Проект семейного клуба "Витаминка"
проект на тему

Ходырева Анастасия Николаевна

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kluba_vitaminka.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект семейного клуба "Витаминка".

Автор: социальный педагог

Ходырева Анастасия Николаевна

г. Ханты - Мансийск

Введение

Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).

Условно отвечая на вопрос, почему люди употребляют ПАВ и становятся наркоманами, можно сказать следующее:

  1. Потому что наркотик стал доступным, и его стремятся реализовать, как товар нелегального рынка.
  2. Потому что у молодежи много проблем. Она находится в состоянии постоянного стресса и надеется снять его употреблением наркотика. Но прием наркотика — это токсикационный стресс. Если человеку плохо, он не улучшит свое состояние приемом наркотиков, курения сигареты или алкоголя, так как нельзя стресс вылечить новой порцией стресса!
  3. Потому что в ближайшем окружении человека многие употребляют наркотики, призывают его попробовать их, а у него нет ресурсов для сопротивления.
  4. Потому что патологическое действие наркотических веществ начинается на молекулярном уровне. Становление наркотической зависимости происходит на уровне функциональных систем организма, но ни отдельных структурных изменений на молекулярном уровне, ни изменений в работе своих функциональных систем человек не может ощущать. Ощущение человека является суммарным эффектом, и в начале употребления наркотиков (курение сигарет) он не чувствует опасности. Потом он попадает в ловушку зависимости. На всю оставшуюся жизнь остается след в его эмоциональной памяти на состояние эйфории. Периодически возникает острое желание еще раз попробовать.

          В настоящее время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества.
         Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост числа наркотических заболеваний в десять раз.
     Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества. В первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, а также здоровье будущих матерей.

Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.

Анализ ситуации употребления несовершеннолетними ПАВ среди обучающихся школы.

В рамках работы было проведено исследование среди обучающихся средних и старших классов, в котором приняли участие 150 человек.

Цель исследования: выяснить предпочтения обучающихся в отношении организации досуга, их отношение к употреблению ПАВ, выявить наиболее эффективные способы профилактики употребления ПАВ (по мнению опрашиваемых). Для проведения исследования была использована анкета по выяснению мнения обучающихся о проблеме злоупотребления ПАВ.

Результаты исследования:

Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, какие из перечисленных проблем, являются наиболее актуальными для твоей школы?» показали следующее: появление на территории наркотиков – 1%, бродяжничество – 2 %, курение табака – 85 %, алкоголизм – 12%.

Уровень распространенности курения среди несовершеннолетних в целом составляет 32%, причем среди курящих очень много девочек. Интерес к курению у мальчиков приходится на ранний возраст — до 10 лет, у девочек — на 13—14 лет.

Распространенность «случайного» употребления наркотических и токсических веществ среди несовершеннолетних нашей школы составляет 0%.

Результаты анкетирования по вопросу: «Считаешь  ли ты, что подростки могут решить какие-либо из этих проблем своими силами?» следующие: «затрудняюсь ответить» — 6%, «нет» — 20%, «да» — 74 %.

Результаты анкетирования по вопросу: «Хотел бы ты лично участвовать в работе, направленной на решение этих проблем?» показали «затрудняюсь ответить» — 3%, «нет» — 17%, «да» — 80 %.

Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, что могло бы помочь в решении этих проблем?» выявили следующие предложения:

- выступление на классных часах, родительских собраниях — 24%;

-создать сообщество подростков, занимающихся проблемами употребления       подростками ПАВ — 16%;

- открыть клуб ЗОЖ— 60%.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в нашей школе нет наркоманов, но есть курящие подростки, с которыми нужно бороться.

Поэтому в школе мы провели анкетирование среди учащихся 7-8 классов, т.к. этот возраст для подростков самый опасный. В этом возрасте подростки наиболее открыты перед вредными привычками. В анкетировании приняло участие 145 обучающихся школы.

Обучающимся было предложено ответить на 10 вопросов.

Данное исследование помогает выявить причины возникновения вредной привычки у подростков.

Первый вопрос анкеты: «Пробовали ли Вы курить?» 28% обучающихся дали положительный ответ, но не все продолжают эту вредную привычку. Все-таки выявлено 7% курящих подростков.

Вопрос: «Почему курят подростки?»: 39% считают, что это круто и модно, 28% подростков считают, что если будешь курить, то расслабишься и забудешь свои проблемы.

Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Данные анкетирования показывают, что 63% опрашиваемых имеют курящих родителей. Невозможно доказывать подростку, что курение наносит вред организму, а самим родителям при этом курить.

Такая негативная статистика натолкнула нас на создания семейного клуба «Витаминка».

