«ПРОФИЛАКТИКА КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)» ПРОЕКТ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
проект по обж по теме
Актуальность проблемы раннего предупреждения компьютерной, мобильной и игровой зависимости среди несовершеннолетних основана на том, что профилактика должна позитивно воздействовать, как на саму личность несовершеннолетнего, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семью, образовательное учреждение и досуговые общности, включая микросоциальное окружение ребенка или подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_kmiz.docx | 55.8 КБ |
anketa.docx | 178.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД ВОЛГОДОНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №11
«ПРОФИЛАКТИКА КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)»
ПРОЕКТ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
2015 год
Раздел 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
«ПРОФИЛАКТИКА КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)»
НА 2015 - 2016 ГОДЫ
В начале XXI века научно-технический прогресс набрал головокружительную скорость и послужил причиной появления компьютера, компьютерных технологий и технологий мобильной связи. В современном мире человек постоянно взаимодействует с компьютером и мобильным телефоном - на работе, в школе, дома, в машине и т.д. Компьютеры и телефоны стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем быту, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этой дорогостоящей техники. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день компьютерная и мобильная индустрия достигла высокого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать весьма реалистичные программы с хорошим звуковым и графическим оформлением. Активное развитие компьютерного бизнеса, расширение мобильной индустрии, рынка игрового программного обеспечения, рост количества игровых веб-сайтов в сети Интернет и мобильного Интернета влияет на поведение людей.
Ребенок, увлекающийся современной техникой, гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к монитору компьютера, планшету и трубке телефона. Подобные увлечения могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.
Мобильные телефоны стали одной из проблем современной школы. Мелодии, звучащие на уроках, посылаемые SMS отвлекают учеников и мешают им; излучение от сотовых оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.
Актуальность проблемы раннего предупреждения компьютерной, мобильной и игровой зависимости среди несовершеннолетних основана на том, что профилактика должна позитивно воздействовать, как на саму личность несовершеннолетнего, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семью, образовательное учреждение и досуговые общности, включая микросоциальное окружение ребенка или подростка. Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры современного общества, которая напрямую зависит от степени защищенности личности. Угрозы и опасности в сфере образования должны быть исключены или сведены к минимуму, в том числе необходимо обеспечить психологическую безопасность несовершеннолетних. Для этого должна быть организована эффективная система предупреждения формирования зависимостей, одной из важных составляющих которой является профилактика игровой, компьютерной и мобильной зависимости.
В современном мире молодое поколение должно стремиться к освоению инновационных технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем, необходимо видеть не только положительные результаты развития компьютерных и информационных технологий. В частности, за последние 10 лет бурно развивалась индустрия компьютерных и он-лайн игр. В результате чего нами уже ощущаются негативные последствия воздействия компьютерных игр на подрастающее поколение.
Особенно остро сегодня стоит вопрос об изучении закономерности и динамики формирования поведенческих расстройств у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости, а также разработке мер ее профилактики.
Наиболее часто влиянию компьютера подвержены подростки. Они настолько вживаются в реалистичную игру, что им там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Подростка привлекает наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого, возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.
Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.
Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого зависимого человека. Он может даже не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени проводить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.
Особенно подвержены психической зависимости от компьютера подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность работы некоторых видов памяти.
Актуальность решения этих проблем резко возрастает в связи с сознательной деятельностью ряда финансовых групп, не обремененных ответственностью за последствия наращивания производства деструктивных игр, пользующихся повышенным спросом у населения. В наши дни высокие технологии, приобретающие все большее значение для развития современной цивилизации, могут быть использованы не только в целях развития личности. Повышение агрессивности информационной среды вызвало необходимость формирования системы мер по профилактике, обеспечивающих устойчивость к воздействию технологий манипулирования сознанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов. С развитием высоких технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число детей, увлекающихся компьютерными играми.
Исследуя данную проблему, проведя анализ социологического опроса (приложение 1), было принято решение о создании проекта профилактической направленности для детей и подростков «Профилактика КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)». Данный проект позволит совершенствовать работу образовательного учреждения по пропаганде здорового образа жизни и будет способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления.
Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.
Суть профилактической работы, в рамках нашего проекта, состоит в том, чтобы понизить уровень вероятности возникновения компьютерной, мобильной или игровой зависимости, а также научить подростков рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет. То есть после профилактических мероприятий подросток сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с современными технологиями.
