ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
статья на тему
Формирование культуры толерантности в студенческой молодежной среде (Из опыта профилактической работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tolerantnost_itog.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Овчинникова Наталья Дмитриевна, город Саранск, Саранский государственный промышленно-экономический колледж, преподаватель, smt@moris.ru
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс, развитие экономики, новые технологии – всё на службе человека. Но, несмотря на это, в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привёл к полнейшему взаимопониманию между людьми. Кроме того, социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, порождают тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Непростое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и к тому, что в отдельных регионах нашего государства стало ярко проявляться увеличение уровня аморальных поступков и других видов отклоняющегося поведения. Особенно нелегко встать на путь взрослой жизни и противостоять негативным явлениям в обществе в этот период оказалось современной молодежи.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Растет количество молодежных антиобщественных организаций. Возрождаются идеологии ненависти – нацизм, фашизм. В крайних формах стали проявляться жестокость, агрессивность и нетерпимость. Молодёжь, и в особенности студенчество, оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений.
Конечно, острых проявлений всех вышеперечисленных негативных явлений у молодежи нашей Республики не наблюдается, но считаем, что ранняя профилактика очень важна, чтобы не допустить проникновение этих явлений в молодежную среду региона. В нашем колледже учатся студенты разных национальностей. Девушки-мусульманки имеют традицию покрывать голову хиджабом. С одной стороны это кажется необычным, но через беседы на тему религиозного воспитания студенты колледжа имеют терпимое отношение к законам различных вероисповеданий.
Возникает чрезвычайно актуальная проблема формирования толерантных установок у студентов, так как студенчество составляет молодёжную элиту сегодня и является наиболее прогрессивной, организованной и развитой частью молодежи. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. И именно ей предстоит завтра работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных отношений.
Важность феномена толерантности столь сильна, что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. Статья 1 Декларации гласит: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии».
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, что современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
К сожалению, в российской действительности осознание истинного значения толерантного отношения еще формируется, и здесь очень важен потенциал образования как проводника культуры ненасилия.
Мы считаем, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Оно в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, а также должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Становится очевидным, что толерантность, как одно из смыслообразующих качеств личности, должна быть воспитана. Начинать следует с тех, кто призван формировать ценности и практику ненасилия, гуманности и уважения человеческого достоинства – с педагогов, которые должны помочь взрослеющему человеку найти свой способ реагирования на различные ситуации, возникающие в процессе общения (особенно это касается конфликтных ситуаций). Кроме того, должны научить видоизменять ролевое поведение в зависимости от обстановки, сформировать установку на терпимое отношение к себе и окружающим независимо от личностных особенностей и этнической принадлежности.
Этого можно достичь с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс разнообразных тематических мероприятий, посвященных изучению культуры других национальностей и направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы со студенческой молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности. Эффективными формами организации воспитательной работы в данном направлении может служить лекции, беседы, круглые столы, тематические классные часы.
Из опыта профилактической работы и после проведенного классного часа на тему «Шаги к толерантности» в студенческой группе хочется поделиться полученными результатами, решением поставленных задач и откликом студентов на данную проблему.
Основными целями мероприятия являлись:
- ознакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков;
- сформировать толерантную среду в образовательном пространстве колледжа;
- закрепить ценности толерантности, ненасилия, прав человека;
- сформировать навыки противостояния ксенофобии и этнической, религиозной вражде в повседневном общении;
- определить уровень толерантного сознания группы для дальнейшего планирования воспитательной работы.
Классный час состоял из шести проблемных блоков:
Блок 1. Актуализация проблемы. При актуализации проблемы толерантности были озвучены вопиющие факты и случаи проявления нетерпимости, дискриминации, агрессивного национализма, ксенофобии, антисемитизма и расизма, которые заставили студенческую аудиторию взволноваться и обеспокоиться сложившейся ситуацией, а также глубоко задуматься над причинами этих явлений. Радует то, что ребята открыто обсудили и высказали осуждение такого рода проявлений нетерпимости в обществе.
