проект семейный клуб "Отрада"
проект на тему
Цель:
- разработать и апробировать модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленную на решение проблемы детско-родительских взаимоотношений.
Задачи проекта:
1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем.
2. Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству Центра с учетом ценностей толерантности.
3. Внедрение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, ориентированных на особенности семейного воспитания.
4. Достижение активного включения родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Повышение психолого-педагогических знаний педагогов Центра, вооружение их современным комплексом форм совместной работы с родителями, направленными на создание реального сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya-2_avtosokhranennyy.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Общение поколений»
городского округа Самара
Проект
семейного клуба «Отрада».
Составители: Фокина Л.А. - методист
Комова Ю.С. – педагог-психолог
Самара 2013г.
Актуальность проекта.
Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных в современной педагогической практике. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, и др. Снижение интенсивности школьного воспитания пока еще не повлекло за собой появление принципиально новых форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Налицо противоречие между ориентацией реформируемой системы образования на гуманизацию пространства детства, обеспечение развития индивидуальных возможностей, способностей личности, предотвращение негативных явлений в процессе ее социализации и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий решения общественно и лично значимых задач.
В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную.
Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное:
- девальвация смысла семейной жизни;
- резкое социально-экономическое расслоение общества;
- рост скрытой и явной безработицы;
- миграция населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
- увеличение количества асоциальных семей, неполных семей;
- ухудшение состояния здоровья населения;
- недостаточная степень владения родителями возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
В рамках этих проблем необходимо актуализировать значимость семейного воспитания.
Анализ широкого диапазона работ и практического опыта по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях изменилась семья и её психолого-педагогический потенциал, возрастает количество неуспешных учеников по причине негативных детско-родительских отношений, что требует от образовательных учреждений поиска новых форм работы с семьей, а отсутствие единства взглядов на содержание и формы работы с родителями требует дополнительных исследований. Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане обусловили выбор темы проекта.
Цель:
- разработать и апробировать модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленную на решение проблемы детско-родительских взаимоотношений.
Задачи проекта:
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем.
- Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству Центра с учетом ценностей толерантности.
- Внедрение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, ориентированных на особенности семейного воспитания.
- Достижение активного включения родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
- Повышение психолого-педагогических знаний педагогов Центра, вооружение их современным комплексом форм совместной работы с родителями, направленными на создание реального сотрудничества.
В деятельности образовательных учреждений часто отсутствует целевая направленность и системность в работе с родителями. Вышеизложенные задачи будут осуществляться успешно если:
- создана система психолого-педагогического сопровождения детско-родительских взаимоотношений;
-выявлены оптимальные формы взаимодействия с семьей учреждения дополнительного образования детей;
- на основе системно-деятельностного подхода разработана и апробирована модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленная на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.
-даны методические рекомендации педагогам ОУ по организации взаимодействия с семьей.
Инициаторами и организаторами проекта являются администрация и педагогический коллектив Центра.
Участники проекта: педагоги Центра, воспитанники и их родители.
Срок реализации проекта: 2 года ( 2012-2014 гг.)
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2012 г.)
Содержание деятельности | Формы и способы реализации |
1. Изучение опыта организации детско-родительских объединений в истории отечественной педагогики. Ретроспективный анализ опыта деятельности УДОД г.о. Самары. 2. Изучение потребностей учащихся, их родителей в различных формах психолого-педагогической помощи. 3. Моделирование структуры семейного клуба. | Анализ литературы по проблеме. Использование интернет-ресурсов. Анкетирование, опрос, индивидуальные собеседования. Определение и уточнение целей, задач, содержания деятельности, форм и методов педагогического руководства детско-родительским объединением, обеспечивающих развитие личности воспитанников |
4. Создание информационно-методической базы проекта. | - Разработка положения о разновозрастном объединении «Семейный клуб», - Создание плана работы семейного клуба «Отрада» и его структурных подразделений. - разработка плана культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, обучающих мероприятий, направленных на решение задач проекта; - разработка программы мониторинга эффективности проекта и программы психологического сопровождения; - разработка сценариев и положений мероприятий, проводимых в рамках проекта. |
Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и ОУ – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
С целью изучения запроса на психолого-педагогическую помощь мы разработали анкету для родителей воспитанников. Предложили родителям выбрать темы, которые они хотели бы обсудить на заседаниях семейного клуба «Отрада».
Была проведена диагностика детско-родительских взаимоотношений.
Использованы методики:
- Тест родительского отношения (Варга-Столин).
- Исследование межличностных отношений ребёнка с родителями (проективный тест «Рисунок семьи»).
- Методика самодиагностики. Тест: «Какие мы родители?»
- Анкета «Группа дошкольников глазами родителей».
- Анкета «Какой он, ваш ребёнок?»
Методы самодиагностики хороши тем, что позволяют увидеть родителям недостатки, некомпетентность в вопросах воспитания, в общении с детьми, мотивируют их на работу с психологом.
На основании результатов анкетирования и диагностики была разработана программа семейного клуба «Отрада».
Работа клуба осуществляляется по секциям: секция психолого-педагогических знаний, Школа Айболита, Академия семейного досуга, мастерская Марьи-искусницы.
Практический этап ( январь 2013- июнь 2014 г).
