Дети "группы риска"
презентация к уроку по теме
Сложное и противоречивое время приносит в нашу жизнь великое множество проблем. В обществе усилились такие негативные тенденции как: имущественное неравенство, резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Возникает множество неблагоприятных факторов приводящих к риску. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_gruppy_riska.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дети группы риска» – риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможности развития.
В социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Категории детей «группы риска»: дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; педагогически запущенные дети; с отклонениями в поведении; попавшие в проблемные ситуации; испытывающие дефицит в общении; дети из семей, попавших в ТЖС; Часто болеющие дети.
Источники опасности Семья - гиперопека в семье -образ жизни , поведение родителей, не приминаемые детьми -насилие и агрессия в семье
Источники опасно сти Социум -избыток информации -видео -интернет -ТВ -СМИ
Источники опасности «Я сам» -Трудность в формированию жизненных ориентиров -одиночество -переживание собственной неудачности -отсутствие позитивных жизненных целей -состояние здоровья
Сверстники -Противоправные формы самоутверждения -отношения построенные на: подчинении и зависимости -испытание себя и других -потребности защиты или защитника -контакт с криминальными взрослыми Источники опасности
Образовательные и воспитательные организации : - атмосфера, не благоприятствующая созиданию мотивации к обучении -конфликтная ситуация -перегрузка школьной жизнью -профессиональная некомпетентность педагогов -авторитарный тип общения
«Семья группы риска» Родители ведущие асоциальный образ жизни Родители не занимающиеся воспитанием детей ( второй брак, работа, устройство личной жизни) Отсутствие родителей Неполные семьи
Общая характеристика детей группы риска Дети, не получившие родительской заботы. Часто – это дети из алкоголизированных семей, осужденных родителей и неблагополучных семей. Это дети – изгои, их не “ принимает ” социум, общеобразовательные школы, взрослые и сверстники. Они потеряли веру во все, не умеют дружить, сопереживать, сочувствовать, ценить доброе отношение. Они не любят себя, не ценят себя и других.
Агрессивны, но умеют приспосабливаться и быть двуличными. Отсутствие совести и чувства долга. Имеют слабое физическое здоровье, не умеют следить за своим внешним видом. Низкий образовательный уровень, слабо развитый теоретический интеллект, низкая познавательная мотивация и отсутствие школьных интересов.
Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному: «педагогически запущенными», «социально запущенными», «социально незащищенными», с «отклоняющимся поведением», «трудновоспитуемыми», « дезадаптированными », «социально заброшенными», с «девиантным поведением», « делинквентным поведением», с «асоциальным поведение» и т.п..
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но значимость семьи не утрачивается. Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках. Социально незащищенными детьми – называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок. Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления. Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовлетворения от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим. Озорство - тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Одинаково в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отметить или получить выгоду для себя.
Проступок – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Детский негативизм - проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Основной способ коррекции – это разумная требовательность. При запущенности применяются специальные методы. Упрямство - поведение ребенка, близкое к негативизму. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Иногда они обусловливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы — это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).
Своеволие - возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Грубость дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой. Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов: злостной и незлостной . К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер. Правонарушения - В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими.
Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка, необходимо исцеление современной семьи ради спасения будущего поколения, чтобы сегодняшние дети группы риска не превратились в изгоев общества в деморализованных преступных элементов.
Важнейшей задачей , стоящей перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения воспитанников, выявление и работа с неблагополучными семьями, пропаганда законопослушного поведения (на основе 120 закона Р.Ф.)
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального); Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; Содействие в поддержке семьи, повышение её воспитательного потенциала; Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Направление деятельности социального педагога Аналитико-диагностическое Социально-правовое Обеспечение поддержки семье в формировании личности учащегося Консультирование Профилактика, коррекция
С детьми «группы риска» в течение учебного года проводится следующая работа: изучение личности ребенка; составление характеристики; изучение жилищно-бытовых условий; оформление картотеки на ребенка, состоящих на учете в ОПДН и внутришкольном контрольном учете; своевременно ставить их на профилактический внутришкольный контроль; вовлечение детей в систему дополнительного образования;
контроль за успеваемостью, выполнением домашнего задания; посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе; включение обучающегося в группу для занятий с психологом; индивидуальные беседы и консультации с обучающимися и их родителями;
организация помощи в трудоустройстве всех желающих подростков на работу во время летних каникул; рассмотрение персональных дел на совете профилактики; ходатайство в центр социального обслуживания населения с целью оказать социальное сопровождение семьи несовершеннолетнего; проведение рейдов совместно с инспектором ОПДН, секретарем КДНиЗП .
Стоит отметить, что эффективность работы будет зависеть от ряда обстоятельств: желания самого ребенка, профессионального мастерства педагога, и комплексного подхода в решении проблемы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
«Здоровье детей и школьные факторы риска»
М. Безруких, Институт возрастной физиологии РАО, Центр «Образование и здоровье» МО РФ...
Телеконференция Риски и перспективы ядерной энергетики
Данная телеконференция была организована в рамках недели физики...
Дети " группы риска " на уроке физики.
Методы работы с учениками "группы риска"...
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Кто в группе риска?Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это т...