Проект семейного клуба "Витаминка"
проект на тему
Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kluba_vitaminka.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект семейного клуба "Витаминка".
Автор: социальный педагог
Ходырева Анастасия Николаевна
г. Ханты - Мансийск
Введение
Система школьного образования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности, полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себя лишь процесс обучения - трансляцию определенной информации на уроках. Дети и подростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкает некоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности в иллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ (ПАВ).
Условно отвечая на вопрос, почему люди употребляют ПАВ и становятся наркоманами, можно сказать следующее:
- Потому что наркотик стал доступным, и его стремятся реализовать, как товар нелегального рынка.
- Потому что у молодежи много проблем. Она находится в состоянии постоянного стресса и надеется снять его употреблением наркотика. Но прием наркотика — это токсикационный стресс. Если человеку плохо, он не улучшит свое состояние приемом наркотиков, курения сигареты или алкоголя, так как нельзя стресс вылечить новой порцией стресса!
- Потому что в ближайшем окружении человека многие употребляют наркотики, призывают его попробовать их, а у него нет ресурсов для сопротивления.
- Потому что патологическое действие наркотических веществ начинается на молекулярном уровне. Становление наркотической зависимости происходит на уровне функциональных систем организма, но ни отдельных структурных изменений на молекулярном уровне, ни изменений в работе своих функциональных систем человек не может ощущать. Ощущение человека является суммарным эффектом, и в начале употребления наркотиков (курение сигарет) он не чувствует опасности. Потом он попадает в ловушку зависимости. На всю оставшуюся жизнь остается след в его эмоциональной памяти на состояние эйфории. Периодически возникает острое желание еще раз попробовать.
В настоящее время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества.
Согласно статистическим данным, за последние десять лет отмечается рост числа наркотических заболеваний в десять раз.
Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества. В первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, а также здоровье будущих матерей.
Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка.
Анализ ситуации употребления несовершеннолетними ПАВ среди обучающихся школы.
В рамках работы было проведено исследование среди обучающихся средних и старших классов, в котором приняли участие 150 человек.
Цель исследования: выяснить предпочтения обучающихся в отношении организации досуга, их отношение к употреблению ПАВ, выявить наиболее эффективные способы профилактики употребления ПАВ (по мнению опрашиваемых). Для проведения исследования была использована анкета по выяснению мнения обучающихся о проблеме злоупотребления ПАВ.
Результаты исследования:
Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, какие из перечисленных проблем, являются наиболее актуальными для твоей школы?» показали следующее: появление на территории наркотиков – 1%, бродяжничество – 2 %, курение табака – 85 %, алкоголизм – 12%.
Уровень распространенности курения среди несовершеннолетних в целом составляет 32%, причем среди курящих очень много девочек. Интерес к курению у мальчиков приходится на ранний возраст — до 10 лет, у девочек — на 13—14 лет.
Распространенность «случайного» употребления наркотических и токсических веществ среди несовершеннолетних нашей школы составляет 0%.
Результаты анкетирования по вопросу: «Считаешь ли ты, что подростки могут решить какие-либо из этих проблем своими силами?» следующие: «затрудняюсь ответить» — 6%, «нет» — 20%, «да» — 74 %.
Результаты анкетирования по вопросу: «Хотел бы ты лично участвовать в работе, направленной на решение этих проблем?» показали «затрудняюсь ответить» — 3%, «нет» — 17%, «да» — 80 %.
Результаты анкетирования по вопросу: «Как ты считаешь, что могло бы помочь в решении этих проблем?» выявили следующие предложения:
- выступление на классных часах, родительских собраниях — 24%;
-создать сообщество подростков, занимающихся проблемами употребления подростками ПАВ — 16%;
- открыть клуб ЗОЖ— 60%.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в нашей школе нет наркоманов, но есть курящие подростки, с которыми нужно бороться.
Поэтому в школе мы провели анкетирование среди учащихся 7-8 классов, т.к. этот возраст для подростков самый опасный. В этом возрасте подростки наиболее открыты перед вредными привычками. В анкетировании приняло участие 145 обучающихся школы.
Обучающимся было предложено ответить на 10 вопросов.
Данное исследование помогает выявить причины возникновения вредной привычки у подростков.
Первый вопрос анкеты: «Пробовали ли Вы курить?» 28% обучающихся дали положительный ответ, но не все продолжают эту вредную привычку. Все-таки выявлено 7% курящих подростков.
Вопрос: «Почему курят подростки?»: 39% считают, что это круто и модно, 28% подростков считают, что если будешь курить, то расслабишься и забудешь свои проблемы.
Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Данные анкетирования показывают, что 63% опрашиваемых имеют курящих родителей. Невозможно доказывать подростку, что курение наносит вред организму, а самим родителям при этом курить.
