Развитие информационной образовательной среды: делюсь опытом своей работы.
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Имея мнголетний педагогический стаж, хочется поделиться опытом своей работы в области технологии модульного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие информационной образовательной среды. | 14.46 КБ |
Уроки-модули по теме "Кровообращение" | 38.27 КБ |
Уроки-модули по теме "Дыхание" | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие информационной образовательной среды: делюсь опытом своей работы
В процессе обучения каждый школьник в результате самостоятельного учебного труда развивает умение работать с информацией. Происходит формирование функциональной грамотности, в частности читательской и естественнонаучной. Для этой цели использовала технологию модульного обучения.
Технология модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что каждый ребенок самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Модульное обучение ориентировано прежде всего на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у обучающихся всех «само» - самопланирование, самоанализ, самоконтроль (развитие регулятивных УУД).
Цель технологии модульного обучения:
- обеспечение достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки по предметам;
- создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
Основные мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- партнерские отношения учителя и учеников;
- возможность выбора работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы в парах и группах;
- психологический комфорт в учебе.
Результаты:
- Позволяет обучающимся реально оценивать свои возможности.
- Повышается интерес к предмету.
- Снижается психологическое напряжение обучающихся на уроках.
- Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих обучающихся.
- Исчезает страх перед проверкой знаний.
Мною разработаны модульные уроки по биологии: ботанике, зоологии; активно использую модульное обучение в курсе «Человек». Хочу поделиться модульными уроками к разделам «Кровообращение» и «Дыхание». Они были напечатаны в методическом журнале «Биология в школе».
Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей. Модульная технология позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Важно не то, что мы знаем, а то, как мы эти знания применяем. В дальнейшем это будет платформой для составления учебных исследовательских проектов, в процессе написания которых реализуем метапредметные подходы в образовании.
Предварительный просмотр:
Урок-модуль: «Строение и работа сердца».
Лекция-диалог к модулю «Строение и работа сердца»
- Назовите количество камер сердца у рыб, земноводных, птиц и млекопитающих.
В ходе эволюции, в связи с выходом организмов на сушу, менялось не только количество кругов кровообращения, но и количество камер сердца. У млекопитающих оно четырехкамерное. Объём сердца человека колеблется от 250 до 350 см3. На наружной его поверхности имеются борозды, в которых залегают сосуды, питающие его стенку (коронарные, или венечные).
Между предсердиями и желудочками – створчатые клапаны. Со стороны полости правого желудочка – трехстворчатый клапан. К створкам клапана прикрепляются сухожильные нити, препятствующие выворачиванию их в полость предсердия. Со стороны полости левого желудочка – двустворчатый клапан.
Сердце иннервируется ветвями блуждающего нерва и симпатического ствола. Кроме того, в миокарде имеется специальная проводящая система сердца, играющая важную роль в регуляции ритмических сокращений сердца и координации работы мышечных волокон. Здесь имеются особые пучки и узлы. Синусо-предсердный узел находится в правом предсердии. Он является генератором импульсов, вызывающих ритмические сокращения сердца. Синусо-предсердный узел функционально связан с предсердно-желудочковым узлом, расположенным у основания межпредсердной перегородки. От этого узла в межжелудочковую перегородку тянется пучок Гиса, разделенный на левую и правую ножки. Эти узлы – водители ритма, участвующие в автономной работе сердца.
Было бы ошибочно думать, что сердце работает совершенно самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Работа сердца находится под контролем ЦНС, и его деятельность изменяется под влиянием возбуждения, которое поступает из головного мозга. Это позволяет сердечно-сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
Урок-модуль «Круги кровообращения. Сосудистая система»
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами продолжить начатое в курсе зоологии формирование понятий кровеносной системы, кругов кровообращения | ||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: определить ваш исходный уровень знаний по теме. 1. Запишите в тетрадь дату и тему урока. 2. Закончите предложения, пользуясь справкой. Вариант 1.
Вариант 2.
3. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. 4. Подведение итогов. | Работа в тетрадях. Справка: капилляры, вены, аорта, артериальная кровь, правый желудочек, соединительная ткань, венозная кровь, левый желудочек, правое предсердие, левое предсердие | |||||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель: в ходе работы с учебником выяснить особенности движения крови по сосудам. 1. Прочитайте § 18. 2. Делайте краткие записи в тетрадь. За работу с учебником – 2 балла. | Работа с учебником и тетрадью | |||||||||||||||||||
УЭ-3 | Цель: дополнить полученные знания по теме. 1. Прослушайте лекцию учителя. 2. Делайте краткие записи в тетрадях. 3. Проверка. За работу – 2 балла. | Краткие записи в тетрадях. | |||||||||||||||||||
УЭ-4 | Выходной контроль. Цель: проверить знания, полученные в ходе урока. 1. Заполните таблицу:
| Самостоятельная работа в тетрадях. | |||||||||||||||||||
2.Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | |||||||||||||||||||||
Оценки за урок и домашнее задание: | |||||||||||||||||||||
Баллы | Оценка | Домашнее задание | |||||||||||||||||||
13-14 | 5 | Молодец! | |||||||||||||||||||
10-12 | 4 | Повтори § 18. | |||||||||||||||||||
7-9 | 3 | Прочитай ещё раз § 18, повтори записи в тетрадях! |
Лекция-диалог к уроку-модулю «Круги кровообращения»
- Каковы предпосылки возникновения кровеносной системы?
- Она участвует в переносе веществ из одной части организма в другую.
В ходе эволюции кровеносная система изменялась: от незамкнутой до замкнутой, от одного круга кровообращения до двух.
Появление малого (легочного) круга кровообращения связано с выходом животных на сушу.
«Тело человеческое построено из кровеносных сосудов», - писал голландский врач Ван-Хорн еще 270 лет назад. Он был поражен картиной, открывшейся перед его глазами, когда на микропрепарате увидел артерии, наполненные окрашенным раствором. Видом этих изумительных препаратов был покорен и Петр I, купивший их за 30 000 гульденов.
Итак, сосуды пронизывают все участки нашего тела, и нет такого участка, куда бы они на подходили.
- Дайте определения артериям, венам и капиллярам. Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам – венозная?
- Нет, не всегда. В малом круге кровообращения по легочной артерии течет венозная кровь к легким, а возвращается от легких артериальная кровь по легочным венам.
Движение крови по двум кругам кровообращения было открыто в XVII веке английским ученым Уильямом Гарвеем. Он же является родоначальником науки физиологии.
- Почему кровь по кругам кровообращения движется в одном направлении? ( Из сердца по сосудам и снова к сердцу).
Как в сердце, так и в крупных сосудах (аорте и легочной артерии) имеются клапаны, способствующие этому.
Урок-модуль. « Движение крови по сосудам.
Регуляция кровообращения»
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с УЭ вы должны: выяснить механизм движения крови по различным сосудам, механизм регуляции кровообращения; сформулировать понятия «кровяное давление» и «пульс» | |||
УЭ-1 | Входной контроль: Цель: выяснить исходный уровень знаний по теме. 1. Запишите в тетрадку дату и тему урока. 2. Ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом: - По каким законам движется кровь в организме? - Как изменяется скорость кровотока в артериях? - В чем причина пульса? 3. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | Самостоятельная работа в тетрадях. Справка: - диффузия, сила поверхностного натяжения, скорость ниже, чем в артериях. | ||
УЭ-2 | Цель: в ходе работы с учебником выяснить механизм движения крови по сосудам. 1. Прочитайте в § 18, разделы: «Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс». 2. Проверка. За работу – 2 балла. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадью. | ||
УЭ-3 | Цель: дополнить изученный материал, сформировать понятия «кровяное давление», «пульс», выяснить причину нарушения давления. 1. Прослушайте лекцию учителя. 2. Делайте краткие записи. За работу – 2 балла. | Работа в тетрадях | ||