Стратегическая цель образования, стоящая перед педагогическим коллективом нашей школы: формирование личности творческой, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Достижению данной цели способствует организация проектной деятельности учащихся.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего, личностно-ориентированного обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.
Метод проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно организовать не только учебную, но и воспитательную работу со школьниками.
Необходимо создавать программы нового поколения: тренинги и другие активные методы обучения, направленные на повышение ценности здоровья и других жизненных установок, а также развивать создание подросткового волонтерского движения. Эта форма профилактической работы наиболее эффективна и перспективна. Получение максимально эффективной отдачи от деятельности волонтеров достигается за счет того, что возраст лекторов не сильно разнится с возрастом аудитории – так что психологических барьеров нет, к тому же легко обнажаются проблемы, интересующие молодых людей, и появляется возможность совместного поиска путей их решения. С помощью открытых дискуссий, диспутов, психологических игр, творчества, конкурсов, акций, выпуска школьных газет, выступления школьных агитбригад можно планомерно воспитывать позитивные формы самоутверждения, уверенность жить свободной, интересной, творческой жизнью.
Главное, профилактическая работа должна носить систематический характер, а не быть разовым мероприятием. Нужен комплекс продуманных, хорошо организованных и эффективных мероприятий.
«Профилактика КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)» является практико-ориентированным (прикладным) проектом.
Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого из участников; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта»; презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта.
Над реализацией проекта работают творческие группы (школьники, педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, администрация лицея), которые проводят исследовательскую работу по одному из направлений данной тематики, результаты деятельности оформляются в виде письменных отчетов, статей, выступлений на конференциях и т.д. Итогом работы творческой группы является создание мультимедийного проекта – пакета электронных презентаций, компьютерных учебных программ, видеопособий, учебных пособий, проведение общешкольного мероприятия, массовой акции.
Творческим группам приходится во многом самостоятельно планировать и выстраивать свою работу в проекте, ставя перед собой все новые вопросы и находя на них ответы, двигаться к конечной цели.
Практический проект, как правило, востребует знания из самых разных областей, требует от участника широкого кругозора и постоянной готовности осваивать и получать новое знание. В ходе деятельности, учащиеся используют информацию из учебных пособий, периодических изданий, научно-популярной литературы, глобальной сети Internet. Работа над проектом позволит сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научит проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией. В результате работы отбирается информация, объективно ценная и интересная для всех читателей (слушателей), а не только для одних авторов. Но в традиционном виде, на бумажном носителе, она доступна лишь ограниченному числу людей. Поэтому, перед творческой группой встанет задача: сделать ее доступной всем интересующимся данной проблемой. В этом помогут современные информационные технологии, позволяющие создавать эффектные мультимедийные пособия, которые, будучи размещены в глобальной сети, становятся частью мировых информационных ресурсов.
Информационные технологии в этом проекте не является предметом изучения. Они используются здесь именно так, как это делается во «взрослой» жизни, - как универсальные инструменты, способные помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Поэтому разработчикам проекта предстоит примерить на себя «костюм» взрослого человека, для которого компьютер – один из атрибутов жизни. Важный атрибут, но не самый главный. Главное – это умение думать, фантазировать, анализировать, ставить задачи и решать их (как самостоятельно, так и сообща). Вместе с тем проекты, которые учащиеся будут выполнять вместе со своими товарищами, позволят развить умение рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет.
Взаимодействие с родителями занимает важное место в структуре профилактики зависимости от компьютера и мобильных технологий, поскольку предпосылки ее формирования нередко закладываются в семье. Далее уже сформировавшийся стереотип зависимого поведения там же и подкрепляется. Поэтому эффективность профилактической работы может быть достигнута только в том случае, если союзниками педагогического коллектива станут родители.
Концептуальные основы проекта:
- педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания - семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;
- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);
- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;
- принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;
- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.
Формы и методы работы
Наиболее эффективными методами работы с подростками в лицее считаем следующие:
- метод включения в активную исследовательскую деятельность (сбор и анализ информации, решение поставленных перед учащимися задач и т.д.);
- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы:
- групповая работа,
- дискуссии,
- беседы, встречи,
- лекции,
- ролевые игры,
- просмотр и обсуждение видеофильмов,
- индивидуальные консультации,
- тесты,
- конкурсы,
- праздники,
- родительские лектории.
