Дети " группы риска " на уроке физики.
статья по физике по теме
Методы работы с учениками "группы риска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppa_riska_-_kopiya_-_kopiya.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№41»
г. Саратов
Статья
Дети «группы риска» на уроке физики
Автор: Гусева Наталия Павловна
2011 г
Дети «группы риска» на уроке физики
Самый главный человек – тот, с которым ты в данную минуту, самое главное время – то, в котором ты сейчас живешь, самое главное дело – сделать добро тому, с кем ты сейчас общаешься!
Л.Н. Толстой
Многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Таких детей относят к категории «группа риска».
Общая характеристика детей «группы риска»:
И вот такой ребенок приходит в 7 классе на первый урок физики. Новый предмет. Новые эмоции. Интересные демонстрации опытов, приборов. Решение и обсуждение качественных задач, объясняющих явления окружающего мира, подтверждающих его личный жизненный опыт. У ребёнка пробуждается неподдельный интерес к учёбе. Идиллия, но не долгая. Сложности наступают на последующих уроках, когда начинается более сложный учебный материал. Интерес ученика может угаснуть. И как следствие - низкая успеваемость и плохая дисциплина. Ребёнок возвращается к привычному для себя состоянию «ничего неделания».
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Поэтому в работе с детьми «группы риска» рационально:
1. Ориентироваться на индивидуальную зону ближайшего развития ученика. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
2. Использовать разноуровневый метод обучения. Суть метода – каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал (с обязательным для всех учащихся знанием ядра изучаемого материала). При этом осуществляется адресная коррекция знаний учащихся с учётом индивидуальности развития ребёнка. Создаётся ситуация, ориентирующая учащихся на достижение успеха, а не на избежание неудачи.
3. Использовать методы и приёмы психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" на уроке:
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
- "авансирование" личности – высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает;
- обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
- прощение;
- проявление огорчения;
- проявление умений и мастерства учителя;
- убеждение и личный пример;
- доверие;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- вовлечение в интересную деятельность;
4.Для создания ситуации значимости и востребованности, подростку необходимо заниматься общественно-полезным трудом. Внеклассная работа в кабинете физики дает возможность ученику выбрать такое занятие, с которым он мог бы успешно справляться. Восстановить свой « престижный статус» в коллективе сверстников, педагогов, родителей. Активное привлечение детей «группы риска» во внеклассную работу физических кружков, особенно кружков по изготовлению наглядных пособий и ремонту лабораторных приборов, в состав ученического актива кабинета физики даёт хороший результат.
Образовательным продуктом внеклассной деятельности таких детей может стать:
- физическая стенгазета («Занимательная физика», «День космонавтики» и т.д.);
- стенд (« Новости науки и техники», «В мире физики» и т.д.);
- альбом («Ученые физики», «Вселенная глазами телескопа Хаббл» и т.д.);
- небольшая исследовательская работа («Воздействие громкой музыки на остроту слуха», «Зависимость влажности воздуха от проветривания кабинета» и т.д.);
- компьютерная презентация отдельной темы физики;
- самодельный прибор (модель фонтана, термоскоп, детекторный радиоприемник и т.д.).
Представляя свои результаты работы перед учащимися младших и параллельных классов в рамках проведения «Недели физики», перед родителями, соседями, преподавателями в школьные «Дни открытых дверей», дети испытывают состояние успеха.
В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Конечно в работе с детьми «группы риска» высоких образовательных результатов достичь трудно. Но значение маленьких «побед» в процессе обучения и воспитания этой группы детей велико как в плане становления личности ребенка, так и в развитии профессиональных компетенций педагога.
Литература
Дроздов С.Ю. Сопровождение учащихся "группы риска" в учебно-воспитательном процессе. Журнал "Справочник классного руководителя" № 2, 2011г.
Зверев Владимир Анатольевич. Диссертация «Разноуровневый подход к оценке знаний учащихся на уроках физики» http://www.dissercat.com
Проблема "группы риска" среди подростков. Документация школьного психолога - Информация школьному психологу. Автор: Administrator http://vashpsixolog.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»
В статье представлено описание проекта, целью которого является формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...
Опыт ресоциализации детей "группы риска"
В статье представлен опыт работы "ЦДТ" по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...
Дети группы риска ( 2007г.)
категории беспризорников, причины возникновения "уличных детей, их жизнь...
Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)
Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...