УЭ-4 | Выходной контроль. Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала. Выполните следующие задания: | Самостоятельная работа в тетрадях | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
Сколько лет работали мышцы желудочков и мышцы предсердий сердца человека, живущего 60 лет? | Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в минуту, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 см3 крови? | |||
Проведите самонаблюдение по плану: а) сосчитайте в спокойном состоянии свой пульс за 30 секунд, умножьте на 2 и впишите, полученные данные в таблицу: | ||||
Мой пульс в 1 минуту | ||||
В спокойном состоянии | После «мысленного» приседания | |||
б) продолжая сидеть, представьте себе, что вы делайте 20 приседаний в обычном темпе; в) посчитайте после этого пульс за 30 секунд, умножьте на 2 и впишите, полученные данные в таблицу; г) сделайте вывод о роли головного мозга в нервной регуляции кровообращения. 3. Проверка. За работу 4 балла | ||||
Оценки за урок и домашнее задание: | ||||
Баллы | Оценка | Домашнее задание | ||
10-11 | 5 | Очень хорошо, подготовить сообщение «Вредное влияние курения на сердечно-сосудистую систему». | ||
8-9 | 4 | Следующий раз постарайся! А пока прочитай §17, 18. | ||
6-7 | 3 | Не все потеряно. Прочитай §17, 18, записи в тетрадях. |
Лекция-диалог к модулю «Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения»
Человек и его организм – это часть природы, поэтому все, что в нем происходит, подчиняется законам природы, изучением которых занимаются науки химия, физика, биология. Поэтому тема нашего урока, как вы поняли, тесным образом связана с этими науками.
Из жизненных наблюдений и текста учебника вы знаете, что сердце ритмично сокращается и расслабляется, выбрасывая кровь отдельными порциями. Но кровь движется по сосудам непрерывным потоком и только в одном направлении.
Движение крови подчиняется законам гидродинамики, но в нашем организме эти законы приобретают новое, более сложное содержание. Движение крови по сосудам изучает наука гемодинамика.
- Расшифруйте, что означает слово гемодинамика. ( Наука, изучающая движение крови по сосудам.)
При сокращении сердечной мышцы возрастает давление крови в желудочках. Под давлением кровь из левого желудочка поступает в аорту, стенки которой эластичны. Когда кровь поступает в аорту, она расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится.
После этого силы упругости растянутой стенки аорты стараются привести ее в первоначальное состояние и выжимают кровь в следующий участок кровеносной системы. Но пока из аорты вытекает первая порция крови, сюда приходит вторая. Два потока соединяются, и кровь по сосудам продолжает течь непрерывным потоком.
После каждого сокращения сердца, вдоль артерии распространяются колебания ее стенок – это артериальный пульс.
Основной причиной движения крови является работа сердца, благодаря которой в артериях сохраняется давление.
При сокращении сердечной мышцы давление крови в левом желудочке доходит до 140-150 мм рт.ст. Чем дальше движется кровь, тем ниже и ниже становится давление. В мелких артериях оно до 70 мм рт.ст., а в капиллярах – до 30 мм рт.ст. В мелких венах давление составляет 5-10 мм рт.ст., а в крупных – даже отрицательная.
За счет разности давлений в сосудах кровь из области большего давления устремляется в область меньшего.
Однако движение крови по сосудам обеспечивается не только разностью давлений в артериях и венах, но и особенностями строения стенок кровеносных сосудов.
- Почему кровяное давление меняется с возрастом?
- Вспомните, чем отличается стенка артерии от стенки вены?
Скорость движения крови зависит от сопротивления кровеносных сосудов, а также от поперечного сечения сосудов.
Поперечное сечение аорты больше сечения вен и тем более капилляров. В капиллярной сети кровь встречает сопротивление в несколько тысяч раз большее, чем в аорте. Давление преодолевает это сопротивление в капиллярах, в них движение крови значительно медленнее. Благодаря этому и возможно осуществление основной функции капилляров – в них происходит обмен веществ.