Такая негативная статистика натолкнула нас на создания семейного клуба «Витаминка».
Выводы:
- Наиболее актуальными проблемами школы являются, по мнению подростков, курение табака (80 %).
- Подростки заинтересованы и считают возможным решение проблемы своими силами (74%)
Результаты исследования подтверждают гипотезу: проблема употребления ПАВ среди подростков актуальна, учащиеся считают возможным решение проблемы в некоторой степени посредством создания подросткового сообщества и готовы оказать помощь.
Характеристика проекта
Согласно результатам исследования, учащиеся считают возможным решение проблемы употребления ПАВ в некоторой степени своими силами и готовы принять участие. Наиболее приемлемыми формами являются: открытие клуба.
Кроме того, личная заинтересованность подростков будет более действенная.
Идея проекта: организовать в школе семейный клуб по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних «Витаминка» по формированию у учащихся и родителей негативного отношения к ПАВ, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Задачи проекта:
- Обозначить основные традиции и законы клуба. Показать ценность здоровья, роль семьи в формировании здоровья ребенка.
- Изучить причины роста употребления ПАВ среди подростков школы;
- Разработать формы и методы работы с родителями и учащимися школы, способствующие эффективной профилактике ПАВ;
- Привлечь учащихся к активной работе среди своих сверстников и родителей по профилактике злоупотребления табаком, используя методы исследования и ученического проектирования;
- Создать и использовать в работе наглядные материалы (буклеты, календари, плакаты), видеоматериалы, направленные на профилактику ПАВ;
- Значительно снизить количество учащихся, злоупотребляющих табакокурением.
Участники проекта: заместитель директора по УВР (по социальным вопросам) Билаш Р.И., социальный педагог Ходырева А.Н., учащиеся 7-9 классов, родители.
Социальные партнеры в организации работы по профилактике ПАВ: "Центр социальной помощи семье и детям "Вега", инспектор ОДН, БУ «Молодёжный центр»
Формы работы с социальными партнерами: приглашение специалистов для проведения бесед с учащимися, родителями, консультации.
Основные целевые группы, на которые направлен проект – несовершеннолетние, учащиеся школ, родители.
Сроки выполнения проекта: 2016-2017 годы
Ожидаемые результаты:
- Создание семейного клуба «Витаминка», объединяющего подростков, родителей, выступающих за здоровый образ жизни
- Создание условий для совместной деятельности подростков, заинтересованных в решении актуальной проблемы общества школы,
- Организация досуга подростков
- Снижение количества подростков, употребляющих ПАВ (курения).
Учащиеся должны знать:
- - болезни, связанные с применением ПАВ;
- - причины и последствия ПАВ (табакокурения);
Учащиеся должны уметь:
- - применять полученные знания на практике;
- - уметь говорить «Нет»;
- - вести активный здоровый образ жизни.
Учащиеся должны приобрести навык:
- - работы в коллективе;
- - высказывания своих мыслей;
- - изучения научной литературы.
Стратегия реализации:
Этапы | Мероприятия | Ресурсы | Ответственный: |
I этап - организационный | 1.Распространить информацию о запуске проекта. | Школьная сеть | Социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам |
2.Сформировать группу активистов | Подростки школы, родители | Социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам | |
3. Разработать устав семейного клуба «Витаминка» | Члены семейного клуба «Витаминка» | ||
4. Разработать план мероприятий на год | Социальный педагог, группа активистов | ||
5. Разработать рубрику школьного сайта, посвящённую проблемам злоупотребления ПАВ | Сайт школы | Участники клуба «Витаминка» | |
6. Организовать выпуск листовок, плакатов «Современные школьники за ЗОЖ». | Участники клуба | Участники клуба «Витаминка» | |
II этап - реализация проекта | 1. Проведение запланированных мероприятий. | Сайт школы, школьное помещение и оборудование | Участники клуба «Витаминка», социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам |
III подведение итогов | 1. Подведение итогов работы клуба. |
| Участники клуба «Витаминка», социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам |
Примерный перечень мероприятий:
1. Пополнение школьной библиотеки литературой о здоровом образе жизни через традиционную ежегодную акцию «Подари школе книгу»
2. Организация спортивных праздников «Спорт против ПАВ!»
3. Видеолекторий по проблемам профилактики злоупотребления ПАВ
4. Работа в рубрике сайта клуба: еженедельное обновление, участие в форуме
5. Еженедельное издание информационного листка (информ-дайджест)
6.Проведение 15-минуток
7. Проведение Дня здоровья
8. Участие в турслетах под лозунгом «Мы за здоровую нацию!»