Общешкольные мероприятия, реализуемые в рамках проекта «Профилактика КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)»:
- Массовые акции:
- спортивные мероприятия;
- концерты («Шире круг», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»);
- выступления агитбригад («Будь с нами!», «Вместе мы – сила!»);
- творческие конкурсы;
- индивидуальная работа;
- работа с научной литературой;
- работа в глобальной сети Internet;
- самостоятельный поиск информации, анализ и отбор необходимых фактов по предложенной тематике, представление результатов исследования в виде выступлений, электронных презентаций, письменных отчетов о проделанной работе;
- изготовление и выпуск буклетов, стенгазет, видеопособий и т.д.
Раздел 2.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Цели проекта:
- формирование и развитие у подрастающего поколения информационной культуры, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психологического здоровья школьников, ориентация подростков на рациональное и безопасное для здоровья использование компьютера, мультимедийных ресурсов и ресурсов Интернет;
- развитие эффективных механизмов социальной системы профилактического воздействия и создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения в лицее.
Задачи проекта:
- разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника;
- определить формы, методы и содержание деятельности органов ученического самоуправления по организации интересного, полезного досуга, формированию ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формировать у учащихся коммуникативные знания и навыки, умение ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, представлений о своем физическом и психическом Я;
- развивать навыки научно-исследовательской деятельности, самостоятельной работы с научной литературой, умений ориентироваться в информационном пространстве, выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- создать наглядные пособия, пропагандирующие информационную культуру и здоровый образ жизни, содержащие графическую, текстовую и звуковую информацию для проведения конференций, семинаров и совещаний, торжественных мероприятий, практических занятий школьников, которые могут использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.
В рамках реализации прикладного проекта «Профилактика КМИЗ (компьютерной, мобильной и игровой зависимостей)» учащиеся будут решать следующие задачи:
- создание и форматирование документов, добавления примечаний и т.п. с помощью программы MicrosoftWord;
- сбор, анализ и управление данными для разработки социологических отчетов и анализа результатов в программе MicrosoftExсel с помощью рабочих листов и формул;
- поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
- создание и определение структуры презентаций, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощью программы MicrosoftPowerPoint;
- создание баз данных для хранения, организации и сортировки важной информации с использованием приложения MicrosoftAccess;
- деловое общение при совместном решении вопросов;
Кроме того, будут активно использоваться программы:
- InternetExplorer – для просмотра и поиска информации в Интернете;
- MicrosoftPaint, MicrosoftPhotoEditor, AdobePhotoshop – для создания, сканирования и обработки изображений.
Целевая аудитория:
- педагогический коллектив МОУ лицея №11;
- коллектив учащихся;
- социально-психологическая служба лицея;
- педагоги учреждений дополнительного образования;
- актив Лицейского ученического самоуправления;
- специалисты МОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония»;
- представители Совета отцов лицея;
- представители управляющего совета лицея;
- родители учащихся.
Сроки реализации проекта:
Базовый, начальный этап – сентябрь – октябрь 2015года,
Основной этап – ноябрь 2015 года – март 2016 года,
Завершающий этап – апрель – май 2016 года.
Целевые показатели программы
№ п/п | Наименование показателей эффективности | Единица измерения | Базовый показатель 2014 года | Ожидаемые значения целевых показателей, предусмотренные программой | |
2015 | 2016 | ||||
1. | Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН и КДНиЗП | Чел. | 5 | 3 | 2 |
2. | Охват профилактическими мероприятиями несовершеннолетних детей и подростков в возрасте от 14 до 17 лет | Чел. | 200 | 200 | 200 |
3. | Доля учащихся, употребляющих табачные изделия | % | 17 | 14 | 10 |
4. | Доля учащихся, употребляющих алкогольные напитки | % | 4 | 3 | 2 |
5. | Доля учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность | % | 85 | 90 | 95 |
6. | Доля родителей, охваченных профилактическим просвещением | % | 60 | 70 | 80 |
7. | Доля учащихся, вовлеченных в волонтерское движение | % | 5 | 6 | 8 |
Раздел 3.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ, МОБИЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
НА 2015-2016 Г.Г.
