Дети " группы риска " на уроке физики.
статья по физике по теме

Гусева Наталия Павловна

Методы работы с учениками  "группы риска" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_riska_-_kopiya_-_kopiya.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№41»

г. Саратов

Статья

Дети «группы риска» на уроке физики

Автор: Гусева Наталия Павловна

2011 г

Дети «группы риска» на уроке физики

Самый главный человек – тот, с которым ты в данную минуту, самое главное время – то, в котором ты сейчас живешь, самое главное дело – сделать добро тому, с кем ты сейчас общаешься!

Л.Н. Толстой

Многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков.  Таких детей относят к категории «группа риска».

Общая характеристика детей «группы риска»:

 И вот такой ребенок приходит  в 7 классе на первый  урок физики. Новый предмет. Новые эмоции. Интересные демонстрации опытов, приборов. Решение и обсуждение качественных задач, объясняющих  явления окружающего  мира,   подтверждающих  его личный жизненный  опыт. У ребёнка пробуждается неподдельный интерес к учёбе. Идиллия,  но не долгая. Сложности наступают на последующих уроках, когда начинается более сложный учебный материал. Интерес  ученика может угаснуть. И как следствие - низкая успеваемость и плохая дисциплина. Ребёнок  возвращается к привычному  для себя  состоянию «ничего неделания».

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Поэтому  в  работе с детьми «группы риска»  рационально:

1. Ориентироваться   на индивидуальную  зону ближайшего развития ученика. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

2. Использовать разноуровневый  метод  обучения.   Суть метода – каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал (с обязательным для всех учащихся знанием ядра изучаемого материала). При этом  осуществляется адресная  коррекция знаний учащихся с  учётом индивидуальности  развития  ребёнка.  Создаётся  ситуация, ориентирующая  учащихся на достижение успеха, а не на избежание неудачи.

3.  Использовать методы и приёмы  психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска"  на уроке:

  • проявление доброты, внимания, заботы;
  • просьба;
  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
  • "авансирование" личности –  высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает;
  • обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
  • прощение;
  • проявление огорчения;
  • проявление умений и мастерства учителя;
  • убеждение и личный пример;
  • доверие;
  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
  • вовлечение в интересную деятельность;

4.Для создания ситуации значимости и востребованности, подростку  необходимо  заниматься общественно-полезным трудом. Внеклассная работа в кабинете физики  дает возможность ученику выбрать такое занятие, с которым он мог бы успешно справляться. Восстановить  свой « престижный статус»  в коллективе сверстников, педагогов, родителей. Активное привлечение детей «группы риска»  во  внеклассную  работу физических кружков, особенно кружков  по изготовлению наглядных пособий и  ремонту лабораторных приборов,  в состав  ученического актива кабинета физики даёт хороший результат.    

         Образовательным  продуктом  внеклассной   деятельности таких  детей может стать:  

  • физическая стенгазета («Занимательная физика»,  «День космонавтики» и т.д.);
  • стенд (« Новости науки и техники», «В мире физики» и т.д.);
  • альбом («Ученые физики», «Вселенная глазами телескопа Хаббл» и т.д.);
  • небольшая исследовательская работа  («Воздействие громкой музыки на остроту слуха», «Зависимость влажности воздуха от проветривания кабинета» и т.д.);  
  • компьютерная презентация отдельной темы физики;
  • самодельный прибор  (модель фонтана, термоскоп,  детекторный  радиоприемник и т.д.).

        Представляя  свои результаты  работы перед учащимися  младших и параллельных  классов в рамках проведения «Недели физики»,  перед родителями, соседями, преподавателями в школьные «Дни открытых дверей», дети  испытывают состояние успеха.

В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Конечно в работе с детьми «группы риска» высоких образовательных  результатов достичь трудно. Но значение маленьких «побед»  в процессе обучения  и воспитания этой группы детей  велико как в плане становления личности ребенка,  так  и в развитии  профессиональных компетенций педагога.

Литература

Дроздов С.Ю. Сопровождение учащихся "группы риска" в учебно-воспитательном процессе. Журнал  "Справочник классного руководителя" № 2, 2011г.

Зверев Владимир Анатольевич.  Диссертация  «Разноуровневый подход к оценке знаний учащихся на уроках физики»  http://www.dissercat.com

Проблема "группы риска" среди подростков. Документация школьного психолога         - Информация школьному психологу. Автор: Administrator        http://vashpsixolog.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»

В статье представлено описание проекта, целью которого является  формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...

Опыт ресоциализации детей "группы риска"

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...

Дети группы риска ( 2007г.)

категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...