ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ» для 8-9 классов
элективный курс на тему
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»
для 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_svoy_sredi_chuzhih.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования» с.Самбург Пуровского района
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ»
для 8-9 классов
I. Пояснительная записка
Программа элективного курса «Свой среди чужих» предназначена для изучения учащимися 8-9-х классов образовательной школы. Курс рассчитан на 1 час в неделю, 17 часов в полугодие. Программа курса разработана учителем истории Одежкиной Л.М. МОУ «Гимназия» Республика Хакасия г.Черногорск.
Вся история человечества – это, с одной стороны, сосуществование разных человеческих групп и общностей, экономические, культурные, политические контакты и взаимодействия, а с другой – отношение к “другому” как к чужаку, чуждому, неприемлемому, завоевания, конфликты, войны.
Прошли долгие тысячелетия, прежде чем, пробудилась мысль, что “ мы” может совпадать со всем человечеством и, следовательно, не противостоят никакому “они”. Для человека 21 века, какое бы место он не занимал в социальной структуре, одним из главных качеств является терпимость – умение находить компромисс в различных ситуациях, с уважением относится к представителям других национальностей и религий, вырабатывать у себя навыки практических действий и поведения в духе толерантности.
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса “Свой среди чужих” отличается от обязательных курсов, так как направлена на формирование атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся.
II. Цель курса:
воспитание у подрастающего поколения миролюбия, уважения к правам человека, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;
гуманное отношение к людям другой национальности, вероисповедания, культуры;
развитие способности к восприятию и пониманию другого человека.
III. Задачи курса:
- научить школьников конструктивно относиться к конфликтам и конструктивно взаимодействовать;
- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения между людьми;
- подвести учащихся к осмысленному восприятию и практическому применению принципа толерантности.
IV. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
Тема №1 Проявление нетерпимости и описание толерантности (4 часа) | ||
1 | Лекция. “Природа толерантности и интолерантности”. | 1 |
2 | Практическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”. | 2 |
3 | Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”. | 1 |
Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность” (4 часа) | ||
4 | Практическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”. | 2 |
5 | Семинар “Я и мои права”. | 2 |
Тема № 3. “Толерантность в школе: социальная практика” (4 часа) | ||
6 | Лекция. “Принуждение в школах и возможные стратегии преодоления насилия”. | 1 |
7 | Практическое занятие. “ Атмосфера толерантности в классе”. | 2 |
8 | Семинар. “Признание различий – основа самооценки”. | 1 |
Тема №4. Миролюбие и миротворчество (5 часа) | ||
9 | Лекция. “Организация Объединённых Наций в борьбе за мир. Движение пацифистов”. | 1 |
10 | Лекция. “Миротворчество ООН. Политика сдерживания”. | 1 |
11 | Практическая работа. “Созидание мира”. | 2 |
12 | Обобщающее занятие по курсу | 1 |
ИТОГО: | 17 |
V. Содержание программы
Тема № 1. Проявление нетерпимости и описание толерантности (4 часа)
Лекция. “ Природа толерантности и интолерантности”.
Практическое занятие. “ Предпочтения рождают многообразие и общность”.
Видение ситуации с точки зрения другого человека. Упражнение “Полет на луну”. Выстраивание качественных отношений между участниками игры, готовность признать другого имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
Семинар. “Признаки толерантности и признаки нетерпимости”.
Знакомство с возможными стратегиями преодоления насилия. Принципы ценностного воспитания. Многозначность и разнообразие определения интолерантности и толерантности. Составление словаря “Симптомы нетерпимости и знаки толерантности”
Тема № 2. “Права человека: пределы толерантности – ограничения и ответственность” (4 часа)
Практическое занятие. “Всеобщая Декларация прав человека”.
История создания Декларации прав человека. Упражнение “Словесные ассоциации” с понятием “права человека”. Значение прав человека в жизни людей. Дидактическая игра “Права человека”. Составление списка прав человека данного ученического сообщества.
Семинар “Я и мои права”.
Обмен мнениями о значимости “Всеобщей Декларации прав человека”.Прием “Общий галдеж”. Использование материалов СМИ для иллюстрации трех положений:
- права, которые лишают;
- права, которые защищают;
- права, которые реализуются.
Разработка анкеты: “Основные принципы прав человека”.