Мероприятия, организационные действия по обеспечению реализации данного проекта | Ответственные | Целевая аудитория | Сроки реализации | Вид отчета |
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП – СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 2015ГОДА | ||||
Изучение нормативных документов по профилактике компьютерной, игровой и мобильной зависимостей | Администрация лицея | Администрация лицея, учителя, родители. | В течение всего периода | информация |
Диагностика приоритетов жизненных ценностей учащихся | Педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР | Учащиеся 7 - 10 классов | По плану лицея | справка |
Утверждение проекта и назначение ответственных за реализацию проекта | Директор лицея | Участники реализации проекта | Сентябрь 2015г. | приказ |
Совещание педагогов лицея с целью ознакомления с проектом и планом работы по проекту | зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог | Педагогический коллектив лицея | Сентябрь 2015г. | протокол |
Создание творческих групп | зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог, Президент ЛУСа | Педагогический коллектив лицея представители ЛУСа | Сентябрь 2015г. | справка |
Круглый стол представителей Совета отцов, администрации лицея, членов ЛУСа: «Реализация проекта «Профилактика КМИЗ» в условиях образовательного пространства лицея» | зам. директора по ВР, соц. педагог, Президент ЛУСа, председатель СО | Представители Совета отцов, педагогический коллектив лицея, члены ЛУСа | Октябрь 2015г. | протокол |
Изготовление наглядно-информационных пособий для подростков, родителей и педагогов | зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог, Президент ЛУСа | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | Сентябрь – Октябрь 2015г. | информация, наглядные пособия |
Составление конспектов, сценариев, методических рекомендаций для педагогов | зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог | Педагогический коллектив лицея | Сентябрь – Октябрь 2015г. | методическая копилка |
Беседы, классные часы по профилактике компьютерной, игровой и мобильной зависимостей, формированию информационной культуры | соц. педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, классные руководители | Учащиеся 7 – 11 классов | Сентябрь – Октябрь 2015г. | протоколы, справки |
Обсуждение проекта на заседании МО классных руководителей, заседании органов ученического самоуправления, педагогическом совете, общешкольном родительском собрании | зам. директора по ВР | Общешкольный родительский комитет, педагогический коллектив, ученический коллектив | Октябрь 2015г. | протоколы |
Текущий контроль за реализацией проекта | зам.директора по ВР | Участники реализации проекта | Октябрь 2015г. | информация |
ОСНОВНОЙ ЭТАП – НОЯБРЬ 2015 ГОДА – МАРТ 2016 ГОДА | ||||
Работа творческих групп по направлениям тематики проекта, оформление результатов работы в виде статей, сценариев и т.д. | зам.директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог, руководители творческих групп | Педагогический коллектив лицея Учащиеся 7 – 11 классов | Ноябрь – Декабрь 2015г. | методическая копилка |
Подбор литературы и информационных источников по теме проекта | библиотекарь | Участники реализации проекта | Ноябрь 2015г. | информация |
Создание на сайте лицея вебстраницы «Профилактика КМИЗ» для освещения работы по проекту | зам.директора по ВР, соц. педагог, учитель информатики | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | Ноябрь 2015г. | информация |
Формирование списка сайтов сети Интернет со ссылками на наиболее интересные ресурсы по теме проекта | библиотекарь, учителя информатики | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | Ноябрь 2015г. | информация |
Оформление информационного стенда для учащихся и родителей | зам.директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | В течение всего периода | информация |
Создание на сайте виртуального музея лицея вебстраницы «Профилактика КМИЗ» для освещения работы по проекту | зам.директора по ВР, соц. педагог, учитель информатики | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | Ноябрь 2015г. | информация |
Проведение библиотечных уроков по теме: «Польза и вред современных компьютеров» | учителя информатики кл.руководители, библиотекарь | Учащиеся 5 – 6 классов | Декабрь 2015г. | информация |
Проведение медиауроков по теме: «Информационная безопасность» | учителя информатики кл.руководители | Учащиеся 5 – 11 классов | В течение всего периода | информация |
Проведение уроков для учащихся начальной школы «Весёлый интернет» (обзор детских сайтов, возможностей компьютера и т.д.) | учителя информатики кл.руководители | Учащиеся 1 – 4 классов | В течение всего периода | информация |
Беседы со специалистами органов профилактики с учащимися:
| зам.директора по ВР, соц. педагог, педагог-психолог, инспектор ОДН ОП-2, специалисты МОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» | Учащиеся 7 – 11 классов | В течение всего периода | справки |