Урок-модуль «Сердечнососудистые заболевания»
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с УЭ вы должны: установить важную взаимосвязь между работой сердца, факторами его тренировки и деятельностью всего организма; убедиться в важности активного образа жизни для укрепления сердца во вредном влиянии курения на сердечнососудистую систему | |||
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: выяснить ваш исходный уровень знаний по теме. 1 Запишите в тетрадях дату и тему урока. 2. Из списка выберите правильные утверждения и запишите их пункты: А) атеросклероз – это заболевание, при котором слой артериальной стенки уплотняется за счет разрастания соединительной ткани; Б) инфаркт миокарда развивается в результате нарушения коронарного кровообращения; В) общая слабость, учащенное дыхание, тошнота, чрезмерная потливость и иногда потеря сознания – характеристика сердечного приступа; Г) «мозговой удар» - острое нарушение мозгового кровообращения при гипертонической болезни, атеросклерозе; Д) гипертония – болезнь, связанная с пониженным давлением; Е) результатом «мозгового удара» может быть кровоизлияния в мозг, ослабление артерий или образование сгустка крови; Ж) кардиология – наука о крови; З) пороки сердца – стойкие изменения в строении сердца, создающие препятствия нормальному току крови; И) сердечный приступ может быть смертельным, если обширный участок сердечной мышцы лишен кислорода. 3 Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл | Самостоятельная работа в тетрадях | ||
УЭ-2 | Цель: работая с учебником, установить взаимосвязь между работой сердца и факторами его тренировки; научиться активному образу жизни; определить влияние вредных привычек на органы кровообращения. 1. Прочитайте в § 19 статью «Профилактика сердечнососудистых заболеваний». 2. Делайте краткие записи в тетрадях. 3. Проверка. За работу – 2 балла | Работа с учебником и тетрадью | ||
УЭ-3 | Цель: дополнить знания учащихся по теме. 1. Прослушайте лекцию учителя и сообщения учащихся. 2. Делайте краткие записи в тетрадях. За работу – 2 балла | Работа в тетрадях | ||
УЭ-4 | Выходной контроль. Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала Выходной контроль. 1. Дайте определения: | Самостоятельная работа в тетрадях | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
1. Спазм сосудов, инфаркт | 1. Стенокардия, гиподинамия | |||
2. Перечислите правила тренировки сердца | 2. Первая помощь при стенокардии | |||
2. Проверка. За работу – 2 балла | ||||
Оценки за урок и домашнее задание: | ||||
Баллы | Оценка | Домашнее задание | ||
13-15 | 5 | Ура! Ты молодец! | ||
10-12 | 4 | Очень неплохо! Повтори § 19 | ||
7-9 | 3 | Не унывай! Повтори §19 и записи в тетради |
Урок-модуль «Первая помощь при кровотечении»
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с УЭ вы должны выяснить особенности оказания первой помощи при разных видах кровотечений, полно усвоить материал по теме «Кровообращение» | |||||||||||
УЭ-1 | Цель: выяснить полноту усвоения материала предыдущего урока. 1. Запишите в тетради дату и тему урока. 2. Заполните таблицы по вариантам: Вариант 1 | Самостоятельная работа в тетради | ||||||||||
Образ жизни человека | Изменения | |||||||||||
работы сердца | кровяного давления | просвета капилляров в мышцах | скорости движения крови | |||||||||
Систематическая двигательная активность (физическая работа, физические упражнения) | ||||||||||||
Сидячий образ жизни | ||||||||||||
Вариант 2 | ||||||||||||
Факторы, влияющие на здоровье | Основные правила | Влияние соблюдения этих факторов | ||||||||||
на работу сердца | на иммунитет | |||||||||||
Повышение нагрузки сердца, использование естественных факторов закаливания | ||||||||||||
УЭ-2 | Цель: работая с параграфом учебника, вы должны ознакомиться с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при них. 1. Работайте с §19 по вариантам: | Самостоятельная работа с учебником и тетрадью | ||||||||||
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | ||||||||||
Признаки артериального кровотечения и помощь | Признаки венозного кровотечения и помощь | Признаки капиллярного кровотечения и помощь | ||||||||||