Выводы:

  1. Наиболее актуальными проблемами школы являются, по мнению подростков, курение табака (80 %).
  2. Подростки заинтересованы и считают возможным решение проблемы своими силами (74%)

Результаты исследования подтверждают гипотезу: проблема употребления ПАВ среди подростков актуальна, учащиеся считают возможным решение проблемы в некоторой степени посредством создания подросткового сообщества и готовы оказать помощь.

Характеристика проекта

     Согласно результатам исследования, учащиеся считают возможным решение проблемы употребления ПАВ в некоторой степени своими силами и готовы принять участие. Наиболее приемлемыми формами являются: открытие клуба.
    Кроме того, личная заинтересованность подростков будет более действенная.
     Идея проекта: организовать в школе семейный клуб по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних «Витаминка» по формированию у учащихся и родителей негативного отношения к ПАВ, сохранение и укрепление здоровья учеников.

Задачи проекта:

  1. Обозначить основные традиции и законы клуба. Показать ценность здоровья, роль семьи в формировании здоровья ребенка.
  2. Изучить причины роста употребления ПАВ среди подростков школы;
  3. Разработать формы и методы работы с родителями и учащимися школы, способствующие эффективной профилактике ПАВ;
  4. Привлечь учащихся к активной работе среди своих сверстников и родителей по профилактике злоупотребления табаком, используя методы исследования и ученического проектирования;
  5. Создать и использовать в работе наглядные материалы (буклеты, календари, плакаты), видеоматериалы, направленные на профилактику ПАВ;
  6. Значительно снизить количество учащихся, злоупотребляющих табакокурением.

Участники проекта: заместитель директора по УВР (по социальным вопросам) Билаш Р.И., социальный педагог Ходырева А.Н., учащиеся 7-9 классов, родители.

Социальные партнеры в организации работы по профилактике ПАВ: "Центр социальной помощи семье и детям "Вега", инспектор ОДН, БУ «Молодёжный центр»

Формы работы с социальными партнерами: приглашение специалистов для проведения бесед с учащимися, родителями, консультации.

        Основные целевые группы, на которые направлен проект – несовершеннолетние, учащиеся школ, родители.

Сроки выполнения проекта: 2016-2017 годы

Ожидаемые результаты:

  • Создание семейного клуба «Витаминка», объединяющего подростков, родителей, выступающих за здоровый образ жизни
  • Создание условий для совместной деятельности подростков, заинтересованных в решении актуальной проблемы общества школы,
  • Организация досуга подростков
  • Снижение количества подростков, употребляющих ПАВ (курения).

Учащиеся должны знать:

  • - болезни, связанные с применением ПАВ;
  • - причины и последствия ПАВ (табакокурения);

Учащиеся должны уметь:

  • - применять полученные знания на практике;
  • - уметь говорить «Нет»;
  • - вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

  • - работы в коллективе;
  • - высказывания своих мыслей;
  • - изучения научной литературы.

Стратегия реализации:

Этапы

Мероприятия

Ресурсы

Ответственный:

I этап - организационный

1.Распространить информацию о запуске проекта.

Школьная сеть

Социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам

2.Сформировать группу активистов

Подростки школы, родители

Социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам

3. Разработать устав семейного клуба «Витаминка»

Члены семейного клуба «Витаминка»

4. Разработать план мероприятий на год

Социальный педагог, группа активистов

5. Разработать рубрику школьного сайта, посвящённую проблемам злоупотребления ПАВ

Сайт школы

Участники клуба «Витаминка»

6. Организовать выпуск листовок, плакатов «Современные школьники за ЗОЖ».

Участники клуба

Участники клуба «Витаминка»

II этап - реализация проекта

1. Проведение запланированных мероприятий.

Сайт школы, школьное помещение и оборудование

Участники клуба «Витаминка», социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам

III подведение итогов

1. Подведение итогов работы клуба.

 

Участники клуба «Витаминка», социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам

            
Примерный перечень мероприятий:
1. Пополнение школьной библиотеки литературой о здоровом образе жизни через традиционную ежегодную акцию «Подари школе книгу»
2. Организация спортивных праздников «Спорт против ПАВ!»
3. Видеолекторий по проблемам профилактики злоупотребления ПАВ
4. Работа в рубрике сайта клуба: еженедельное обновление, участие в форуме
5. Еженедельное издание информационного листка (информ-дайджест)
6.Проведение 15-минуток
7. Проведение Дня здоровья 
8. Участие в  турслетах под лозунгом «Мы за здоровую нацию!»
9. Помощь в организации  и проведение акций «Осторожно: наркотики -  стоп!»
10.Принятие участия в районных праздниках, фестивалях, посвященных решению проблемы злоупотребления ПАВ
11. Участие в военно-спортивных мероприятиях

Оценка эффективности проекта

Сильные стороны проекта

  • Личная заинтересованность подростков
  • Создание условий для совместной деятельности подростков, дружеской атмосферы
  • Создание условия для проявления личностных качеств подростков
  • Использование ресурсов Интернет, обеспечивающих оперативность обмена информацией, доступность, возможность выхода на районный, краевой уровень