Беседы, классные часы по профилактике компьютерной, игровой и мобильной зависимостей, формированию информационной культуры | соц. педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, классные руководители | Учащиеся 1 – 11 классов | В течение всего периода | протоколы, справки |
Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, развитие связей с общественными организациями, учреждениями профилактики | Директор лицея, зам. директора по ВР, педагог-психолог, соц. педагог председатель СО | Родители, учащиеся | В течение всего периода | договоры, информация |
Тематические родительские собрания профилактической направленности:
| педагог-психолог, соц. педагог, зам. директора по ВР, классные руководители | Родители учащихся 1 - 11 классов | Один раз в четверть | протоколы |
Конференция Совета отцов | зам. директора по ВР, соц. педагог, председатель СО | Представители Совета отцов, педагогический коллектив лицея | Февраль 2016г. | протокол |
Заседания Совета отцов, проведение круглых столов СО, администрации лицея и членов ЛУСа, управляющего совета лицея | зам. директора по ВР, соц. педагог, председатель СО, Президент ЛУСа | Представители Совета отцов, педагогический коллектив лицея, члены ЛУСа и УО | В течение всего периода | протоколы |
Заседания Лицейского ученического самоуправления | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, вожатые, Президент ЛУСа | педагогический коллектив лицея, члены ЛУСа | В течение всего периода | протоколы |
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (конкурсы, семейные праздники, соревнования, труд.десанты) | зам. директора по ВР, психолог, соц. педагог, классные руководители | Родители, учащиеся лицея | В течение всего периода | информация |
Спортивные мероприятия: «Спартакиада школьников», «Мы за здоровый образ жизни» и т.д. Совместные спортивные соревнования представителей от Совета отцов и учащихся | Зам.директора по ВР, руководители творческих групп, учителя физической культуры | Родители, учащиеся лицея | Февраль – Март 2016г. | информация |
Подготовка и проведение выступлений агитбригад: «Компьютерный мир без зависимости – наш выбор!» | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, вожатые | Учащиеся 7 – 11 классов | Январь – Март 2016г. | информация |
Подготовка и проведение выступления агитбригады ЛУСа и тематического мероприятия для учащихся начальной школы: «Компьютер - злой волшебник или добрый слуга?» | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, вожатые, Президент ЛУСа | Учащиеся начальной школы | Январь – Март 2016г. | информация |
Конкурсы наглядной агитации (стенгазеты, рисунки и т.д.) | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, вожатые | Учащиеся 1 – 11 классов, родители | В течение всего периода | информация |
Изготовление буклетов, брошюр для учащихся и родителей | Руководители творческих групп | Учащиеся 7 – 11 классов, родители | В течение всего периода | буклеты, брошюры |
Подготовка и проведение конференции «Наш выбор: виртуальная жизнь или жизнь реальная» | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, психолог, соц. педагог | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | Ноябрь 2015г. - Май 2016г. | информация протокол |
Подготовка и проведение массовой уличной акции «Наша улица против!» | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, психолог, соц. педагог | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея, жители микрорайона школы | Март - Апрель 2016г. | информация |
Текущий контроль за реализацией проекта | зам.директора по ВР | Участники реализации проекта | Март 2016г. | информация |
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП – АПРЕЛЬ – МАЙ 2016 ГОДА | ||||
Анализ реализации проекта. Оформление и описание результатов работы | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, психолог, соц. педагог | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | Апрель – Май 2016г. | справка |
Социологический опрос учащихся «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков», обработка его результатов | педагог-психолог, соц. педагог | Учащиеся 7 – 11 классов | Апрель – Май 2016г. | справка |
Проведение единого Дня профилактики | Инспектор ОДН, соц. педагог, зам. директора по ВР, классные руководители, председатель Совета отцов | Учащиеся 7 - 11 классов, учащиеся «группы риска» | Апрель 2016г. | приказ, протокол, информация |
Создание пакета электронных презентаций, методических разработок уроков, внеклассных мероприятий | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, психолог, соц. педагог | Педагогический коллектив лицея | Апрель – Май 2016г. | информация |
Проведение общешкольного мероприятия (конференции «Наш выбор: виртуальная жизнь или жизнь реальная») | зам.директора по ВР, руководители творческих групп, психолог, соц. педагог | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея | Май 2016г. | информация протокол |