Направление деятельности по реализации поставленных задач | Формы и способы реализации | Сроки выполнения |
Секция психолого-педагогических знаний. | Организация работы семейного клуба «Отрада». Психологические особенности ребёнка 5-6 лет. Беседа психолога. Видеолекция о влиянии мультфильмов на формирование мировоззрения детей. Педагогическая гостиная на тему: «Развивающие игры для детей, их родителей, педагогов»
«Бить или не бить?» Родительская дискуссия о методах семейного воспитания. «Крохотное право». Беседа с родителями о правах и обязанностях ребёнка с семье». | Февраль 2013 Апрель 2013 Октябрь 2013 Декабрь 2013 Февраль 2014 |
«Школа Айболита» | «Задайте вопрос врачу». Круглый стол с приглашением специалистов медицинского профиля. Темы бесед: - "Осанка хорошая и плохая"; - «Здоровье детей начинается со стопы»; -"Вся правда о Мишкиной каше"; (особенности детского питания). - Кариес: поймать вовремя". - Признаки распространённых инфекционных заболеваний. | Январь 2013 Март 2013 май 2013 ноябрь 2013 январь 2014 март 2014 |
«Мастерская Марьи-искусницы» | - День открытых дверей «Город мастеров». «Мой папа – солдат». Фотоэкспозиция - «Мастерим вместе». Мастер-классы для воспитанников Центра и их родителей по декоративно-прикладному творчеству. - Выставки семейного творчества по декоративно-прикладному искусству: «Из бабушкиного сундучка». - Семейная мастерская «В гостях у Деда Мороза». - Благотворительная акция «Забота»: изготовление пасхальных сувениров для одиноких пожилых людей. - «День коллекционера». Выставка коллекций детей и взрослых. . - Совместное участие в городских выставках и конкурсах по ДПИ. | Май 2013 Февраль 2013 В течение года Октябрь 2013 Декабрь 2013 Апрель 2014 Март 2014 В течение года |
«Академия семейного досуга». | «Выходные в моей семье». Детско-родительская практическая конференция. -Ток-шоу «Знаете ли вы своего ребёнка?» - День Здоровья. - День матери. -Праздник пап -День Семьи - тематические вечера отдыха: «Знаешь сам – научи другого», «От секретов до советов», «Рождественские посиделки» | Апрель 2013 Январь 2013 Сентябрь Ноябрь 2013 Февраль 2013 Май 2014 Март 2014 Март 2013 Январь |
Районные социально-значимые мероприятия | - Районный фестиваль семейного творчества «Крепка семья – крепка держава». - «Формула успеха». Подведение итогов учебного года, награждение активных участников мероприятий, конкурсов, их родителей. - Проведение районного конкурса семейных проектов по номинациям: «История района в судьбе семьи»; «Семейные династии». - Районный конкурс по ИЗО и ДПИ «Мир семейных увлечений». - Разработка и реализация проекта по благоустройству «Сказочная поляна» в рамках городского конкурса «Помоги родному городу». | Апрель 2014 Май 2013 Март 2014 Февраль 2014 Апрель-июнь 2013 г. |
Результативность данного проекта:
В ходе разработки данного проекта была проделана следующая работа:
- разработана модель психолого-педагогического сопровождения детско-родительских взаимоотношений
- разработаны анкеты по изучению запроса родителей на психологическое просвещение, методическую помощь.
- подобраны методики диагностики детско-родительских взаимоотношений;
- подобраны видеоматериалы, созданы авторские компьютерные презентации для психолого-педагогического просвещения родителей.
- создан план работы семейного клуба «Отрада»;
- разработаны сценарии совместных мероприятий для детей и родителей;
- педагогами разработаны методические рекомендации по работе с родителями;
- апробированы различные формы работы с родителями.
Проект находится в процессе реализации. Работа над проектом мобилизовала творческий потенциал педагогов, вдохновила их на дальнейшую разработку данного направления. Коллективом подана заявка на участие в экспериментальной работе по направлению «Развитие комплексных форм дополнительного образования для детей и их родителей».
Список литературы.
- В.Б.Никишина, Т.Д. Василенко. Психодиагностика в системе социальной работы. Владос. М. 2004.
- Н.В. Клюева. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Академия развития. Ярославль. 2002.
- Н.Н. Амбросьева. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. Глобус.М.2007.
- Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного общения с детьми. Речь. С-П.2005.
- А. Грецов. Тренинг общения для подростков. Питер.2006.
- М.Р. Битянова. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Питер.2004.
- Е.К.Лютова - Робертс, Г.Б. Монина. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. Речь. С-П.2005.
- Методическая газета для педагогов –психологов «школьный психолог». Первое сентября.
- Интернет-ресурсы:
vk.com/video709762 38_1413 94627
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейная академия"
В работе представлен прект развития воспитательной работы в школе...
Проект "Семейная академия" (презентация)
Презентация проекта по развитию воспитательной работы в школе...
Социально педагогический проект "Семейный клуб"
Социально педагогический проект...
Образовательный проект "Семейные отношения"
Проект затрагивает одну из самых актуальных проблем нашего времени: кризис семьи и детско-родительских отношений, развивает у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспекти...
Проект "Семейно-классные каникулы"
Проект «Семейно-классные каникулы» построен на сотрудничестве: классный руководитель, учащиеся, родители в школе и продолжение его осуществления в каждой семье классного коллектива через эколого...
Педагогический проект «Семейное воспитание как относительно социально контролируемая социализация в процессе стихийной социализации»
Данный материал адресован психологам, социальным педагогам. Возможно, эта статья заинтересует классных руководителей. Разработала учитель музыки ( педагог-психолог ) Коптик Е.С....
Педагогический проект "Семейный альбом"
Проект направлен на взаимодействия педагогов, детей и родителей, на то,чтобы дети и родители как можно больше участвовали в совместнойдеятельности.Дети знакомятся с семьей как с явлением общественной ...