)
Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения,алкоголизма,и других зависемостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы. ...