Распространение опыта работы через проведение городского семинара, публикаций в средствах массовой информации, публичную презентацию на общешкольных родительских собраниях | Директор МОУ лицея №11, зам.директора по ВР, руководители творческих групп, педагог-психолог, соц. педагог | Учащиеся, родители, педагогический коллектив лицея, общественность города | Апрель – Май 2016г. | информация |
Проведение итогового совещания для педагогов с целью ознакомления с результатами работы по проекту | зам.директора по ВР | Педагогический коллектив лицея | Май 2016г. | информация протокол |
Раздел 4.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНО- ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении программы авторы руководствовались следующими нормативно-правовыми документами:
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Семейный кодекс РФ
4. Гражданский кодекс РФ
5. Конвенция о правах ребенка
6. Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей
7. Национальная доктрина образования в РФ
8. Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики»
9. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
10. Программа развития лицея
11. Устав МОУ лицея №11
Работа по профилактике социально негативных явлений строится в соответствии с:
-Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями на 14 октября 2014 года);
-методическим пособием «Критерии оценки профилактической деятельности образовательных учреждений Ростовской области».
Работа по профилактике компьютерной, мобильной и игровой зависимостей и формированию информационной культуры предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, формирования приоритетов здорового образа жизни, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности и дополнительного образования в ОУ.
Раздел 5.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА,
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Руководитель проекта Шахова Ирина Афанасьевна – директор МОУ лицея №11
Основные исполнители:
- администрация МОУ лицея №11;
- классные руководители;
- социальный педагог;
- педагог – психолог;
- медицинский персонал;
- инспектор ОДН ОП-2;
- педагоги дополнительного образования;
- Совет отцов;
- лицейский ученический Совет.
Активные и инициативные молодые люди, объединяясь в добровольческие группы и, ведя пропаганду здорового образа жизни, реализуют свою позитивную гражданскую позицию и показывают тем самым пример своим сверстникам.
Организационная структура проекта
Координационный совет, корректировку работы творческой группы осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе;
Социально-аналитическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет социальный педагог;
Психологическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет педагог-психолог;
Информационно-аналитическая служба, корректировку работы творческой группы осуществляет руководитель школьного научного общества;
Отдел социальной рекламы (изготовление рекламных проспектов, буклетов, листовок,брошюр, плакатов, афиш и т.д.);
Информационный отдел (обновление материалов школьного сайта, выпуск стенгазет, информационных бюллетеней, фотопрезентаций и т.д.);
Театрально-концертная группа, корректировку работы творческой группы осуществляет старший вожатый.
Практическая реализация данного проекта не потребует больших финансовых вложений, так как в настоящее время в школах имеется необходимое компьютерное оборудование (компьютеры, сканеры, принтеры, цифровые фотоаппараты, флеш-карты) и бесплатный доступ в глобальную сеть Internet.
Финансовые средства потребуются для приобретения научной и справочной литературы по теме исследования, CD-R дисков, бумаги и краски для принтера, создания призового фонда для наиболее активных разработчиков электронных обучающих пособий.
Алгоритм реализации проекта
Первый этап – организационный:
- изучение нормативно – правовой базы, направленной на защиту прав и поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, работу по профилактике компьютерной, мобильной и игровой зависимостей и формированию информационной культуры;
- организация работы творческих групп проекта;
- создание методических материалов, наглядно-информационных пособий для реализации проекта;
Второй этап–деятельностный:
- координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля над их реализацией;
- подключение родительской общественности для решения проблем по профилактике компьютерной, мобильной и игровой зависимостей и формированию информационной культуры;
- создание на сайте лицея вебстраницы «Профилактика КМИЗ» для освещения работы по проекту;
- организация тесного взаимодействия с представителями КДНиЗП, инспекторами ОДН, специалистами МОУ Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония»;
- участие детей «группы риска» в общелицейских мероприятиях, агитбригадах;
- проведение массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты, конкурсы и т.д.)