Слабые стороны проекта

  • Зависимость от ресурсов и планов школы
  • Ограничение подростков в самоуправлении

Риски

  • Недостаточная ответственность ребят в подростковом возрасте
  • Недостаточно развитое самоуправление
  • Недоверие со стороны подростков
  • Загруженность подростков
  • Отсутствие средств

Возможности

  • Выход клуба на городские конференции по ЗОЖ
  • Возможность внести вклад в развитие здорового образа жизни
  • Возможность найти новых друзей, партнёров

Исходя из анализа проекта, можно заключить, что его проведение целесообразно, так как

  • проект направлен на решение актуальной подростковой проблемы.
  • проект отвечает пожеланиям подростков школы
  • проект может быть организован силами подростков

План мероприятий

на 2016-2017 учебный год

Заседание семейного клуба «Витаминка» запланировано один раз в четверть.

Название мероприятия

Дата

Участники

1

Заседание семейного клуба «Витаминка»: «Посмотрим на своё здоровье новыми глазами».

 Подведение итогов работы за 1 четверть.

Октябрь

Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам, приглашённые специалисты

2

Заседание семейного клуба «Витаминка»: Вторая экспедиция инопланетян.

Подведение итогов работы за 2 четверть.

Декабрь

Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам, приглашённые специалисты

3

Заседание семейного клуба «Витаминка»: «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей и подростков»

Подведение итогов работы за 3 четверть.

Март

Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам, приглашённые специалисты

4

Заседание семейного клуба «Витаминка»: Групповая игра-тренинг: «Прошлое, настоящее, будущее...»

Подведение итогов работы за 4 четверть, за год.

Май

Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам,

приглашённые специалисты

Мероприятия по реализации программы между заседаниями клуба:

  1. Проведение школьной акции «Мы за здоровый образ жизни!»
  2. Систематическое размещение материалов по пропаганде здорового образа жизни, преодоление вредных привычек, в том числе табакокурения на сайте школы, на стендах.
  3. Подготовка методических рекомендаций для родителей и детей по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних.
  4. Организация выставок, конкурсов детских рисунков и стенных газет по вопросам профилактики ПАВ.
  5. Осуществление мониторинга распространенности курения среди учащихся школы для планирования профилактических мероприятий.
  6. Проведение родительских собраний по профилактике вредных привычек у детей и подростков с привлечением психологов,  психиатров, наркологов.
  7.  Выпуск плакатов, памяток, листовок по пропаганде здорового образа жизни, о вреде табакокурения и его профилактике.
  8.  Организация книжно - иллюстративных выставок, конкурсов, мероприятий, приуроченных к Международному дню отказа от курения и Всемирному дню без табачного дыма.
  9. Проведение социально - психологических тренингов среди подростков «Мой выбор: курить или не курить?».
  10. Создание условий для постоянных занятий физкультурой и спортом. Проведение спортивно-массовых мероприятий для родителей и учащихся.
  11. Организация консультативного и анонимного приёмов для родителей и учащихся, употребляющих табачные изделия.
  12. Проведение тематических классных часов, бесед, лекций с инспектором ОДН, специалистами центра «Вега», «Молодёжного центра» и т.д.
  13.  Участие в городских мероприятиях с выступлениями по ЗОЖ.
  14. Участие в интернет мероприятиях.

Литература:

1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик; Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 с.
2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101с.
3. Захарова А.И. Три ступени, ведущие вниз // Классный руководитель. – 2007. - № 9. – с. 73 – 77.
4. Кулинич Г.Г. Социально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании // Классный руководитель. – 2007. - № 11. – с. 75 – 78.
5. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.: «Сентябрь», 1999. – 54 с.
6. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. - 76с.
7. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 239 с.
8. Подростки в обществе риска: как им помочь? / Под ред. И.О. Таенковой. – Хабаровск: Изд-во Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр, 2006 г. – 32 с.
9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 154 с.
10. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ / Под научным редактированием Л.М. Шипицыной. – Спб.: Издательство «Образование – Культура», 2003. – 384 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семейная академия"

В работе представлен прект развития воспитательной работы в школе...

Проект "Семейная академия" (презентация)

Презентация проекта по развитию воспитательной работы в школе...

Социально педагогический проект "Семейный клуб"

Социально педагогический проект...

Образовательный проект "Семейные отношения"

Проект затрагивает одну из самых актуальных проблем нашего времени: кризис семьи и детско-родительских отношений, развивает у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспекти...

Проект "Семейно-классные каникулы"

Проект «Семейно-классные каникулы» построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого...

Педагогический проект «Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации»

Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С....

проект семейный клуб "Отрада"

Цель:- разработать и апробировать модель  взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленную на решение проблемы детско-родительских взаимоотношений. Задачи проекта:1....