9. Помощь в организации и проведение акций «Осторожно: наркотики - стоп!»
10.Принятие участия в районных праздниках, фестивалях, посвященных решению проблемы злоупотребления ПАВ
11. Участие в военно-спортивных мероприятиях
Оценка эффективности проекта
Сильные стороны проекта
| Слабые стороны проекта
|
Риски
| Возможности
|
Исходя из анализа проекта, можно заключить, что его проведение целесообразно, так как
- проект направлен на решение актуальной подростковой проблемы.
- проект отвечает пожеланиям подростков школы
- проект может быть организован силами подростков
План мероприятий
на 2016-2017 учебный год
Заседание семейного клуба «Витаминка» запланировано один раз в четверть.
№ | Название мероприятия | Дата | Участники |
1 | Заседание семейного клуба «Витаминка»: «Посмотрим на своё здоровье новыми глазами». Подведение итогов работы за 1 четверть. | Октябрь | Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам, приглашённые специалисты |
2 | Заседание семейного клуба «Витаминка»: Вторая экспедиция инопланетян. Подведение итогов работы за 2 четверть. | Декабрь | Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам, приглашённые специалисты |
3 | Заседание семейного клуба «Витаминка»: «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей и подростков» Подведение итогов работы за 3 четверть. | Март | Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам, приглашённые специалисты |
4 | Заседание семейного клуба «Витаминка»: Групповая игра-тренинг: «Прошлое, настоящее, будущее...» Подведение итогов работы за 4 четверть, за год. | Май | Участники клуба, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам, приглашённые специалисты |
Мероприятия по реализации программы между заседаниями клуба:
- Проведение школьной акции «Мы за здоровый образ жизни!»
- Систематическое размещение материалов по пропаганде здорового образа жизни, преодоление вредных привычек, в том числе табакокурения на сайте школы, на стендах.
- Подготовка методических рекомендаций для родителей и детей по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних.
- Организация выставок, конкурсов детских рисунков и стенных газет по вопросам профилактики ПАВ.
- Осуществление мониторинга распространенности курения среди учащихся школы для планирования профилактических мероприятий.
- Проведение родительских собраний по профилактике вредных привычек у детей и подростков с привлечением психологов, психиатров, наркологов.
- Выпуск плакатов, памяток, листовок по пропаганде здорового образа жизни, о вреде табакокурения и его профилактике.
- Организация книжно - иллюстративных выставок, конкурсов, мероприятий, приуроченных к Международному дню отказа от курения и Всемирному дню без табачного дыма.
- Проведение социально - психологических тренингов среди подростков «Мой выбор: курить или не курить?».
- Создание условий для постоянных занятий физкультурой и спортом. Проведение спортивно-массовых мероприятий для родителей и учащихся.
- Организация консультативного и анонимного приёмов для родителей и учащихся, употребляющих табачные изделия.
- Проведение тематических классных часов, бесед, лекций с инспектором ОДН, специалистами центра «Вега», «Молодёжного центра» и т.д.
- Участие в городских мероприятиях с выступлениями по ЗОЖ.
- Участие в интернет мероприятиях.
Литература:
1. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальных практик; Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 182 с.
2. Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 101с.
3. Захарова А.И. Три ступени, ведущие вниз // Классный руководитель. – 2007. - № 9. – с. 73 – 77.
4. Кулинич Г.Г. Социально-психологическое исследование отношения молодежи к наркомании // Классный руководитель. – 2007. - № 11. – с. 75 – 78.
5. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.: «Сентябрь», 1999. – 54 с.
6. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. Балашов, Изд-во БГПИ, 2001. - 76с.
7. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 239 с.
8. Подростки в обществе риска: как им помочь? / Под ред. И.О. Таенковой. – Хабаровск: Изд-во Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр, 2006 г. – 32 с.
9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. Самара: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 154 с.
10. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сборник программ / Под научным редактированием Л.М. Шипицыной. – Спб.: Издательство «Образование – Культура», 2003. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейная академия"
В работе представлен прект развития воспитательной работы в школе...
Проект "Семейная академия" (презентация)
Презентация проекта по развитию воспитательной работы в школе...
Социально педагогический проект "Семейный клуб"
Социально педагогический проект...
Образовательный проект "Семейные отношения"
Проект затрагивает одну из самых актуальных проблем нашего времени: кризис семьи и детско-родительских отношений, развивает у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспекти...
Проект "Семейно-классные каникулы"
Проект «Семейно-классные каникулы» построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого...
Педагогический проект «Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации»
Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С....
проект семейный клуб "Отрада"
Цель:- разработать и апробировать модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленную на решение проблемы детско-родительских взаимоотношений. Задачи проекта:1....