Третий этап – итоговый
- анализ и подведение итогов работы по проекту, знакомство педагогов лицея, родителей, учащихся с итогами реализации проекта на совещаниях, заседаниях Управляющего совета, родительской конференции;
- проведение социологического опроса учащихся «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков», обработка его результатов;
- создание пакета электронных презентаций, методических разработок уроков, внеклассных мероприятий для педагогов;
- распространение опыта работы лицея с помощью средств массовой информации, городских семинаров, общешкольных родительских собраний.
Раздел 6.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Реализация проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию привлекательного имиджа здорового образа жизни, по профилактике различных заболеваний и вредных привычек, создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.
Осуществление мероприятий проекта будет способствовать достижению следующих результатов:
- формирование гражданской позиции молодежи;
- формирование сплоченного молодежного актива в лицее на основе его участия в конкретных мероприятиях по профилактике компьютерной, мобильной и игровой зависимостей и формированию информационной культуры, пропаганде здорового образа жизни;
- создание обучающего электронного пособия – пакета мультимедийных презентаций по проблемам компьютерной, мобильной и игровой зависимостей;
- совершенствование системы взаимодействия лицея с различными учреждениями города по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи;
- формирование важнейших социальных навыков у подростков, способствующих успешной адаптации в обществе;
- формирование у детей убеждения, что необходимо уметь рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в обучении и досуге.
Предлагаемый проект может найти практическое применение при организации воспитательно-профилактической деятельности в образовательных учреждениях, при проведении занятий по пропаганде здорового образа жизни, по предупреждению компьютерной, мобильной и игровой зависимостей (при проведении лекций, диспутов), в деятельности классных руководителей.
Практическое использование методических материалов данной работы будет способствовать внедрению в образовательный процесс современных форм и методов воспитательной деятельности.
Использование методики проектной деятельности на базе ИКТ окажет благотворное влияние на совершенствование работы образовательных учреждений по предупреждению компьютерной, мобильной и игровой зависимостей, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, пропаганде здорового образа жизни подрастающего поколения.
Социальные эффекты реализации проекта определяются на основе целевых показателей, соответствующих целям проекта:
- расширение социального партнерства с родителями;
- повышение информированности родителей о результатах развития, ценностных ориентирах ребенка;
- повышение престижа семьи;
- усиление социальной направленности воздействия на воспитанников;
- повышение правовой и психолого-педагогической компетентности как родителей, так и педагогов;
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- повышение эффективности управления.
Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых показателей по следующей формуле:
Кф1 Кф2 Кф3 Кфn
----- + ----- + ----- + + -----
Ко1 Ко2 Ко3 Коn
П = ---------------------------------------- х 100 %, где
n
П – эффективность реализации Программы,
Кфn – фактически достигнутое значение целевого показателя в отчетный период;
Ко – ожидаемое значение целевого показателя в отчетный период.
При значении:
П равно и более 100 % реализация Программы является эффективной;
П менее 100 % реализация Программы является неэффективной.
Итоговые и промежуточные отчеты о реализации программы должны содержать оценку эффективности реализации программы, анализ полученных результатов, определение целевых ориентиров в дальнейшей профилактической работе.
Оценка эффективности программы:
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
■ снижение числа обучающихся, поставленных на внутришкольный учет за совершение поступков, связанных компьютерной, мобильной и игровой зависимостей (пропуск занятий без уважительной причины, неудовлетворительные оценки и т.д.);
■ оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
■ итоги социологического опроса учащихся лицея.
Достижение поставленных задач будет оцениваться в ходе анализа ситуации экспертной группой из представителей администрации и учителей.
Результаты будут обсуждаться на общешкольном родительском собрании и педагогическом совете.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Анкета для учащихся 7 – 9 классов.
- Есть ли у Вас дома компьютер?
а) да;
б) нет.
- Подключен ли Ваш компьютер к сети Интернет?
а) да;
б) нет.
- Сколько часов в течение дня Вы работаете на компьютере?
а) не больше часа;
б) до двух часов;
в) до трех часов;
г) больше трех часов.
- Для каких целей Вы используете компьютер?
а) компьютерные игры;
б) общение;
в) просмотр фильмов;
г) учеба;
д) скачивание и прослушивание музыки.
- В какие компьютерные игры Вы играете?
а) симуляторы;
б) логические;
в) аркады;
г) другие_____________________________________________________.
- Для Вас назначение социальных сетей – это…
а) развлечение;
б) общение;
в) поиск друзей;
г) другое_________________________________________________________.