2. Проверка. За работу – 5 баллов | ||||||||||||
УЭ-3 | Выходной контроль. Цель: выяснить полноту усвоения материала по теме «Кровообращение». 1. Укажите верные и неверные высказывания (+ или -): а) артериями называют сосуды, несущие кровь от сердца; б) венами называют сосуды, несущие кровь к сердцу; в) артериальное давление в момент сокращения желудочков называют диастолическим; г) сердечная мышечная ткань – гладкая; д) показания давления крови выражают двумя числами: меньшее показывает диастолическое, большее – систолическое; е) капилляры имеют многослойную стенку; ж) кровь движется в одном направлении благодаря клапанам в сердце и крупных сосудах; з) большой круг кровообращения начинается аортой; и) коронарные сосуды снабжают кровью сердечную мышцу; к) самое большое давление крови наблюдается в капиллярах. 2. Дайте ответы на вопросы: а) Что такое гематома? б) Почему во время физической нагрузки работа сердца усиливается? В) Что такое гиподинамия? 3. К каждому виду сосудов (1-5) выберите высказывания (1-14) и зашифруйте их: Сосуды. 1. Артерии. 2. Веня. 3. Капилляры. 4. Аорта. 5. Лимфатические сосуды. Высказывания: 1) самые мелкие, тонкие кровеносные сосуды; 2) выносят кровь от сердца; 3) стенки состоят из одного слоя клеток; 4) стенки тонкие и мягкие; 5) прощупывается пульс; 6) даже при уколе иглой вытекает кровь; 7) самый толстостенный кровеносный сосуд; 8) несут кровь к сердцу; 9) сосуды с плотными упругими стенками; 10) место обмена веществ между кровью и тканями; 11) несут желтоватую жидкость к сердцу; 12) выносит кровь из левого желудочка; 13) видны на тыльной стороне руки; 14) принимают межклеточную жидкость. | |||||||||||
4. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл | ||||||||||||
Оценки за урок и домашнее задание: | ||||||||||||
Баллы | Оценка | Домашнее задание | ||||||||||
35-37 | 5 | Просто здорово! Можешь подготовить сообщение по теме «Зачем человеку нос» | ||||||||||
29-34 | 4 | Хорошо. Полистай учебник по теме «Кровообращение» | ||||||||||
20-28 | 3 | Тоже неплохо. Можно повторить конспекты по тетрадям |
Предварительный просмотр:
Урок-модуль «Значение дыхания. Органы дыхания»
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с заданиями учебных элементов вы должны: выяснить сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии, строение органов дыхания в связи с выполняемыми функциями. | |||||||||||||||||
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: выяснить исходный уровень знаний по теме. 1. Запишите в тетрадях дату и тему урока. 2. Выполните следующее задание:
3. Поверка. За каждый правильный ответ – 1 балл | Самостоятельная работа в тетрадях Справка: Сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, кровь, глотка, гортань, пищевод, трахея, легкие, кишечник, бронхи; Черви, моллюски, рыбы, насекомые, земноводные, млекопитающие | ||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель: работая с текстом § 20, выясните значение дыхания в жизни человека, строение органов дыхания. 1. Читайте § 20. 2. Делайте краткие записи. 3. Поверка. За работу – 5 баллов. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадью | ||||||||||||||||
УЭ-3 | Цель: дополнить полученные знания по теме, показать роль кислорода в обмене веществ. 1. Прослушайте лекцию учителя. 2. Делайте краткие записи. 3. Поверка. За работу – 2 балла. | Работа в тетрадях | ||||||||||||||||
УЭ-4 | Выходной контроль. Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала. 1. Заполните таблицу:
2. Расположите органы, расположенные в первой графе, на две группы. 3. Какова роль кислорода в организме? 4.Объясните поговорку: «Когда я ем, я глух и нем». 5. Поверка. За каждый правильный ответ – 1 балл | |||||||||||||||||
Оценки за урок и домашнее задание: | ||||||||||||||||||
12-13 | 5 | Молодец! Подготовь сообщения. | ||||||||||||||||
9-11 | 4 | Неплохо. Прочитай § 20. | ||||||||||||||||
6-8 | 3 | Нужно постараться! Прочитай § 20 |
Лекция-диалог к модулю «Значение дыхания. Органы дыхания»
- Что вам известно о свойствах кислорода?