Тема № 3. “Толерантность в школе: социальная практика” (4 часа)
Лекция. “Принуждение в школах и возможные стратегии преодоления насилия”.
Практическое занятие. “ Атмосфера толерантности в классе”.
Преобразование конфликта и примирение. Диагностика нетерпимости у учеников. Поведение жертвы, внешний вид жертвы. Как можно предотвратить случаи запугивания в школе. 7 направлений толерантности. Правила как метод разрешения конфликта. Составление классного договора.
Семинар. “Признание различий – основа самооценки”.
Признание со стороны одноклассников – важный источник самооценки. Упражнение “Вместе поможем друг другу вырасти”. Признание – полезный инструмент для выхода из конфликта. Анализ Программы по разрешению конфликтов и обсуждение процедуры “6 шагов к победе без проигравших”. Составление памятки по разрешению конфликтов.
Тема №4. Миролюбие и миротворчество (5 часов)
Лекция. “Организация Объединённых Наций в борьбе за мир. Движение пацифистов”.
Лекция. “Миротворчество ООН. Политика сдерживания”.
Практическая работа. “Созидание мира”.
Выделение государств, где наиболее трудно установить мир на основе принципов толерантности. Классификация конфликтов: этнические, религиозные, расовые, между меньшинством и большинством, политические. Обсуждение причин произошедших конфликтов. Поиск возможности для успешного разрешения конфликтов. Составление карты нетерпимости и оценка своей страны с позиции наличия симптомов нетерпимости. Будущее: демонстрация признаков надежды на пути к толерантности.
VI. Требования к уровню усвоения дисциплины
По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны:
- приводить аргументы для обоснования своего мнения;
- резко реагировать на все, что нарушает человеческие и конституционные права, права сообщества;
- использовать ежедневную прессу и другие средства массовой информации для получения сведений по избранным вопросам и проблемам;
- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности учащихся.
Программа реализуется на основе интерактивных методов обучения с использованием социальных “крючков”, проблемных ситуаций, разборов казусов, разработок памяток.
Общие методические рекомендации
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
- анализ и сопоставление фактов;
- анализ документов;
- работа с периодической печатью;
- оформление памяток;
- публичные выступления;
- работа с картой;
- аргументация своей позиции.
Содержание программы предоставляет возможность использовать следующие формы и приемы:
кооперативный метод обучения; деловые игры; дискуссии; умение активного слушания; мозговой штурм; попс-формула.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование безопасной учебной среды, в которой практикуется диалог, терпимость, плюрализм, уважение демократических ценностей в личных и групповых отношениях.
VII. ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. – М., 2000.
- Валитовой Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? – М., 1996.
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щуковой. –М., 1998.
- Галагузова М.А., Шеланков В.Е. Кто защитит ребенка в школе // Педагогика. – 1994. - № 5.
- Голикова Н.И., Куриленко Т.Ф. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся.//Начальная школа - №7, 2001.
- Гуманизация российского образования и проблемы защиты детства: Сб. статей. – М., 1995.
- Золотухин В.М. Две концепции толерантности. – Кемерово, 1999.
8. Кракова Я.А. Мир и сотрудничество: Как это можно сделать в классе. –
М.,1991.
- Лаврентьева Л.И., Строгонова Н.В, Ерина Э.Г. Школа и нравственное воспитание личности.//Завуч начальной школы - №6, 2004. С.64 -68.
- Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для старшей школы.
– М., 1993.
11. Охрана прав несовершеннолетних: Из практики работы органов
управления образованием Воронежской области. Пособие для
руководителей и практических работников/ Под ред. А.М.Зайцева. –
Воронеж, 1996.
12. Соколов Я. В. Права человека. – М., 1993.
Литература для учащихся
- Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? – М., 1999.
- Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
- Дети ради детей: Программа социальной защиты детей и деятельности детских организаций. – М., 1996.
- Кабышев О.А. Права родителей и детей. – М.,1998.
5. Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие для старшей школы. –
М., 1993.
6. Соколов Я. В. Права человека. – М., 1993.
7. Сборник ООН для старшеклассников. – М., 1998.
8. Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса
Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...
Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...
Авторская программа элективного курса "Интернет- среда обучения" 9 класс
Переход к профильному обучению определяет необходимость активизации предпрофильной подготовки школьников. В связи с этим большое значение приобретает всемирная сеть Интернет – как среда, имеющая огром...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"
"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...