Блок 2. Теоретико-законодательная часть. Выявление важности проблемы и феномена толерантности базировалось на изучении принятой ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности, законодательной базы рассматриваемого вопроса. Студенты ознакомились с историей возникновения в мировой культуре явления и термина, с его этимологией. Одной из главных задач данного проблемного блока являлось раскрыть понятие "толерантность", сделать его более ясным и понятным для каждого участника группы.
Блок 3. Упражнение «Что значит быть толерантным?». Из перечня основных черт толерантной и интолерантной личностей студенты, определяли направленность личности, тем самым, создавая портрет толерантного человека. В ходе выполнения задания каждый из участников невольно проецировал эти качества на себя.
Блок 4. Тестирование «О толерантности». В рамках диагностической работы было проведено тестирование «О толерантности», выявляющее насколько толерантен каждый из студентов группы, и какие черты характера доминируют при этом. Вопросы теста очень увлекли студентов и заставили о многом задуматься. Результаты исследования показали, что в данной группе уровень толерантности имеет средний показатель. А доминирующими чертами характера у преобладающей части учащихся являются терпение, доброта и уважительное отношение к окружающим.
Блок 5. Творческая групповая игра «Дерево толерантности». Чтобы успешно решать вышеуказанную проблему во всем мире, необходимо работать над ней в малых социальных группах, например, в таких как молодежная студенческая группа. Данный блок, реализованный в виде групповой работы, оказывает сильное воздействие на формирование личности, так как студенты сами определяли «Пространством толерантности».
Блок 6. Рефлексия. Каждому из участников предлагалось назвать хотя бы по одному качеству толерантной личности, которым бы он хотел обладать и почему. Ребята с удовольствием делились своими мыслями и чувствами, впечатлениями и мнением по затронувшим их вопросам.
В конце мероприятия студентам было предложено продолжить работу по выдвинутой проблеме, используя проектно-исследовательскую деятельность со следующими примерными темами: «Горячие точки планеты», «Глобальные проблемы человечества», «Проявления нетерпимости и толерантность в России», «Толерантность в республике Мордовия», «Общественные организации их роль в жизни общества».
Из опыта работы над данной проблемой молодежи можно сделать следующий вывод. Целенаправленная работа классных руководителей, воспитателей, психологов по формированию толерантности у молодежи необходима и имеет очень важное значение. Она позволит минимизировать проблему, прикрыть ее другими ценностями духовной жизни, но борьба эта будет очень длительной и сложной.
Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности. Поскольку образование должно быть направлено не только на обучение, но и на воспитание, формирование у молодежи терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личных особенностей, убеждений, религиозных взглядов, национальности – это определенная гарантия мирного будущего на нашей земле.
Список использованных источников
- Декларации принципов толерантности (Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).
- Формирование культуры толерантности в молодежной среде Пермского края: интеграция опыта: материалы проблемного семинара (г. Пермь, 18 октября 2008 г.) / Под ред. : В. С. Ковина, М. А. Оболонковой; отв. ред. М. Л. Сороковнина ;– Пермь, 2008 – 98 с.
3. http:www.tolerance.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...
«ПРОФИЛАКТИКА КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)» ПРОЕКТ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Актуальность проблемы раннего предупреждения компьютерной, мобильной и игровой зависимости среди несовершеннолетних основана на том, что профилактика должна позитивно воздействовать, как на саму лично...
Презентация на тему: Формирование культуры питания через организацию школьной среды.
Презентация проекта по формированию культуры питания школьников....
Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)
В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...
Развитие информационной образовательной среды: делюсь опытом своей работы.
Имея мнголетний педагогический стаж, хочется поделиться опытом своей работы в области технологии модульного обучения....
Педагогический проект «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние, помимо родителей, окружающая среда и система социальных отношений, в которую с раннего детства включается ребенок. Подр...
План воспитательной работы по предотвращению экстремизма и по формированию культуры толерантных отношений в школьной среде на 2024-2025 учебный год
План воспитательной работы по предотвращению экстремизма и по формированию культуры толерантных отношений в школьной средена 2024-2025 учебный год Цель - разработка системы мер, напра...