Да, кислород хороший окислитель. И при окислении веществ, поступающих в клетки (а как?), выделяется энергия. Энергия – это физическая величина, показывающая, какую работу может совершить тело или несколько тел. Кроме механической существуют и другие виды энергии. Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется внутренней энергией тела. Существует химическая энергия, проявляющаяся при химических реакциях.
Любая деятельность клетки, ткани, органа требует превращения энергии. Кислород в организме и участвует в превращениях энергии.
Органические вещества клеток окисляются, при этом энергия химических соединений переходит в другие виды энергии, нужные для жизни клеток. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается.
В целом процесс дыхания – это обеспечение организма кислородом и удаление продуктов окисления: углекислого газа и воды. Осуществляется этот процесс путём газообмена.
Вы изучили воздухоносные пути, узнали об их строении и значении. Вот несколько добавлений к этой теме: в заднем отделе полости носа имеется два отверстия – хоаны, при помощи которых полость носа соединяется с носовой частью глотки. Из всех отделов дыхательных путей строение гортани отличается наибольшей сложностью – это хорошо выраженный хрящевой скелет и большое число мышц, приводящих его в движение: 1. Мышцы, расширяющие голосовую щель; 2. Мышцы, суживающие голосовую щель; 3. Мышцы, изменяющие напряжение голосовых связок.
Трахея изнутри покрыта слизистой оболочкой, содержащей большое количество лимфатической ткани и слизистых желез. При дыхании мелкие частицы пыли прилипают к слизистой, а реснички мерцательного эпителия продвигают их обратно к выходу из дыхательных путей.
Трахея делится на два главных бронха. Они направляются к воротам соответствующих легких. Каждый бронхи ветвится на более мелкие бронхи – бронхиолы, образуя бронхиальное дерево. Каждая конечная бронхиола заканчивается альвеолами – легочными пузырьками, оплетенными густой сетью капилляров. Значит, легкое – это бронхиолы + альвеолы.
Урок-модуль «Дыхательные движения, их регуляция»
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами выяснить: механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха; механизм нейрогуморальной регуляции дыхания; сформулировать понятие «жизненная емкость легких» | |||
УЭ-1 | Входной контроль. Цель: выясните ваш исходный уровень знаний по теме (актуализация). 1. Запишите в тетради дату и тему урока. 2. Ответьте на вопросы. | Самостоятельная работа в тетрадях. | ||
Вариант 1 1. Запишите названия газов, которыми насыщена кровь при поступлении в капилляры альвеол и при выходе из них. 2. Чем объяснить, что кровь за короткое время пребывания в капиллярах пузырьков успевает насытиться кислородом и отдать углекислый газ? | Вариант 2 1. Как изменяется воздух в дыхательных путях? 2. Почему надо дышать носом, а не ртом? | |||
3. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | ||||
УЭ-2 | Цель: в ходе работы с учебником, выясните механизм вдоха и выдоха, назовите механизмы регуляции дыхательных движений. 1. Найдите в § 21 ответы на вопросы и сделайте краткие записи в тетрадях: - Как поддерживается газообмен в легких? - За счет чего происходят вдох и выдох? - Как осуществляется гуморальная регуляция дыхания? 2. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадью. | ||
УЭ-3 | Цель: прослушав лекция учителя, дополните полученные знания по теме. 1. Прослушайте лекцию. 2. Делайте краткие записи. 3. Проверка. За работу – 2 балла. | Работа в тетрадях. | ||
УЭ-4 | Выходной контроль. Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала. 1. К каждому наименованию из перечня (1-7) выберите и зашифруйте правильные и полные высказывания (1-16). 1. Вдох. 2. Выдох. 3. Жизненная емкость легких. 4. Плевральная щель. 5. Сокращение дыхательных мышц. 6. Расслабление дыхательных мышц. 7. Плевра. Высказывания:
| Самостоятельная работа в тетрадях. | ||
2. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | ||||
Оценки за урок и домашнее задание: | ||||
Баллы | Оценка | Домашнее задание | ||
25-26 | 5 | Очень хорошо! Подготовь одно из сообщений по темам § 22. | ||
19-24 | 4 | Неплохо. Повтори §21. | ||
13-18 | 3 | Нужно стараться! Прочитай §21, повтори записи в тетрадях. |
Лекция-диалог к уроку-модулю «Дыхательные движения и их регуляция»
«Дыхание – это жизнь», - данное утверждение не вызывает никакого сомнения. Благодаря дыхательным движениям происходит вентиляция легких – поступление кислорода и выброс углекислого газа. Издавна интересовало ученых и врачей причина вдоха и выдоха.