7. Контролируют ли родители время, проведенное Вами за компьютером?
а) да;
б) нет.
8. Оказывает ли влияние компьютер на Ваше здоровье?
а) оказывает ______________________________________________(какое?);
б) не оказывает;
в) не задумываюсь.
9. Есть ли у Вас выход в интернет на мобильном телефоне?
а) да;
б) нет.
10. Для каких целей Вы используете мобильный телефон?
а) звонки;
б) общение по SMS;
в) просмотр видео и фотографий;
г) учеба;
д) скачивание и прослушивание музыки.
11. Считаете ли Вы, что живое общение способно заменить компьютер и мобильный телефон?
а) да;
б) нет.
СПАСИБО!
Анализ проведения социологического опроса.
В анкетировании приняли участие учащиеся 7 – 9 классов. Всего было опрошено 200 учащихся.
№ | Вопрос анкеты | Итого чел. | Итого % |
1 | Есть ли у Вас дома компьютер? а) да; б) нет. | 200 - | 100 - |
2 | Подключен ли Ваш компьютер к сети Интернет? а) да; б) нет. | 184 16 | 92 8 |
3 | Сколько часов в течение дня Вы работаете на компьютере? а) не больше часа; б) до двух часов; в) до трех часов; г) больше трех часов. | 30 65 60 45 | 15 32,5 30 22,5 |
4 | Для каких целей Вы используете компьютер? а) компьютерные игры; б) общение; в) просмотр фильмов; г) учеба; д) скачивание и прослушивание музыки. | 135 155 80 110 95 | 67,5 77,5 40 55 47,5 |
5 | В какие компьютерные игры Вы играете? а) симуляторы; б) логические; в) аркады; г) другие: стратегии, стрелялки | 50 50 25 75 | 25 25 12,5 37,5 |
6 | Для Вас назначение социальных сетей – это… а) развлечение; б) общение; в) поиск друзей; г) другое | 75 145 25 - | 37,5 72,5 13 - |
7 | Контролируют ли родители время, проведенное Вами за компьютером? а) да; б) нет. | 130 70 | 65 35 |
8 | Оказывает ли влияние компьютер на Ваше здоровье? а) оказывает (какое?); б) не оказывает; в) не задумываюсь. | 60 115 25 | 30 57,5 12,5 |
9 | Есть ли у Вас выход в интернет на мобильном телефоне? а) да; б) нет. | 150 50 | 75 25 |
10 | Для каких целей Вы используете мобильный телефон? а) звонки; б) общение по SMS; в) просмотр видео и фотографий; г) учеба; д) скачивание и прослушивание музыки. | 165 135 80 70 130 | 82,5 77,5 40 35 65 |
11 | Считаете ли Вы, что живое общение способно заменить компьютер и мобильный телефон? а) да; б) нет. | 110 90 | 55 45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дополнительных профилактических мероприятий в МБОУ СОШ с.Талица, направленных на снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде
Комплекс дополнительных профилактических мероприятий в МБОУ СОШ с.Талица, направленных на снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде...
Рекомендации педагогам по организации профилактической работы с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые д...
«Лицейский центр профилактики» Программа прикладного характера в социально-культурной сфере, направленная на воспитание подростков и молодежи
Основная идея проекта – формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни через включение в активную исследовательскую деятельность посредствам ИКТ, а также объединение усилий уча...
Организация в МБОУ СОШ № 180работы по профилактике экстремизма, предупреждению межнациональных конфликтов в подростковой и молодежной среде
анализ и организация работы в ОУ по профилактике экстремизма...
Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных средств среди обучающихся образовательных учреждений и родительской общественностью
Работа школы по данному направлению осуществляется через «Комплексный план по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурению, токсикомании и наркоман...
Мастер -класс с педагогами и специалистами образовательных организаций «Современные подходы в организации профилактической работы по предупреждению отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе применения «Навигатора профилактики».
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происход...
КОНКУРС «Лучшая организация профилактической работы среди детей и подростков в общеобразовательных учреждениях МОГО «Охинский» 2018-2020 год
КОНКУРС «Лучшая организация профилактической работы среди детей и подростков в общеобразовательных учреждениях МОГО «Охинский»Профилактическая деятельность в МБОУ НОШ № 2 г. Охи...