Существовало несколько гипотез, объясняющих это явление:
1. Воздух самотеком входит в легкие, раздувает их и расширяет грудную клетку.
2. Легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь, выталкивают его (выдох).
- С какой гипотезой вы согласны? (со второй) Объясните.
Действительно, воздух поступает в легкие потому, что они способны менять свой объем благодаря эластичности. Но они не имеют мышц и поэтому самостоятельно, никогда не растягиваются и не сокращаются; они пассивно следуют за грудной клеткой, за изменением ее объема.
- Благодаря чему происходит изменение объема грудной клетки?
Полость грудной клетки изменяется благодаря сокращению дыхательных мышц – диафрагмы и межреберных.
Диафрагма при вдохе опускается на 3-4 см, а опускание ее на 1 см увеличивает объем грудной клетки на 250-300 мл. Только за счет этого сокращение объем грудной клетки увеличивается на 1000 мл.
Мы знаем, что между двумя листками плевры образуется плевральная полость и что она герметически закрыта. Давление в плевральной полости ниже атмосферного. За счет отрицательного давления плевральной полости легкие следуют за расширением грудной клетки и растягиваются. В растянутых легких давление становится ниже атмосферного, и в результате атмосферный воздух устремляется в дыхательные пути. Происходит вдох. Активное участие в акте вдоха принимают и межреберные мышцы. При их сокращении приподнимаются ребра, и объем грудной клетки увеличивается.
За вдохом рефлекторно происходит выдох. Диафрагма и грудные мышцы расслабляются, объем грудной клетки уменьшается, объем легких также уменьшается – и воздух выходит.
- Будут ли работать легкие, если нарушится герметичность грудной клетки? (Нет)
Рассказ учителя о легких новорожденного, первом вдохе и выдохе.
Механизм вдоха и выдоха регулируется ЦНС. В продолговатом мозге есть центры вдоха и выдоха, которые регулируют ритм дыхания – это нервная регуляция дыхания.
- Как изменится ритм дыхательных движений в душном помещении? Почему?
Концентрация углекислого газа в душном помещении повышена. Его избыток с вдыхаемым воздухом попадает в кровь, в крови его концентрация также возрастает. Эта кровь притекает к дыхательному центру, омывает его, и в результате учащается ритм дыхательных движений.
- Как называется такой вид регуляции? (Гуморальная).
Урок-модуль «Легочное и тканевое дыхание»
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами выясните механизм легочного дыхания и сущность обмена газами между кровью и тканями | |||||||
УЭ-1 | Цель: выяснить уровень усвоения материала предыдущего урока. 1. Запишите в тетради дату и тему урока. 2. Выполните тестовое задание. К каждому органу дыхательной системы (1 – 10) подберите полные правильные высказывания (1 – 10) и зашифруйте их. О р г а н ы д ы х а т е л ь н о й с и с т е м ы: 1. Слизистая оболочка. 2. Легочные пузырьки. 3. Легкие. 4. Бронхи. 5. Трахея. 6. Надгортанник. 7. Гортань. 8. Хрящ (полукольца). 9. Плевра. 10. Носовая полость. В ы с к а з ы в а н и я:
3. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | Самостоятельная работа в тетрадях. Пример: 1 – 3, 5; 2 – 4; и т.д. | ||||||
УЭ-2 | Входной контроль. Цель: выяснить ваш исходный уровень знаний по теме. 1. Вспомните состав атмосферного воздуха и подумайте, чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (данные запишите в таблицу):
Как это можно доказать экспериментально? 2. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл. | Самостоятельная работа в тетрадях. Справка: 21% кислорода (при вдохе); 0,03% углекислого газа (при вдохе); 4% углекислого газа (при выдохе); 79% азота; 16% кислорода (при выдохе); много влаги. | ||||||
УЭ-3 | Цель: в ходе работы с учебником выясните механизм легочного и тканевого дыхания. 1. Читайте §21. 2. Делайте краткие записи. 3. Проверка. За работу – 2 балла. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадью. | ||||||
УЭ-4 | Цель: дополнить полученные знания по теме. 1. Прослушайте лекцию учителя. 2. Зарисуйте рисунок с доски и сделайте к нему краткие записи. 3. Проверка. За работу – 2 балла. | Работа с тетрадью, составление конспекта. | ||||||
Оценки за урок и домашнее задание: | ||||||||
17-18 | 5 | Молодец! Подготовь сообщения. | ||||||
9-11 | 4 | Неплохо. Прочитай § 21. | ||||||
6-8 | 3 | Нужно постараться! Прочитай § 21, повтори записи в тетрадях. |
Лекция-диалог к уроку-модулю «Легочное и тканевое дыхание»
При сравнении состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха вы выяснили, что он меняется. В выдыхаемом воздухе становится меньше кислорода и больше углекислого газа, водяных паров, а содержание азота остается прежним.
- Куда же израсходована часть кислорода?
- Почему увеличилось количество углекислого газа и не изменилось количество азота?
Произошел газообмен, а азот в этом процессе не участвует.
- Где же произошел газообмен?
- Как вдыхаемый воздух попал в клетки?
Попав в легкие при вдохе, воздух с большим содержание кислорода (21%) и малым количеством углекислого газа (0,03%) из альвеол поступает в легочные капилляры, так как они густо оплетают легочные пузырьки.
- Что можно сказать о стенке капилляра?
Стенка альвеол также состоит из одного слоя клеток, так что вдыхаемый воздух проходит из пузырьков в кровеносные сосуды и током крови приносится к клеткам тела.
В результате разности концентраций кислород через тканевую жидкость переносится в клетки, а образующийся углекислый газ поступает из клеток в лимфатические капилляры, и оттуда – в кровь: полые вены принесут его сначала в правое предсердие, а потом – в правый желудочек. При сокращении правого желудочка сердце венозная кровь (богатая углекислым газом) направляется по легочной артерии к легким, и снова по закону диффузии (разность концентраций углекислого газа и кислорода) углекислый газ из легочных капилляров перейдет в альвеолы, а кислород из них – в кровь. При выдохе богатый углекислым газом(4%) воздух будет удален из организма.
Состав воздуха в окружающей нас среде не везде одинаков: на высокогорье количество кислорода меньше, чем на равнине. Поэтому, впервые попав в горы, люди первое время чувствуют общую слабость. Но с течением времени происходит акклиматизация (что это такое?).
Да, в крови увеличивается количество эритроцитов, а с ними и количество гемоглобина. Он присоединяет большое количество кислорода и, попав в клетки организма, кислород продолжает нормальное окисление всех веществ, превращая один вид энергии в другой. Содержание кислорода на высокогорье можно увеличить, увеличивая частоту дыхательных движений – вдох-выдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"
Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...
Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей ФГОС основного общего образования
Данная статья содержит определение ИОС основного общего образования, перечень условий, которые создает ИОС, проблемы и затруднения при создании ИОС....
Целевая комплексная программа «Развитие информационно – образовательной среды школы»
"Развитие информационно - образовательной среды школы"...
Подпрограмма развития информационной образовательной среды ГБОУ Школа № 879 "Школа как социокультурный центр микрорайона"
В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень исполь...
Развитие информационно-образовательной среды современной школы.
Информационная среда школы (ИСШ) предоставляет много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихс...
Развитие информационно-образовательной среды образовательного учреждения
Из опыта работы МБОУ СОШ №35 г. Нижнего Новгорода.Опубликована в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции Развитие информационно-образовательной среды современной школы к ко...